Тезисы. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. Случай 2. Крик чудовища. Часть 1. Фигура власти
Тезисы – В ответ на агрессивный выпад партнера хорошо бы телесным невербальным поведением показать, что вы не стали «жертвой», удар пролетел мимо цели. – Сидеть на «краешке стула» так же невыгодно, как и изображать «скалу». Лучше показать раскованность, гибкость. – Жесткость в переговорах не означает внешне жесткий стиль поведения. Жесткость может выражаться в подстройке и гибкости как способах добиться намеченной собственной цели.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ «Нарвался на хама», «рассогласование деловых культур», «психопат, что с него взять» – все это, скорее всего, имеет место. Правда, есть и подозрение, что задним числом наш герой несколько сгущает краски, невольно ищет сочувствия и поддержки. Конечно, он их получит. Но давайте по порядку. Что еще здесь есть, кроме столкновения «цивилизации с варваром»? Чтобы выйти из рациональной плоскости решения, нам, кроме фигур агрессора и жертвы (когда кажется, что или ты, или тебя), нужны и другие. Нужна «третья точка» – назовем ее «наблюдателем», возможностью видеть из другой плоскости, иначе говоря, просто выдохнуть и «взглянуть спокойно». Итак, один отчетливо играет в силовую игру. «А ты кто такой? » «Кто за тобой стоит? » «Чего ты добился в жизни? ». Месседж таков. Ответить на него? Игнорировать? Пытаться настоять на своем? Предложить свои правила? Можно ли что-то сделать с этой открытой конфронтацией? Как перевести ее в символическую? Предложить армрестлинг? Принять, что это не «встреча культурных людей», а именно атака и неприкрытое хамство? Герой же на месседж «давай поборемся» отвечает: «У нас не физкультура, а математика. Я хочу играть в другую игру».
Часто только после достижения «третьей точки» становится доступна и четвертая: в сказке герой встречает помощника, который «достраивает» героя именно тем, чего ему не хватает и что ему так необходимо. Чтобы переформатировать ситуацию, увидеть новые ходы и сделать их, нужно не только войти в «точку наблюдателя», отстраниться и приблизиться с другого конца. Влезть в шкуру, спросить самого себя и дождаться ответа – через выдох. Ситуация может распасться на осколки, а потом неожиданно собраться в пазл иначе, чем было до того момента. «Кричи не кричи, но ты мне нравишься – давай поговорим». «Хорошо бы выпить чаю, в следующий раз сам принесу хорошего». «Как ты хорошо устроился, я бы тоже хотел так работать». «Как тебя правильно называть? » «Давай сыграем партию в армрестлинг, кто кого руками переборет, а уже потом, когда пар выйдет, поговорим». Если смотреть на него как на незадачливого драчуна в детстве, сохраняя искренность (а не только сдерживаемое желание «врезать»), слова придут сами. Хотя пригодились бы и памятка, и опыт обращения с драконами. Ведь перед вами – дракон. Не в первый и не последний раз он пользуется оболочкой этого человека, надев его, как куклу, на свою лапу. От этого и оторопь берет. Но если вам не нравятся драконы или в школе вы пропустили уроки, когда одноклассники изучали правила обращения с ними, найдите другую работу. Сила голов дракона в том, чтобы говорить разное, обрывать, кричать, быть неожиданным, пускать огонь из ноздрей. Им только дай насладиться испугом маленького мальчика, они хотят любого вогнать в такое состояние. Итак, цель проста и интересна: рассмотреть дракона и вступить с ним в диалог, бой, игру – это уже по вашему выбору. Проблема нашего героя в том, что он спрятался за уроки интеллигентного чистописания, перепутал предмет, взял не ту тетрадку. Ну, так пусть заглянет в портфель, там еще немало полезного.
Случай 2. Крик чудовища У Дениса есть босс. Любая идея, пришедшая от подчиненных, представляется этому боссу изначально неправильной. Босс может накричать на Дениса. И тот будет его невозмутимо слушать. Часть 1. Фигура власти ЛК: Сядьте на этот стул, пожалуйста. Вы сейчас – ваш босс. Как вас зовут? Денис (от лица босса): …Босс. ЛК: Как к вам обращаться: «Ну, Босс, вставай? » Денис (от лица босса): Примерно так. ЛК: Вы вообще никогда не были маленьким? У вас не было сосок, игрушек? Вы родились и сразу – «босс»? У вас имя есть? Денис: Давайте его придумаем. Семен Семеныч. ЛК: Отлично. Но это реальный человек? Вы можете в его шкуре побыть? Какой у вас рост, возраст, что вы любите? Дайте нам портрет, как вы сами себя воспринимаете. Денис (от лица босса): Я Семен Семеныч. У меня средний рост. ЛК: Сколько это? 132? Денис: 178. ЛК: Хорош средний рост. Девушкам нравится такой средний рост. Денис (от лица босса): Худощавый. Сорок лет. По гороскопу – Лев. У меня есть все болезни, которые есть у человека, исключая разве что… ЛК: Семен Семеныч, ну вы и жадина! Даже болезни вам нужны все. Денис (от лица босса): Я самый умный. Самый хороший. Самый-самый-самый. ЛК: Семен Семеныч, у вас чувство юмора есть? Денис (от лица босса): Есть. Люблю анекдоты. ЛК: Это и есть ваше чувство юмора? Вы Дениса знаете? Денис (от лица босса): Знаю. ЛК: Что о нем думаете? Денис (от лица босса): У него есть много хороших идей, но много и напрасных. ЛК: Он настырный, что ли? Он пытается к вам прийти и изобразить, какой он умный? Денис (от лица босса): Все пытаются прийти. ЛК: Но Денис… Вы выделяете его в этой толпе? Прибегает к вашему трону… Денис (от лица босса): Он выделяется. ЛК: Чем? Денис (от лица босса): Все идеи, которые появляются в компании, идут от него. ЛК: Он вам нравится? Или он вас раздражает? Денис (от лица босса): Больше нравится, чем раздражает.
