Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение 9 страница




 

[2081] Гусейнов Г. Ч. Приап// Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 335–336.

 

[2082] Иванов П. В. Народные рассказы о ведьмах и упырях. С. 434.

 

[2083] Штернберг Л. Шабаш. С. 83.

 

[2084] Смоленский этнографический сборник. № 65. С. 135.

 

[2085] Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. С. 242–243.

 

[2086] Демонология эпохи Возрождения. С. 303. Примеч. С. 458.

 

[2087] АКНЦ. Колл. 134. № 16; Фонотека. 1620/16.

 

[2088] Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑ е. В 3 т. М.; Л., 1950. Т. 2. № 80. С. 72.

 

[2089] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб., 1881. III–V. С. 24 (Сб. Отделения русского языка и словесности Имп. АН. 1881. Т. 28. № 2).

 

[2090] Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Временник Имп. Московского об‑ ва истории и древностей российских. 1851. Кн. 9. С. 16–17.

 

[2091] Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1862. Вып. 4. С. 17. См. также: Соболевский А. Камень‑ латырь// Этнографическое обозрение. 1891. № 1. Смесь. С. 254.

 

[2092] Бессонов П. Калеки перехожие: Сб. стихов и исследований. М., 1861. Вып. 2. № 84. С. 313.

 

[2093] Там же. № 80. С. 290–291.

 

[2094] Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 4. Заметка. С. VIII–IX.

 

[2095] Там же. С. VIII.

 

[2096] Памятники отреченной русской литературы/ Собр. и изд. Николаем Тихонравовым. М., 1863. Т. 2. С. 455–456.

 

[2097] Великорусские заклинания: Сб. Л. Н. Майкова/ Послесл., примеч. и подгот. текста А. К. Байбурина. СПб.; Париж, 1992. № 211. С. 81; № 221. С. 87.

 

[2098] Коробка Н. «Камень на море» и камень алатырь. СПб., 1909. С. 13.

 

[2099] Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. Изд. 2‑ е. М., 1985. С. 259.

 

[2100] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 359.

 

[2101] Демиденко Е. А. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор: Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987. Т. 24. С. 85–98; Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993. С. 110–111.

 

[2102] Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губернии): Сб. Н. Е. Ончукова. СПб., 1908. № 8. С. 41, 43.

 

[2103] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева/ Подгот. текста и примеч. В. Я. Проппа: В 3 т. М., 1957. Т. 1. № 156. С. 358–359.

 

[2104] Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. С. 134.

 

[2105] Онежские былины / Подбор былин и науч. ред. текстов Ю. М. Соколова. Подгот. текстов к печати, примеч. и словарь В. Чичерова. М., 1948. № 278. С. 878.

 

[2106] Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 2. № 80. С. 72, 86–87.

 

[2107] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. № 172. С. 436.

 

[2108] Великорусские заклинания. № 219. С. 86.

 

[2109] Б. И. Обозрение губернских ведомостей с 1842 по 1847 год: статья 9‑ я// Журнал Министерства народного просвещения. 1851. Ч. 72. Октябрь. Отд. VI. С. 7; Котляревский А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868. С. 124; Четыркин И. Д. Какое значение имеют слова Нестора: «Собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне»? Воронеж, 1889. 19 с.

 

[2110] Подробнее об антропоморфных признаках намогильных памятников, выявленных в болгарской, западноукраинской, карпатской (коломыйской) и других традициях, см.: Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике/ Составитель С. М. Толстая. М., 1995. С. 206–212.

 

[2111] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 327.

 

[2112] Болсуновский К. В. Символика эпохи неолита. Киев, 1908. С. 11.

 

[2113] Топоров В. Н. Крест// Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 12.

 

[2114] Голан А. Миф и символ. Изд. 2‑ е. М., 1994. С. 97–103.

 

[2115] АКНЦ. Колл. 192. № 87; Фонотека. 3273/1.

 

[2116] Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Изд. 2‑ е. М., 1977. № 26. С. 136.

 

[2117] Терещенко А. Быт русского народа. Ч. VI. С. 55, 59; Б. И. Обозрение губернских ведомостей с 1842 по 1847 год. С. 7–8; Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II. Баба‑ Яга// Чтения в Имп. Об‑ ве истории и древностей российских при Московском ун‑ те. 1865. Кн. III. Июль – сентябрь. Отд. 1. С. 216. Подробнее о семантике рукоделий см.: Криничная Н. А. Нить жизни: реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях.

