Ананьев, А.Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике //Человек и труд. - №5. – 1995.
7. Гимпельсон, В., Липпольдт, Д. Реструктурирование занятости на российских предприятиях //Мировая экономика и международные отношения. - № 7.- 1996.
17. Плакся, В.И., Блинов, А.О. и др. Становление предпринимательства и политика занятости. – М.,1993.
/Под ред. В.М. Сафоновой. - М., 1997.
Зачетные тестовые задания:
1. Занятость как социально-экономическая категория представляет собой: A. деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок; B. совокупность принципов и процедур, обеспечивающих определённый тип организации жизнедеятельности, удовлетворяя жизненно важные потребности человека; C. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу и использует её для создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей;
D. индивидуальная способность к труду, которая обладает живая личность человека и которая пускается им в ход в процессе целенаправленной трудовой деятельности. 2. Способность человека к труду, то есть совокупность его физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства – это: A. трудоспособное население; B. рабочая сила; C. трудовые ресурсы; D. труд 3. Какой документ гарантирует право на труд, занятость и свободу личности: A. Трудовой кодекс РФ; B. Закон РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”; C. Конституция РФ; D. Закон РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”; 4. Выделите реально существующие виды структуры занятости (выберите 2 варианта): A. социальная структура занятости; B. системная структура занятости; C. государственная структура. D. общественно-политическая структура занятости; 5. Выделите основной фактор формирования профессионально-квалификационной структуры занятого населения: A. общественно-политическая структура занятости; B. распределение численности занятого в экономике страны населения по уровню образования; C. степени социальной значимости занятого в экономике страны населения; D. количество и структура рабочих мест; E. распределение численности занятого населения по уровню материального благосостояния. 6. Что относится к нестандартным формам занятости (выберите 2 варианта): A. частичная занятость; B. основная форма занятости; C. временная занятость; D. вспомогательная занятость. 7. Какие социально-экономические системы после перехода России к рыночным отношениям оказались в самых сложных условиях занятости (выберите 2 варианта):
8. Какое право получили граждане РФ после перехода к рыночным отношениям:
10. Основным мотивом занятости людей является:
A. стремление обеспечить благосостояние государства; B. совершенствование общественной системы; C. стремление к политической стабильности; D. стремление обеспечить условия своей жизнедеятельности. 11. Какая категория объединяет следующие понятия: спрос, трудовые ресурсы, способность к труду, предложение: a) безработица; b) труд; c) занятость; d) рынок труда. 12. Оптимальная норма естественного уровня безработицы на сегодняшний день составляет: a) 1%; b) 6%; c) 10%; d) 17%. 13. Какой вид рынка труда характеризуется большим числом работодателей, соперничающих друг с другом при найме конкретного вида труда: a) конкурентный; b) монопсонический; c) скрытый; d) организованный. 14. Какой фактор не влияет на предложение рабочей силы на рынке труда: a) численность активного трудоспособного населения; b) количество отработанного времени за год; c) качественность параметров труда, его квалификации, производительности, специализации; d) минимальный уровень заработной платы. 15. Как звучит основной закон взаимодействия спроса и предложения рабочей силы: a) спрос определяет предложение, предложение определяет спрос; b) спрос обратно пропорционален предложению; c) заработная плата прямо пропорциональна предложению; d) “утром – деньги; вечером – стулья”. 16. Как называется сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу и лишается вследствие этого заработной платы: a) свободно избранная занятость; b) безработица; c) трудовой потенциал; d) способность к труду. 17. Временная безработица, связанная с переходом на другую работу является: a) структурной безработицей; b) циклической безработицей;
c) фрикционной безработицей; d) сезонной безработицей. 18. К чему сводится классическое объяснение причины безработицы: a) безработица вызывает слишком высокая заработная плата; b) безработица зависит от динамики строения капитала в процессе его накопления и от темпа его накопления; c) безработице способствует пассивность проведения финансовой политики (налоги, государственные инвестиции); d) безработица – следствие деформации и инерционности рынка труда. 19. Одной из современных тенденций в динамике безработицы в России является: a) противостояние безработице путём активной финансовой политики; b) осуществление социальной защиты людей, потерявших работу; c) отсутствие последствий безработицы на микро - и макроуровне; d) отсутствие естественной безработицы. 20. В каком нормативном документе РФ были впервые введены в оборот практической деятельности государственных органов управления трудом такие понятия как: безработица, рынок труда, цена рабочей силы: a) Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ”; b) Федеральная целевая программа содействия занятости; c) Закон РФ “О занятости населения в РФ”; d) Конституция РФ. 21. Инфраструктура рынка труда призвана регулировать отношения между: a) работодателями; b) работодателем и работником; c) работниками; d) работодателем и профсоюзом. 22. Кто является представителем экономических интересов работников на основе социального партнёрства (выберите 2 варианта): a) государство; b) работодатель; c) милиция; d) профсоюзы. 