. Взрослый предлагает сравнить, одинаково или по-разному капал дождик сначала и потом. Взрослый может помочь ребенку, взяв его руки в свои, и воспроизвести ритм. Затем ребенок самостоятельно воспроизводит услышанный ритм. 2. «Большие ноги» Взрослый п
. Взрослый предлагает сравнить, одинаково или по-разному капал дождик сначала и потом. Взрослый может помочь ребенку, взяв его руки в свои, и воспроизвести ритм. Затем ребенок самостоятельно воспроизводит услышанный ритм. 2. «Большие ноги» Взрослый проговаривает текст стихотворения: «Большие ноги идут по дороге - топ-топ-топ. (Шаги четвертями. ) Маленькие ножки бегут по дорожке - топ, топ, топ». (Шаги восьмыми. ) Это упражнение можно выполнять на месте, а можно в движении. Взрослый предлагает детям сравнить, одинаково или по-разному ходили большие и маленькие ноги. Просит каждого из детей показать, как ходят большие; маленькие ноги самостоятельно. 3. «Кулачки — ладошки» Взрослый читает текст стихотворения, а дети повторяют за взрослым движения руками в нужном темпе. « Есть у любого два кулачка, Стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук. Ну, а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Кулачки быстрее бьют, До чего стараются: Стук-стук-стук, Стук-стук-стук. 74 , А ладошки тут как тут, Так и рассыпаются: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 3. «Заинька и ложки» У взрослого в руках деревянные ложки. Дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает, постукивая в такт песенки ложками: «За-инька се-ренький В гос-ти пошел. За-инька се-ренький Лож-ки нашел. Лож-ки нашел, К до-му подошел» Взрослый останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук-тук-тук. Ребенок спрашивает: «Кто там? » Взрослый отвечает: «Это я, Зайка-попрыгай-ка, а ты кто? » Ребенок отвечает: «А я - Петушок Золотой Гребешок» (называет любой персонаж детской сказки). Взрослый продолжает: «Ну-ка, Петя, выходи, со мною в ложки постучи! " Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: | ||; || |; | ; || ||;
|; | | ||; | || |; || | | (длительности равны четвертям и восьмым). Ребенок получает от «зайца» ложки и повторяет за взрослым ритм. Взрослый может помочь, взяв руки ребенка в свои, и показать, как надо стучать. Игра продолжается, и теперь в роли «зайца» оказывается ребенок. Игра повторяется 3-4 раза. 4. «Лесенка» Взрослый читает текст считалки: « Мы по лесенке бежали И ступенечки считали - Раз, два, три - Это, верно, будешь ты! » Ребенок, на котором остановилась считалка, повторяет за взрослым предложенный ритм, протопывая его обеими но-тами: | | ; | |; || | ||; ||; | |-Для облегчения подобных заданий можно добавлять и проговаривание прямых слогов: «Та» -четверти; «Ти» -восьмые. 5. «Ритмические каноны» Все вышеприведенные ритмы можно исполнять в парах взрослый — ребенок. Взрослый начинает ритм, а ребенок заканчивает конец ритмического рисунка, или наоборот, ребенок отстукивает начало ритмического рисунка, а взрослый - конец. 6. «Пальчики шагают» Это упражнение направлено на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, а также чувства ритма. Взрослый поет песенку и показывает движения пальцами (два удара каждым пальчиком о большой палец), сначала каждой рукой, затем обеими вместе: «Вот как пальчики шагают -И мизинчик, и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки -Веселятся и шалят! » На последние две строчки дети выполняют хлопки в ладоши. После окончания песни взрослый подходит к любому из детей и выстукивает по ладошке малыша простой ритм подушечками пальцев. Например: | - указательный, || - большой, | - указательный или || - безымянный, | - средний, || - безымянный и т. п. Ребенок повторяет ритм каждой рукой (обеими руками) по подражанию за взрослым. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку отстукивать ритм по словесной инструкции. 