Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рецензент: В.В. Черняев, доктор педагогических наук, профессор.




Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет»

(ЛГПУ)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики социального образования

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Социальная работа

Форма обучения: очная /заочная

 

Липецк-2013

Занятость населения и ее регулирование

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Автор-составитель: Л.А. Затуливетер,доцент, к.п.н., доцент

 

Рецензент: В.В. Черняев, доктор педагогических наук, профессор,

зам.директора Липецкого филиала ОРАГС

 

Ответственный редактор:

О.Н. Гулюкина канд. пед. наук, доц.

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры педагогики социального образования

факультета педагогики и психологии

(протокол № 1 от 04. 09. 2012 г.)

Зав.кафедрой ___________ О.Н. Гулюкина

 

 

С


Липецкий государственный

педагогический университет

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Автор программы: к.п.н. доцент Затуливетер Л.А.

Рецензент: В.В. Черняев, доктор педагогических наук, профессор.

1.3 Пояснительная записка:

Учебная дисциплина «Занятость населения и её регулирование» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101)– Социальная работа, и разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по названной специальности.

Целью учебной дисциплины является формирование у будущих специалистов современного, систематизированного и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, месте занятости в системе социальных и экономических категорий, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, а также о специфике этих процессов в России, обусловленной происходящими в стране глубокими социально-экономическими преобразованиями.

Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия (такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд) и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.

Основные задачи, реализующие эту цель:

· систематизация имеющихся у студентов знаний и ознакомление их с новыми знаниями о занятости населения и её регулировании;

· формирование у студентов представления о государственной службе занятости, её месте в системе социальных институтов гражданского общества, роли и значении в решении социальных проблем и поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

· ознакомление студентов с зарубежным опытом регулирования занятости и рынка труда;

· освоение студентами современных методов и технологий работы службы занятости;

· повышение уровня общей и экономической культуры студентов, усиление их социальной ориентированности, формирование у них глубоких профессиональных знаний и навыков самостоятельной оценки и анализа явлений и процессов в сфере занятости населения, системного и адекватного современным условиям мышления.

Учебная дисциплина “Занятость населения и её регулирование” должна изучаться в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами, а также комплексом учебных дисциплин по теории и практике социальной работы. Данная дисциплина предполагает изучение студентами, наряду с рекомендуемыми учебными пособиями, трудов крупнейших российских и зарубежных экономистов и обществоведов, специальной социально-экономической литературы, ознакомление с новейшими исследованиями в данной области.

Отношения занятости, ее регулирование играют ключевую роль в управлении обществом, являясь важнейшим направлением социально-экономической политики. Именно этим предопределен круг тем, включенных в программу. Основной упор сделан на изучение вопросов формирования и реструктуризации занятости, становления, развития и функционирования рынка труда, его взаимодействия с другими элементами рыночного механизма. Особо выделена проблематика программ регулирования занятости в России и за рубежом, развития государственной службы занятости, поддержки безработных и содействия занятости социально слабо защищенных групп населения.

Изучение дисциплины “Занятость населения и её регулирование” означает овладение студентами учебным материалом на трех основных уровнях: продуктивном, репродуктивном и ознакомительном. Первый предполагает освоение теоретических знаний вплоть до навыков их практического применения. Второй – требует умения активно воспроизвести усвоенные сведения. Третий, ознакомительный – должен обеспечить общую осведомленность обучающихся и их умение ориентироваться в сопутствующих, дополнительных и непервостепенных вопросах, проблемах и подходах, а также в литературе.

Выпускник в результате освоения дисциплины «Занятость населения и её регулирование» должен:

¨ знать сущность и специфику социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сфере занятости;

¨ знать закономерности развития и функционирования рынка труда, содержание основных теоретических подходов к его оценке;

¨ знать методы регулирования занятости и рынка труда;

¨ знать содержание и виды политики занятости, способы социальной защиты занятости населения и права граждан на труд;

¨ знать проблемы и особенности формирования рынка труда в России;

¨ знать основные положения законодательства о занятости.

¨ уметь квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины;

¨ уметь анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;

¨ уметь рассчитывать основные показатели, характеризующие занятость и состояние рынка труда;

¨ уметь делать прогнозные оценки состояния занятости;

¨ уметь самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать получаемую информацию по проблемам занятости и рынка труда, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам;

¨ владеть приемами применения на практике полученных теоретических знаний.

Основными формами учебных занятий по дисциплине “Занятость населения и её регулирование” являются лекции и различные виды групповых и индивидуальных занятий: семинаров, практических занятий, самостоятельной работы.

Лекции желательно проводить в диалоговой форме с использованием наглядных пособий и проблемных постановок. Для групповых занятий рекомендуется дискуссионно-исследовательская форма овладения учебным материалом (в том числе, семинары с обсуждением рефератов, докладов, ситуационные игры, экскурсии, групповые консультации и т.п.).

Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу с литературой, решение проблемных задач, подготовку самостоятельных контрольных письменных работ и докладов, индивидуальные консультации по отдельным проблемам и наиболее сложным разделам курса.

Контроль за ходом учебного процесса осуществляется на двух уровнях – организационном и методическом. Организационный – включает проверку точности и своевременности проведения занятий, соблюдения учебного плана, обеспечения студентов необходимой учебной литературой, дидактическими материалами, техническими средствами обучения. Методический контроль включает выявление проблем и оказание своевременной помощи студентам в их самостоятельной работе, в умении работать с литературой, участвовать в обсуждении, в конспектировании лекций, подготовке рефератов, докладов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Текущая оценка знаний и навыков студентов осуществляется в форме опросов на семинарских и практических занятиях, выполнения тесовых заданий, контрольных и самостоятельных работ. Рубежным контролем знаний является - зачет, итоговым – экзамен.

В целях более глубокого усвоения учебного материала студентам рекомендуется после проработки той или иной темы ответить на прилагаемые контрольные вопросы для самопроверки знаний.

При подготовке данной учебной программы использовалась рекомендованная УМО вузов России по образованию в области социальной работы, а также учебная программа дисциплины «Занятость населения и её регулирование» (авторы – канд. экон. наук Е.С.Кубишин (Российская государственная академия труда и занятости Министерства труда и социального развития РФ); канд. экон. наук Н.Ю.Ахапкин (Российская государственная академия труда и занятости Министерства труда и социального развития РФ); доктор пед. наук, проф. П.Н.Новиков (Российская государственная академия труда и занятости Министерства труда и социального развития РФ)).

 

Обязательный минимум содержания дисциплины и общее количество часов (извлечение из ГОС ВПО специальности 040101 «Социальная работа»)

 

СД Специальные дисциплины  
СД.05 Занятость населения и её регулирование. Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица. Сравнительная характеристика труда и занятости за рубежом и в России. Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе. Правовые проблемы признания и социальной поддержке безработных граждан в России. Проблемы управления занятостью населения в стране, регионе и районе. Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...