23. Какой подход к решению проблем занятости в настоящее время разрабатывается МОТ: a) концепция глобальной занятости; b) концепция ликвидации всех форм дискриминации; c) теория разделения труда; d) концепция вовлечения женщин на руководящие должности. 24. Выделите основные принципы государственного регулирования занятости населения (выделите 2 варианта): a) культурно-просветительский; b) дефицитный; c) директивный; d) защитный. 25. Регулирование государственной политики занятости финансовыми мерами осуществляется с помощью: a) создания условий, в которых могут существовать и развиваться определённые формы деятельности; b) ограничения действий, которые ведут к незащищённости различных групп трудящихся; c) руководства трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства, могут соответствовать их интересам; d) увеличения предложения на рынке труда или содействия занятости. 26. Одной из основных целей государственной политики содействия занятости является: a) увеличение рождаемости; b) повышение уровня заработной платы;
c) переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; d) разработка правовых мероприятий по предотвращению использования труда детей, не достигших 16-летнего возраста. 27. Определите вид государственной политики содействия занятости, ориентированный на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости: a) активный; b) пассивный; c) умеренно-активный; d) умеренно-пассивный. 28. Основные направления работы органов Государственной службы занятости сводятся к (выберите 2 варианта): a) оценке состояния и прогноза развития занятости населения; b) систематическому поиску безработных; c) социально-психологической, медико-реабилитационной помощи незанятой части населения; d) содействие гражданам в поиске подходящей работы. 29. Отметьте основную функцию Министерства труда и социального развития РФ в системе государственного регулирования занятости населения: a) выплата пособий и материальной помощи безработным; b) разработка и финансирование государственных программ системы служб занятости; c) организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышение квалификации безработных граждан; d) организация приёма граждан, ищущих работу. 30. Меры по профессиональной ориентации населения, приступающего к труду, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации граждан составляют: a) регулирование рынка труда; b) трудовое посредничество; c) активную политику занятости; d) социальную политику. 31. Какое условие не является основанием для снятия с регистрационного учёта безработных органами службы занятости населения: a) признание в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ” граждан занятыми; b) осуждение граждан к исправительным работам без лишения свободы; c) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости, за выслугу лет; d) в случае беременности. 32. Что не входит в перечень основных технологий деятельности, используемых органами службы занятости: a) анализ местного рынка труда и прогноз его развития; b) организация переподготовки кадров; c) разработка общефедеральных законов и нормативных актов, касающихся государственной политики содействия занятости; d) регистрация безработных, выплата пособий по временной незанятости. 33. Какие категории граждан относятся к особо нуждающимся в социальной защите в сфере занятости (выберите 2 варианта): a) молодёжь; b) женщины; c) мужчины; d) дети. 34. Какое существенное положительное значение имеют информационные технологии в деятельности служб занятости населения (выберите 2 варианта): a) профессиональное тестирование; b) профессиональное социально-правовое консультирование; c) создание компьютерных банков вакансий; d) медицинское освидетельствование. 35. Переподготовка специалистов органами служб занятости реализуется без достаточной эффективности по причинам (выберите 2 варианта): a) платной системы профессионального переобучения; b) узкого спектра предлагаемых профессий; c) потенциально предполагаемого снижения профессионального статуса; d) долговременность процесса переподготовки и повышения квалификации. 36. Кто не может быть признан безработным в официальном порядке: a) лица, моложе 16 лет; b) молодые специалисты, только что закончившие высшее или средне специальное учебное заведение; c) люди, отказавшиеся от впервые предложенного варианта работы в течение 10 дней; d) беременные женщины. 37. Что не является субъектом воздействия на сферу занятости и рынок труда (выберите 2 варианта): a) государство; b) работодатели; c) государственные службы занятости; d) органы налоговой системы. 38. Конкурентоспособность - это: a) социальная и экономическая категория, характеризующая систему социально-трудовых отношений по поводу удовлетворения потребностей производства в рабочей силе и реализации гражданами права на труд; b) совокупность свойств и качеств человека (психологические, физиологические, интеллектуальные, образовательно-профессиональные), делающих его пригодным к выполнению определённого вида деятельности, требуемого данным рабочим местом; c) не только наделение работников местами для оплачиваемой работы, но и показатель совокупного трудового потенциала общества включённого в решающую сферу его жизнедеятельности; d) совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе. 39. Какие виды занятости выделяют в настоящее время (выберите 2 варианта): a) основная форма занятости; b) вспомогательная форма занятости; c) относительная форма занятости; d) зависимая форма занятости. 40. Какое структурное подразделение по вопросам занятости осуществляет следующую функцию: разработка на основе анализа состояния рынка труда контрольных цифр для разработки программ занятости: a) Министерство труда РФ; b) Департаменты; c) Территориальные органы по вопросам занятости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|