 

[2118] Харевич Ф. Акты и материалы. С. 65–69; Тревожные годы Архангельска. 1700–1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого / Изд. подгот. Ю. Н. Беспятых, В. В. Брызгалов, П. А. Кротов. Архангельск, 1993. № 10. С. 46–47.

 

[2119] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. III–V. С. 33.

 

[2120] Афанасьев А. Н. О значении Рода и рожаниц// Архив историко‑ юридических сведений, относящихся до России. 1855. Кн. 11. Половина 1‑ я. Отд. 1. С. 135; Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII. Судьба‑ доля в народных представлениях славян // Сб. Отделения русского языка и словесности Имп. АН. 1889. Т. 46. № 6. С. 240; Срезневский И. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков, 1846. С. 7; Шеппинг Д. О. Опыт о значении рода и рожаницы// Временник Имп. Московского об‑ ва истории и древностей российских. 1851. Кн. 9. С. 32.

 

[2121] АКНЦ. Колл. 29. № 122.

 

[2122] Снегирев И. Русские в своих пословицах. М., 1831. Кн. И. С. 127 (примеч. ).

 

[2123] Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 1. № 58. С. 533.

 

[2124] Подробнее см.: Криничная Н. А. На росстани: Мифологема судьбы в фольклорно‑ этнографическом освещении// Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 32–45.

 

[2125] Народные баллады/ Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Д. М. Балашова. М.; Л., 1963. С. 265.

 

[2126] Там же. С. 263. См. также с. 113.

 

[2127] Повесть временных лет/ Подготовка текста Д. С. Лихачева, перевод Д. С. Лихачева и Б. А. Романова. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 15. См. также: Краткое обозрение мифологии славян российских. М., 1815. С. 37; Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916. С. 55.

Быть может, пережитком древнего похоронного обряда, зафиксированного в различных местностях, но преимущественно на Севере России, служит обычай «честить» могилу богатыря. Согласно этому обычаю, ведущему свое начало с незапамятных времен, каждый, будь он конный или пеший, минуя могилу, курган, бугор богатыря, считает своим долгом бросить на нее, перекрестясь, клочок сена или ветку дерева. Так продолжается два года, пока не набирается большая куча из сухой травы и веток, которая чудесным образом возгорается. А на свежем пепелище вновь появляются два сучка, сложенные крестом и служащие основанием для очередного костра, вспыхивающего с прежней периодичностью. В этом обычае, на наш взгляд, можно усматривать признаки репрезентации древнего погребального костра. См.: Даль‑ Луганский В. И. Картины из русского быта// Москвитянин. 1848. Ч. 4. № 8. С. 67–71.

 

[2128] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Ill – V. С. 40.

 

[2129] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С. 71.

 

[2130] Веселовский А. Н. Генварские русалии и готские игры в Византии // Журнал Министерства народного просвещения. 1855. Ч. 241. Сентябрь. С. 7–8; Миролюбов Ю. Русская мифология: Очерки и материалы. Mü nchen, 1982. С. 168.

 

[2131] Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Имп. Русского географического об‑ ва. Пг., 1914. Вып. 1. С. 294; он же. Очерки русской мифологии. С. 12, 14, 55; Кирпичников А. И. Очерки по мифологии XIX века// Этнографическое обозрение. 1894. № 4. Кн. XXIII. С. 20, 39; Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911. С. 266; Крачковский Ю. Ф. Быт западно‑ русского селянина. М., 1874. С. 169; Малорусския народныя предания и разсказы. Свод Михаила Драгоманова. Киев, 1876. С. 46; Манжура И. И. Малорусские сказки, предания и поверья, записанные в Екатеринославской губ. // Сб. Харьковского историко‑ филологичеcкого об‑ ва. 1894. Т. 6. Вып. 2. С. 186–187; Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. М., 1957. Т. 2. № 226. С. 209; Чубинский П. П. Труды этнографическо‑ статистической экспедиции в Западно‑ Русский край: Материалы и исследования. СПб., 1877. Т. IV. С. 712; Шаманский Ф. С. Из жизни Петровского уезда// Саратовские губернские ведомости. 1885. № 11.

 

[2132] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. М, 1957. Т. 3. № 363. С. 126.

 

[2133] АКНЦ. Колл. 192. № 32; Фонотека. 3270/1.

 

[2134] Там же. Разряд 6. Оп. 1. № 36. Л. 30.

 

[2135] Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 168–169.

 

[2136] АКНЦ. 192. № 32; Фонотека. 3270/1.

 

[2137] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 366. С. 96.

