звучания музыкальных инструментов и
звучания музыкальных инструментов и звукоподражаний, а также различение их по высоте, силе и тембру звучания. Звуковые цепочки Младшая группа 1. «Самый внимательный» Взрослый показывает детям три предмета, называет их и предлагает послушать, как они звучат: ключи, смятый газетный лист, стакан с ложкой. Затем говорит, что знает замечательную игрушку - Мишку-ушастика - самого внимательного слушателя на свете. И спрашивает: «Кто хочет стать самым внимательным и получить приз от Мишки-ушастика? » Взрослый приглашает ребенка и поворачивает его спиной к столу, на котором разложены эти предметы. Объясняет, что надо внимательно слушать, а потом показать, что звучало. Из трех предметов взрослый озвучивает два. После этого ребенок поворачивается и показывает, если может, то и называет. Задание можно усложнить, предложив детям различить на слух и правильно показать коробку с монетами, коробку со спичками, коробку с крупой; лист бумаги, целлофановый пакет, металлическую фольгу. Правильно выполнивший задание ребенок получает приз от Мишки-ушастика. 2. «Кто голос подает? » Игра проводится также, только вместо предметов взрослый озвучивает знакомые детям игрушки: собаку, кошку, утку, курицу и т. п. Вариантом игры может быть различение голоса по высоте звучания, например большой и маленькой собаки, кошки. 3. «Что сначала звучало, а что потом? » Эта игра может проводиться с игрушками или музыкальными инструментами. Взрослый приглашает ребенка и предлагает ему запомнить, что звучало сначала, а что потом, затем ребенок должен показать (вначале можно предложить два, затем три и т. д. звукоподражания или музыкальных инструмента). Ребенок отворачивается и слушает.
На первых занятиях взрослый может сопровождать свои действия словами: «Это звучит сначала, а это потом». После этого ребенок поворачивается и показывает в нужном порядке звучавшие игрушки. 4. «Что звучало, а потом замолчало? » В этой игре ребенку первый раз предлагается слушать и запоминать звучание музыкальных инструментов (лучше разных по тембру: свисток, колокольчик, бубен и др. ). Во второй раз взрослый просит быть внимательным и показать, какой из лежащих на столе инструментов не играл, а молчал. Количество вначале ограничено 2-3 инструментами. Ребенок слушает, затем поворачивается и показывает «молчавший» инструмент. 5. «Звуковые цепочки, или игра в музыкальный мяч» Эти упражнения проводятся, начиная с самых первых занятий и на протяжении всего периода обучения. В этой игре взрослый предлагает каждому из детей внимательно слушать и повторять за взрослым цепочку звуков, слогов, слов. Для оживления игры и привлечения внимания ребенка к активному слушанию взрослый перебрасывает мяч по кругу каждому из детей и проговаривает звуковые цепочки. Ребенок повторяет их за взрослым в нужном порядке и возвращает ему мяч. Начинать с двух звуков, прямых или обратных слогов; простых по составу слов. Затем увеличить объем произносимого материала до трех звуков, слогов, слов и т. д. Усложняется и звуковой материал: сначала изолированные гласные, затем три гласных звука, где первый и последний звуки повторяются, затем три различных гласных звука в цепочке и т. д. Повторение слогов может быть следующим: два слога на один согласный звук (па - пу); два слога с оппозиционными согласными и одинаковым гласным (та -да); два слога с согласными, различающимися по твердости -мягкости (ты - ти); обратные слоги с гласными 1-2 ряда (ат -ут; ат - ят);. обратные слоги с твердыми и мягкими согласными в конце (ат - ать); закрытые слоги с твердыми и мягкими согласными (сас - сос; пап - пяп); слоги со стечением твердых и мягких согласных (ста - сты; стя - сти; ста - стя; сты -сти). Увеличивая объем до трех слогов и более, первый и пос-