2. Ритмы с выраженным ударением 6. Складовые цепочки или «Музыкальный мяч» Взрослый прелагает каждому из детей внимательно слушать и повторить за ним «песенку». Взрослый пропевает цепочку из 2-х, 3-х гласных звуков, выделяя каждый раз голосом 1-й, 2-й или 3-й звук. Пример: 1) А-а- а; а-А-а; а-а-А; 2) А-у-и; а-У-и; а-у-И. То же с прямыми и с закрытыми слогами. Для при- влечения внимания к заданию используется детский мяч, который перебрасывается от взрослого к ребенку и обратно. 7. «Печем пироги» Взрослый поет детскую песенку: «Я пеку, пеку, пеку Деткам всём по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка! » Пение песенки сопровождает хлопками в ладоши, чередуя положение левой и правой ладони, то вверху, то внизу. Пока взрослый пропевает песенку, дети повторяют за ним движения, причем взрослый должен привлечь внимание детей к тому, что первый хлопок сильнее, чем второй. Голосом взрослый также делает акцент на сильную долю. После этого взрослый предлагает детям пропеть и прохлопать любые прямые слоги на мелодию этой песенки. На мелодию «Иди сюда» предлагается то же упражнение, только теперь второй хлопок выполняется сильнее, чем первый. Взрослый пропевает вначале мелодию со словами и показывает детям, как нужно хлопать. Затем мелодия пропе-вается на любые прямые слоги. 8. «Постучи-передай»- (См. Музыкальное сопровожде ние №33). Взрослый под бубен напевает слоги: ба-ба-БА, бо-бо-БО, бу-бу-БУ и т. д., выделяя голосом и более сильным ударом в бубен последний слог на мелодию « Постучи — передай ». Дети передают бубен по кругу друг другу, согласуя удары в бубен с количеством слогов. Взрослый подсказывает каждому из детей следующий слог по ходу игры. 9. Музыкально-ритмическая игра «Курочка зовет цып лят» (описание игры см. на с. 40) 10. «Отгадай, кого позову» Взрослый называет имена детей, ритмично хлопая в ладо-ши, выделяя ударный слог голосом и более сильным хлопком: «Всех ребят я уважаю, Слог ударный выделяю: Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, И Сережа, и Андрей». Взрослый идет по кругу и помогает детям выделять ударный слог более сильным хлопком, беря их руки в свои. Таким образом он обращает внимание детей на мелодико-интонаци-онную сторону речи. После этого взрослый предлагает отгадать, кого он хочет позвать — Иру или Олега. Он отхлопывает слого-ритмическую структуру одного из двух предложенных имен, выделяя более сильным хлопком ударный слог. Кто из детей первым отгадывает, имя того взрослый включает в следующую пару для отгадывания. 11. Русские народные попевки*(См. Музыкальное со провождение №№47-68). Прослушивание и воспроизведение ритма простых детских попевок может являться самостоятельным видом работ при их разучивании. Это могут быть: «Андрей-воробей», «Сидит ворон н дубу», «Та, та-два кота», «Баю-бай», «У кота-воркота», «Сол-нышко» и др. Ритм попевок лучше всего отхлопывать руками или «про певать» подушечками пальцев, перебирая по очереди в одн и в другую сторону. Сначала взрослый пропевает мелодию с словами и одновременно отхлопывает ритм. Затем ту же ме-лодию пропевает на любой слог, причем длительности чет-вертями пропеваются, например, на слог «та», а длительности восьмыми на слог «тя». После этого взрослый совместно с каждым из детей прохлопывает и пропевает на слоги ритм попевки. На заключительном этапе ребенок самостоятельно воспроизводит ритм попевки.
Средняя группа 12. Игра на музыкальных инструментах. «Долгоногий Ритм: два коротких, один долгий удар.
Хлопки в ладоши: * * * Тот же ритм на ложках: «Коза муку мелет, Козел засыпает, Малые козляточки Муку выгребают». Тот же ритм на погремушках:
« А барашки — круты рожки В дудочку играют, АЙ-люли, АЙ-люли В дудочку играют». * * *
«ДВЕ сороки-белобоки Пошли танцевати АЙ-люли, АЙ-люли Пошли танцевати». * * -л- Тот же ритм на бубне и притоп ногой: «А сова из-за угла Ногами топочет, Ногами топочет, Головою вертит, АЙ-люли, АЙ-люли, Головою вертит ». Каждому из детей в группе дается своя партия на музыкальных инструментах. Задача ребенка согласовывать свои движения со словами потешки, которые поет взрослый, и вовремя вступать на свой куплет и заканчивать. Б. Различение и сравнение различных шумов,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|