 

[2138] Смирнов В. Народные гаданья в Костромском крае// Четвертый этнографический сборник: Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Кострома, 1927. Вып. XLI. № 449, 464, 470, 479. С. 68, 70–71.

 

[2139] Там же. № 454. С. 69.

 

[2140] Там же. № 452, 479. С. 69, 71.

 

[2141] Барсов Е. В. Северные сказания о лембоях и удельницах // Изв. Имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. XIII. Вып. 1: Труды этнографического отдела. 1874. Кн. 3. Вып. 1. С. 89.

 

[2142] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII. С. 257; Криничная Н. А. «На роду написано»: мифологические рассказы и поверья о домашнем духе как вершителе жизненного цикла// Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1993. С. 4, 7, 8.

 

[2143] В. И., В. Т. Доля// Славянская мифология: Энциклопедический словарь. С. 167.

 

[2144] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII. С. 257.

 

[2145] Иванов П. В. Народные рассказы о Доле// Украï ньцi: народнi вiрування, повiр’я, демонологiя. С. 352.

 

[2146] Там же.

 

[2147] Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. С. 219, 303.

 

[2148] Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XV. Валькирии – Welis, Вила – Viola// Сб. Отделения русского языка и словесности Имп. АН. 1889. Т. 46. № 6. С. 298.

 

[2149] Миролюбов Ю. Русская мифология. С. 72, 204–205.

 

[2150] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 437, 444, 582.

 

[2151] См.: Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: верования, текст, ритуал. М., 1994. С. 27, 29, 31–32, 36–37, 40, 42; Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. С. 308–309.

 

[2152] Криничная Н. А. Нить жизни… С. 6–7, 17.

 

[2153] Тахо‑ Годи А. А. Гермес// Мифы народов мира. Т. 1. С. 292.

 

[2154] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2–3; Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII. С. 173–260; Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965; они же. Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Миролюбов Ю. Русская мифология; Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. П. Баба‑ Яга// Чтения в Имп. Об‑ ве истории и древностей российских при Московском ун‑ те. 1865. Кн. III. Июль – сентябрь. Отд. 1. С. 85–232; он же. О доле и сродных с нею существах// Потебня А А. Слово и миф. М., 1989. С. 472–516; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси; Толстой Н. И. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции// Славянский и балканский фольклор: Верования, текст, ритуал. М., 1994. С. 139168; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982; Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера и др.

 

[2155] Андреев М. Средне‑ Азиатская версия Золушки (Сандрильоны)// По Таджикистану. Ташкент, 1927. Вып. 1. С. 60–76.

 

[2156] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 331. С. 87.

 

[2157] Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Имп. Русского географического общества. Вып. 1. С. 269.

 

[2158] Домострой. М., 1990. С. 84.

 

[2159] Барсов Е. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами// Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антология. Вып. 1: Сокровищница русской религиозно‑ философской мысли / Сост., общая ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. С. 132.

 

[2160] Подробнее о домовом см.: Афанасьев А. Н. Дедушка домовой// Архив историко‑ юридических сведений, относящихся до России. М., 1850. Кн. 1. Отд. 6. С. 13–29; Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С. 92–117; Криничная Н. А. Дом: его облик и душа (к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве). Петрозаводск, 1992; она же. Дом: его облик и душа (к вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном деревянном зодчестве Русского Севера)// Традиционные культуры и среда обитания: 1‑ я Междунар. конф. Тезисы. Москва, 15–19 мая 1993 г. М., 1993. С. 109–111; она же. Домашний дух и святочные гадания. Петрозаводск, 1993; она же. Домашний дух: пространственные и временные показатели (к вопросу об интерьерах крестьянского жилища в свете мифологических рассказов и поверий)// Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 4–29; она же. Магия слова и народный этикет: к семантике и тождеству формул приглашения домового в новое жилище// Язык и этнический менталитет. Петрозаводск, 1995. С. 67–77; она же. «На роду написано»: мифологические рассказы и поверья о домашнем духе как вершителе жизненного цикла. С. 4–23.

 

[2161] Сказки и предания Северного края / Запись, вступ. статья и коммент. И. В. Карнауховой. Предисл. Ю. М. Соколова. М.; Л., 1934. № 79. С. 164.

 

[2162] Миролюбов Ю. Русская мифология. С. 32, 99–100. См. также: Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. Киев, 1890. С. 177.

 

[2163] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 81, 101; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 63; Соловьев Н. Ф. Мара // Энциклопедический словарь/ Издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1896. Т. XVIIIA. С. 585.