5-593 Практический материал к занятиям по логопедической ритмике леднии слоги давать одинаковыми; затем слоги в цепочке могут быть разными. Игры на закрепление за звуком образа - символа. Сюда относятся «Путешествие на самолете, поезде, теплоходе*, «Игрушки устали», «Бубенчики». Для повторения цепочек слов можно взять следующие слова: дом - дым, бак - бок, бык - бук, пить - петь, путь - пять, пес - нес, дом - том -ком, тень - лень, день - пень, лежит - летит, дети - сети, лист - лифт, скок - сток - стук и др. 6. «Путешествие на самолете, поезде, теплоходе» (опи 7. «Игрушки устали»* (См. Музыкальное сопровожде 8. «Бубенчики» У взрослого в руках погремушка с бубенчиками. Он поет: «Бубенчики висят, Качаются, звенят, Повтори их звон: Бом-бом-бом». (Мелодия может подниматься, опускаться или оставаться на одной ноте. ) На последние слова взрослый три раза встряхивает погремушкой и передает любому из детей с просьбой пропеть так, как звенят бубенчики. В конце занятия взрослый просит каждого вспомнить, как гудит поезд, укачивают куклу, звенят бубенчики и т. д. И наоборот, по звукоподражанию вспомнить, что это значит и какие движения надо делать. 9. Фонетическая гимнастика: «Колыбельная мишке» У взрослого в руках плюшевый медвежонок. Взрослый показывает, как укачивает под колыбельную мелодию мишку. Важно привлечь внимание детей к тому, что на громко звучащую музыку движения более размашистые и пение более громкое и наоборот, когда музыка затихает, движения становятся слабее, а голос тише. Игрушка передается под музыку по кругу, и каждый из детей показывает, как он укачивает мишку. Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие. Дыхательные упражнения. Пение 10. «Ветер качает ветки деревьев» Взрослый поднимает руки вверх и объясняет, что это ветки у дерева. Ветер сильно подул: «у-у» - и сильно закачались «ветки» влево вправо (можно под музыку). Ветер ослабел: «у-у» - и веточки слабее наклоняются влево вправо.
Следить, чтобы были подняты прямые руки над головой. Двигались точно влево вправо. 11. «Полетели» И. п.: стойка - руки опущены вдоль туловища. Взрослый предлагает детям полетать, как воробей и большой орел. Взмах руками через стороны до уровня плеч, сопровождая счетом: и раз, и два (акцент делать на звук «и»), амплитуда движений и сила голоса небольшая. Далее взмахи руками через сторону выполняются с большей амплитудой: снизу-вверх до головы, поднять голову, посмотреть на руки. Движения также сопровождаются счетом (акцент на «и»). Голос громкий, движения размашистые. 12. «Чередование длинных и протяжных звуков» Взрослый просит вспомнить детей, как гудит поезд: «У», больной показывает горло врачу: «А», пищит мышка: «И». Взрослый показывает, как можно «тянуть» эти звуки и произносить их коротко, как «уколоть». Можно при этом помогать себе рукой: «вытянуть за хвост» звук, «уколоть», как иголкой. 13. «Будь внимательным» Взрослый объясняет, что сегодня все «песенки» начинаются на один и тот же звук, например на О, У или любой Другой звук. Ловить мяч можно, если «песенка» начинается на этот звук. Кто ошибается - выбывает из игры. 14. «Курочка-рябушка» Дети стоят по кругу. На русскую народную мелодию передают друг другу ведерко, в котором лежит платочек. Ребенок, на котором закончилась мелодия, становится курочкой - завязывает платочек, берет в руки ведерко и идет по внешней стороне круга. Остальные дети в кругу его спрашивают: - Курочка-рябушка, куда идешь? 83 к занятиям по логопедической ритмике — На речку. — Курочка-рябушка, зачем идешь? — За водичкой. — Курочка-рябушка, зачем тебе вода? — Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат. на детей, которые по очереди будут пищать. Курочка закрывает глаза и слушает голоса 2-3-х цыплят. Если курочка отгадает, кто пищал из детей, с тем идет танцевать в круг. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|