Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документирование управленческой деятельности




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем   Макс. нагрузка студента очной формы обучения, час. Кол-во аудиторных часов при заочной форме обучения Самостоятельная работа студента, час.  
Всего в т.ч. практ. занятия
Введение      
Тема 1. Документирование управленческой деятельности      
Тема 2. Организационно-распорядительная документация        
Организационные документы        
Распорядительные документы        
Информационно-справочные документы        
Кадровая документация        
Тема 3. Договорно-правовая документация        
Тема 4. Документы по внешнеэкономической деятельности      
Тема 5. Претензионно-исковая документация        
Тема 6. Организация работы с документацией      
Итого:        

 


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен иметь представление:

— о содержании дисциплины;

— о связи с другими дисциплинами;

— о современном состоянии документационного обеспечения управления.

 

Значение и содержание дисциплины «Документационное обеспечение управления» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Понятие терминов «документ», «документирование», «документационное обеспечение управления».

История развития научных представлений о документационном обеспечении управления, его современное состояние.

Нормативно-правовая база организации документационного обеспечения управления как основа технологии процессов управления.

 

Методические рекомендации

 

Каждое предприятие имеет определенную структуру, внутренние связи, обеспечивающие взаимодействие между руководством и структурными подразделениями или сотрудниками, и внешние связи с деловыми партнерами, предприятиями, органами власти. Внешние и внутренние связи предприятия можно рассматривать как информационные.

Управление предприятием можно представить как процесс получения информации, ее обработки, принятия решения и доведения его до исполнителя. Часть информации, используемой в управлении предприятием, фиксируется в документах.

Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Принципы организации делопроизводства:

— оперативность;

— современное техническое оснащение;

— целесообразность всех делопроизводственных операций;

— умелое сочетание документационного обеспечения управления с бездокументным.

Формы организации делопроизводства:

— централизованная;

— децентрализованная;

— смешанная (частично централизованная).

Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так для юристов документ служит, прежде всего, способом доказательства или свидетельства чего-либо; для историка — историческим источником; кибирнетика-документалиста — носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.

По мнению специалистов-документоведов документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

Принятый 20 января 1995 года Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дает определение терминов «информация» и «документ»:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документ создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Изготавливается на специальном материале (бумаге, фотопленке и т. п.).

Документ в управленческой деятельности выступает как предмет труда и результат труда

Чрезвычайно важна юридическая сила документов, так как они служат способом доказательства заключенной в них информации и представляют одну из форм выражения права. Некоторые документы изначально обладают юридической функцией, устанавливая, закрепляя и изменяя правовые нормы, другие документы приобретают ее в случае использования их как доказательство в суде, органах следствия и прокуратуры, нотариате, арбитраже и др.

В настоящее время существует значительная нормативно-правовая база делопроизводства, представляющая собой систему законов, нормативных, правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие работу службы делопроизводства — ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

По юридической силе можно выделить следующие виды нормативно-правовых актов в области делопроизводства:

1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне.

4. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и др.) общеотраслевого и ведомственного характера.

5. Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства.

В зависимости от предмета и объема регулирования можно классифицировать нормативно-правовые акты в области делопроизводства следующим образом:

1. Государственные стандарты на документацию.

2. Унифицированные системы документации.

3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

4. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

5. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения.

6. Нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда.

7. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

На территории нашей страны действуют следующие нормативные акты по стандартизации:

— государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

— применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты;

— правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты отраслей;

— стандарты предприятий;

— стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений.

Требования, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности. Все государственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены в единую Государственную систему стандартизации, которая представляет собой иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.

Государственная система стандартизации содержит комплекс основополагающих стандартов, в которых закреплены положения о порядке разработки государственных стандартов, их утверждении, регистрации и введении в действие, о порядке внесения изменений в стандарты, отмены стандартов и др.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что включает в себя понятие «документ»?

2. Что означает термин «делопроизводство»?

3. Назовите современные виды носителей информации.

4. Каким законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов?

 

ТЕМА 1

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Студент должен знать:

— состав управленческих документов;

— системы документации;

— принципы унификации и стандартизации документов.

 

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). — свод правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Состав управленческих документов. Понятие систем документации. Функциональные и отраслевые системы документации. Унификация и стандартизация управленческих документов.

 

Методические рекомендации

 

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) — совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях. Положения ГСДОУ внедряются в практику путем разработки и издания стандартов, инструкций по делопроизводству, методик, правил, рекомендаций по различным аспектам делопроизводства. проведения унификации состава и формы управленческих документов и др. Положения ГСДОУ конкретизированы в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации 1993 года.

Основным направлением совершенствования документации является унификация и стандартизация.

Унификация документов — установление единого комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил их составления, оформление и создание трафаретных текстов.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения качества и безопасности продукции, работ и услуг, технической и информационной совместимости продукции, экономии ресурсов, безопасности деятельности хозяйственных объектов, обороноспособности страны.

Применение стандартов способствует улучшению качества создаваемого документа.

Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам прохождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению, называется системой документации.

Системы документации могут быть функциональными и отраслевыми.

Унифицированные системы документации (УСД) — совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению. В основе создания УСД лежит метод установления единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач. Они обеспечивают возможность интегрированной обработки данных в автоматизированных информационных системах.

В состав унифицированной системы документации входят следующие системы:

— организационно-распорядительной документации (система ОРД),

— банковской документации;

— финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;

— отчетно-статистической документации;

— учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;

— документации по труду;

— документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

— внешнеторговой документации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под системой документации?

2. Какие бывают системы документации?

3. Что представляет собой унифицированная система документации и какие действующие в нашей стране УСД вы знаете?

 

ТЕМА 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...