 

[2164] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 101; Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. М., 1890. Вып. 2. С. 125 (Изв. Имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXIX: Труды этнографического отдела. Т. XI. Вып. 1); Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 64; Неуступов А. Д. Представления и рассказы о домашних духах и нечистой силе в Кадниковском уезде// Ярославские зарницы. 9 декабря 1910. № 49. С. 3–4; Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. С. 125, 129.

 

[2165] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 64.

 

[2166] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. С. 139; Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии. С. 27, 29, 31–32, 36–37, 40, 42; Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. С. 167 и след.; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 102; Терещенко А. Быт русского народа. Ч. VI. С. 129.

 

[2167] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 344.

 

[2168] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. Дмитров, 1930. С. 178.

 

[2169] Иванов В. В., Топоров В. Н. Мокошь// Мифологический словарь. С. 374.

 

[2170] Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. С. 20.

 

[2171] Барсов Е. В. Об олонецких древностях// Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1894. Вып. 3. С. 185.

 

[2172] Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. С. 217–218.

 

[2173] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. С. 131.

 

[2174] Андреев М. Средне‑ Азиатская версия Золушки (Сандрильоны). С. 69–70.

 

[2175] Савельева Л. В. Языковая экология: Русское слово в культурно‑ историческом освещении. Петрозаводск, 1997. С. 76.

 

[2176] Фирдоуси. Шах‑ наме. М., 1964. Кн. II. С. 594.

 

[2177] Очерки по Истории Русской Святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961. С. 37.

 

[2178] Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губернии). № 151. С. 365. См. также: Сказки Заонежья/Сост. Н. Ф. Онегина. Петрозаводск, 1986. № 59. С. 161.

 

[2179] Северные сказки. № 128. С. 313.

 

[2180] Сказки Терского берега Белого моря/ Изд. подготовил Д. М. Балашов. Л., 1970. № 22. С. 80.

 

[2181] АКНЦ. Колл. 128. № 70.

 

[2182] Савельева Л. В. Языковая экология. С. 76.

 

[2183] Перетц В. Н. Кикимора// Энциклопедический словарь/ Издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1895. Т. XV. С. 52.

 

[2184] См.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. С. 176.

 

[2185] Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. С. 125–126.

 

[2186] АКНЦ. Колл. 160. № 153.

 

[2187] Добровольский В. Нечистая сила в народных верованиях// Живая старина. 1908. Вып. I. С. 16.

 

[2188] Соколова В. К. Весенне‑ летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 188, 214, 223.

 

[2189] Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века. М., 1957. С. 96.

 

[2190] Бондаренко В. Поверья крестьян Тамбовской губернии// Живая старина. 1890. Вып. I. С. 120.

 

[2191] Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М., 1914. № 13. С. 124.

 

[2192] Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. С. 217–218.

 

[2193] Смоленский этнографический сборник. № 25. С. 91.

 

[2194] Криничная Н. А. «Сынове бани» (Мифологические рассказы и поверья о баеннике)// Этнографическое обозрение. 1993. № 4. С. 75.

 

[2195] Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. С. 171.

 

[2196] Былички и бывальщины. № 90. С. 110. См. также: N. Большая Шалга (сельский приход в Каргопольском уезде)// Олонецкие губернские ведомости. 1888. № 99. С. 980.

 

[2197] Балов А. Следы языческого культа в русских народных домашних украшениях// Русский вестник. 1906. Т. 304. С. 104, 107.

 

[2198] Барсов Е. В. Об олонецких древностях. С. 185.

 

[2199] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 103.

 

[2200] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. С. 208; Т. 2. С. 547.

 

[2201] Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895. С. 89.

 

[2202] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах/ Собр. в Витебской Белоруссии Н. Я. Никифоровский. Витебск, 1897. № 679. С. 100.

 

[2203] Там же. № 683.

 

[2204] Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо‑ Западного края. СПб., 1902. Т. 3. С. 377.

 

[2205] Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. С. 89.

 

[2206] Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо‑ Западного края. СПб., 1887. Т. 1. Ч. 1. С. 43.

 

[2207] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. № 187. С. 238.

 

[2208] Добровольский В. Нечистая сила в народных верованиях. С. 16.

 

[2209] Косич М. Н. Литвино‑ белорусы Черниговской губернии, их быт и песни// Живая старина. 1901. Вып. 3–4. Отд. 2. С. 15.

 

[2210] Там же.

 

[2211] Добровольский В. Нечистая сила в народных верованиях. С. 16.