ЛК: Раздражает меньше других. А чем он вам больше нравится? Он что, меньше суетится? Или, наоборот, у него все идеи светлые, нимб над головой? Чем он вам нравится? Денис (от лица босса): Не идет на конфликт сразу. ЛК: Он считает, что вы козел, но все-таки это скрывает? Денис (от лица босса): Да. ЛК: Семен Семеныч, а вы ему денег платите нормально или прижимаетесь? Денис (от лица босса): Я считаю, что нормально. ЛК: А он как считает? Денис (от лица босса): Наверное, считает, что недостаточно. ЛК: Когда вы его повысите? Денис (от лица босса): Когда он будет лучше работать. Сначала нужно заработать, а потом получить. ЛК: А может он от вас убежать? Он такой шустрый парень. Денис (от лица босса): Может. ЛК: Что делать? Как вы его к себе привязываете? Денис (от лица босса): Тогда я буду платить побольше. ЛК: А вдруг вы не успеете? Денис (от лица босса): Моя практика показывает, что успеваю. ЛК: Вы быстрее всех. Вы быстро соображаете. Денис (от лица босса): Да. И я знаю болевые точки, слабые места. ЛК: У вас столько болезней: конечно же, вы знаете болевые точки! А с кем Денис конкурирует? Он в организации ведет какие-нибудь переговоры? Какой он переговорщик? Денис (от лица босса): Я его посылаю на все встречи, где не хочу потерять лицо. Когда нужно сказать «нет». ЛК: Денис умеет так обаятельно улыбнуться, как будто хочет дать пряника, а потом сказать: «Пошли все вон, ничего не дадим»? Денис (от лица босса): Да. ЛК: А почему вы сами не можете? Вы слишком грозно рычите и не можете улыбнуться, когда отказываете? Денис (от лица босса): Отказ после данного слова – потеря лица. ЛК: А Денису все равно: он шавка. Что он там набрешет, никому не важно. Денис (от лица босса): Да. ЛК: То есть Денис – такая управляемая кукла. Ему сказали: «Фас! » – и он побежал. Ему это нравится?
Денис (от лица босса): Наверное, да, если он этим занимается. ЛК: Он как собачка, рад служить. Сказали: «Я тебя почешу» – хорошо. Сказали: «Укуси! » – тоже хорошо. Денису всегда это нравится? Денис (от лица босса): Не всегда нравится. ЛК: Но делает? Денис (от лица босса): Да. ЛК: Теперь, Денис, покажите нам, пожалуйста, пару реплик со «своего» стула. Ваш диалог с Семен Семенычем. Что говорите ему вы, что говорит вам он. Давайте воспроизведем конкретную ситуацию. Денис: Я прихожу и говорю: «Семен Семеныч, у нас проблема! » ЛК: Скажите, а Семен Семеныч любит, чтоб вы пришли, сделали такую серьезную морду и сказали: «У нас проблема. Все серьезно»? Денис: Не любит. ЛК: А вы так говорите, чтобы ему насолить? Денис: Нет. ЛК: Вы ему показываете, что вы серьезный человек. Что проблема серьезная, страшно трудная, но вы будете ее решать. Денис: Да. ЛК: Хорошо. Поехали дальше. Вы сейчас переключайтесь. Главная цель – быстро менять позицию. Денис (от лица босса): «Это у вас проблема. Вы неправильно определили источник проблемы. Скорее всего, вы неправильно ее решили». ЛК: То есть Семен Семеныч говорит: «Денис, ты дурак! Ты дважды дурак! Ты сделал изначально неправильно, и потом неправильно, и потом. И сам ко мне пришел – неправильно! Иди и делай». Примерно так? Денис: Не «иди и делай», а, наоборот, «не делай». ЛК: То есть настолько напортачил, что лучше деньги потеряем. «Ты такой козел, все сделал не так». Итак, вы Семен Семеныч. Как вы реагируете, когда пришел Денис – беспомощное существо – и говорит, что опять все сложно? Денис (от лица босса): Я очень кричу. ЛК: Так покричите на него. Покажите нам, не стесняйтесь. Денис: Даже боюсь. ЛК: Ничего, мы выдержим. Что толку сдерживаться? Пришел комнатный песик, который в углу нагадил. Дайте ему как следует, для его же пользы! Давайте-давайте! Не стесняйтесь, Семен Семеныч. Вы сейчас не склонны объяснять. У вас сейчас гром и молния должны возникнуть. Кто он такой?! Сидит, хвост поджимает. Семен Семеныч, вы такая мямля! Даже этому парню не можете ничего сказать. На вас непохоже! Денис: Этим вы меня не заведете. ЛК: Семен Семеныч, вы спокойный такой. Вкрадчивый. Улыбчивый. Или лучше на него покричать? Денис (от лица босса): Я не всегда кричу. ЛК: Вам увиливать нехорошо. Соберитесь! Вы же босс! А это кто? Какая-то шавка. Денис (от лица босса): «Что вы мне тут принесли? (Кричит. ) Это что вообще? Чья работа? »