 

[2212] Косич М. Н. Литвино‑ белорусы Черниговской губернии, их быт и песни. С. 15.

 

[2213] Там же.

 

[2214] Там же.

 

[2215] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 298.

 

[2216] Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М., 1965. С. 56.

 

[2217] Георгиевский М. Святки в деревнях Олонецкой губернии и различные гаданья// Олонецкие губернские ведомости. 1889. № 48. С. 515; Завойко Г. К. Гаданья у крестьян Владимирской губернии// Этнографическое обозрение. 1915. № 1–2. С. 117.

 

[2218] Частушки в записях советского времени/ Изд. подгот. З. И. Власова, А. А. Горелов. М.; Л., 1965. № 5910. С. 272.

 

[2219] Герасимов М. К. Некоторые обычаи, обряды, приметы и поговорки крестьян Череповецкого уезда Новгородской губернии// Этнографическое обозрение. 1894. № 1. Смесь. С. 125.

 

[2220] Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле календарной обрядности (западно‑ восточнославянские параллели)// Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 40.

 

[2221] Завойко Г. К. Гаданья у крестьян Владимирской губернии. С. 117.

 

[2222] Георгиевский М. Святки в деревнях Олонецкой губернии и различные гаданья. С. 515.

 

[2223] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко. Ч. 1: Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877. С. 196 (Изв. Имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 30: Труды этнографического отдела. Кн. V).

 

[2224] Заварин Н. О. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии// Вологодские епархиальные ведомости. 1870. № 5. С. 71.

 

[2225] Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде// Изв. Архангельского об‑ ва изучения Русского Севера. 1913. № 1. С. 23–24.

 

[2226] АКНЦ. Колл. 84. № 16.

 

[2227] Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для Имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913. № 27. С. 489.

 

[2228] Козырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии// Живая старина. 1912. Вып. 1. С. 79–80. См. также: Новикова В. В. Изделия из текстиля в севернорусском свадебном обряде // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 127–150.

 

[2229] Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа: иконопись, книжная миниатюра и орнаментика. XIII – начало XVI века. СПб., 1992. № 9. С. 315.

 

[2230] Добровольский В. Нечистая сила в народных верованиях. С. 6.

 

[2231] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. № 1024. С. 138.

 

[2232] Топоров В. Н. Пряжа // Мифы народов мира. Т. 2. С. 344.

 

[2233] Сельские обычаи в некоторых местностях Суражского уезда Черниговской губернии // Изв. Имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. XIII. Вып. 1: Труды этнографического отдела. М., 1874. Кн. 3. Вып. 1. С. 75; Соколова В. К. Весенне‑ летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. С. 102.

 

[2234] Герасимов М. К. Некоторые обычаи, обряды, приметы и поговорки крестьян Череповецкого уезда Новгородской губернии. С. 125.

 

[2235] Гаген‑ Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография, 1933. № 5–6. С. 83; Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. С. 40.

 

[2236] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. С. 326.

 

[2237] См., например: Косменко А. П. Функция и символика вепсского полотенца (по фольклорно‑ этнографическим данным)// Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1983. С. 38–53; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 222–223.

 

[2238] АКНЦ. Разряд 6. Оп. 1. Д. 87. Л. 21.

 

[2239] Певин П. Народная свадьба в Толвуйской волости Петрозаводского уезда// Живая старина. 1893. Вып. 2. С. 237. Ср.: Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко. Ч. 1. С. 164.

 

[2240] Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980. С. 271–276; Елеонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов / Сост. и вступ. статья А. Н. Виноградовой. М., 1994. С. 171–178.

 

[2241] Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. С. 118.

 

[2242] Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан// Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 108.

 

[2243] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 547.

 

[2244] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. С. 129.

 

[2245] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990. Т. 3. С. 533.

 

[2246] Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в. Л., 1983. С. 110.

 

[2247] Липс Ю. Происхождение вещей: из истории культуры человечества / Перевод с нем. В. М. Бахта. Ред. и предисл. С. А. Токарева. М., 1954. С. 271–272.

 

[2248] Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. С. 205.

 

[2249] Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. 2. Кн. 7. С. 59.

 

[2250] Там же.

 

[2251] Там же. С. 64.

 

[2252] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 508–509.

 

[2253] Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии. С. 111.

 

[2254] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 508.

 

[2255] Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. 2. Кн. 7. С. 19.

 

[2256] Куфтин Б. Изба‑ «пряха» и «непряха» Московского края// Московский краевед. 1928. Вып. 4. С. 9–13; Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 301.

 

[2257] Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан. С. 106.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...