ЛК: Повилял хвостом и убежал на свое место, где удобно терпеть, страдать, смотреть снизу, облизываться, но ни в коей мере не реагировать на Семен Семеныча. Денис: Я обычно объясняю: «Семен Семеныч, это сделано по вашему указанию. Задание такое-то, дата такая-то». ЛК: «Семен Семеныч, я все испортил. Но вы тоже приложили руку. Тоже не на высоте». Денис: Абсолютно правильно. ЛК: Что говорит Семен Семеныч? Денис (от лица босса, кричит): «Как я?! Вы меня неправильно поняли! » ЛК: Семен Семеныч так тихо говорит? Чтобы все прислушивались? Такой тихий и робкий? Денис: Нет. ЛК: А как? Воспроизведите, Денис. Мы же хотим понять простые вещи. Чтобы вы вошли в роль и могли легко перемещаться. У Дениса установка: «Я к нему пришел, он на меня поорал. Накачал меня, как мяч. Постучал по мне, и хорошо». ЛК: Денис привычно ведет себя как в мундире, потому что «так проще». Но так – совсем не проще. Он заинтересовался. Так и в жизни с ним происходит. Читатель: Денис неубедительно изображает? ЛК: Он вообще мало что изображает. Он исходит из постулата: «потерплю, а потом чуть порежиссирую». А тут ему предлагают не терпеть, но режиссируют за него. Неважно, из какой роли он кричит, лишь бы раскрылся и снял привычное подавление чувств. Он переговоры ведет в резиновом костюме. На дно в скафандре спускается, но сокровищ там не находит. Денис себя удерживает от каких бы то ни было невольных минимальных движений, и его эффективность как переговорщика страдает. Если мы выжидаем, зажимаемся, лишаем себя движений, то начинаем подыгрывать своей внутренней картинке: «Я маленький, надо переждать. Не хватает ресурсов». От того, насколько Денис внутренне свободен и как он внутренне раскован – независимо от внешней ситуации, – зависит его возможная успешность. Предположим, мы работаем с некой фигурой, которая кажется очень сильной. Эту силу она набирает из других наших воображаемых фигур власти, с которыми мы раньше сталкивались… Мы когда-то были маленькими. Кто-то нас унижал. В детском саду – нянечка. В школе – учительница. Где-то – старшие мальчишки. У нас есть опыт разного рода давления, насилия, принуждений. И остатки этого опыта, вроде бы забытые, но где-то у нас хранящиеся, могут порой собраться и дать нам ощущение: «Куда мне!.. Я маленький, а он большой. Разве я могу эту гору сдвинуть?! » Если в нашем воображении, «внутренних переговорах», уже заранее есть образ преувеличенного «большого», а образ себя – как пытающегося «выживать, ползти вверх», – то мы невольно начинаем действовать не в связи с реальными обстоятельствами, а в связи с внутренним образом, в котором есть тот, кто гнет, и тот, у кого не получается выпрямиться. Мы можем при этом хорохориться, бороться, но работает внутренний образ фигур власти. Если на нас кто-то сильно давит, мы имеем возможность про себя незаметно улыбнуться, или подвинуться с места, или пошевелить плечами… или представить себе какую-то другую картинку. Мы участвуем в съемках смешного мультфильма «Ну, погоди! », а не просто онемели от ужаса перед властью, перед ужасной фигурой. Мы начинаем двигаться и размораживаем образ сильного, несдвигаемого, ужасного человека, который забрал все ресурсы. У меня была однажды группа, и там человек говорит: «Когда на меня орет мой министр, я представляю, что подходит к нему кто-то сзади с молоточком, гвоздиками и воздушными шариками в руке. И тык! – маленький гвоздик в голову. И шарик к нему привязал. И вот я смотрю на него, представляю себе гвоздик, а на гвоздике шарик – красненький… или зелененький, желтенький. Он орет, а я смотрю: шарики висят». Активное воображение, образ – возможность перестроиться и не попасть в трубу агрессии. И человек свободен от навязанной ему драматургии: «Я – Бог, а ты – зайчик. Дрожи хвостом! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|