Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

звучания музыкальных инструментов и




звучания музыкальных инструментов и

звукоподражаний, а также различение их по высоте,

силе и тембру звучания. Звуковые цепочки

Младшая группа

1. «Самый внимательный»

Взрослый показывает детям три предмета, называет их и предлагает послушать, как они звучат: ключи, смятый газет­ный лист, стакан с ложкой. Затем говорит, что знает замеча­тельную игрушку - Мишку-ушастика - самого внимательно­го слушателя на свете. И спрашивает: «Кто хочет стать самым внимательным и получить приз от Мишки-ушастика? » Взрос­лый приглашает ребенка и поворачивает его спиной к столу, на котором разложены эти предметы. Объясняет, что надо вни­мательно слушать, а потом показать, что звучало. Из трех пред­метов взрослый озвучивает два. После этого ребенок поворачи­вается и показывает, если может, то и называет.

Задание можно усложнить, предложив детям различить на слух и правильно показать коробку с монетами, коробку со спичками, коробку с крупой; лист бумаги, целлофановый пакет, металлическую фольгу. Правильно выполнивший за­дание ребенок получает приз от Мишки-ушастика.

2. «Кто голос подает? »

Игра проводится также, только вместо предметов взрос­лый озвучивает знакомые детям игрушки: собаку, кошку, утку, курицу и т. п.

Вариантом игры может быть различение голоса по высо­те звучания, например большой и маленькой собаки, кошки.

3. «Что сначала звучало, а что потом? »

Эта игра может проводиться с игрушками или музы­кальными инструментами. Взрослый приглашает ребенка и предлагает ему запомнить, что звучало сначала, а что по­том, затем ребенок должен показать (вначале можно пред­ложить два, затем три и т. д. звукоподражания или музы­кальных инструмента). Ребенок отворачивается и слушает.


На первых занятиях взрослый может сопровождать свои дей­ствия словами: «Это звучит сначала, а это потом». После это­го ребенок поворачивается и показывает в нужном порядке звучавшие игрушки.

4. «Что звучало, а потом замолчало? »

В этой игре ребенку первый раз предлагается слушать и за­поминать звучание музыкальных инструментов (лучше разных по тембру: свисток, колокольчик, бубен и др. ). Во второй раз взрос­лый просит быть внимательным и показать, какой из лежащих на столе инструментов не играл, а молчал. Количество вначале ограничено 2-3 инструментами. Ребенок слушает, затем пово­рачивается и показывает «молчавший» инструмент.

5. «Звуковые цепочки, или игра в музыкальный мяч»

Эти упражнения проводятся, начиная с самых первых занятий и на протяжении всего периода обучения. В этой игре взрослый предлагает каждому из детей внимательно слушать и повторять за взрослым цепочку звуков, слогов, слов. Для оживления игры и привлечения внимания ребен­ка к активному слушанию взрослый перебрасывает мяч по кругу каждому из детей и проговаривает звуковые цепоч­ки. Ребенок повторяет их за взрослым в нужном порядке и возвращает ему мяч. Начинать с двух звуков, прямых или обратных слогов; простых по составу слов. Затем увеличить объем произносимого материала до трех звуков, слогов, слов и т. д. Усложняется и звуковой материал: сначала изолиро­ванные гласные, затем три гласных звука, где первый и пос­ледний звуки повторяются, затем три различных гласных звука в цепочке и т. д. Повторение слогов может быть сле­дующим: два слога на один согласный звук (па - пу); два слога с оппозиционными согласными и одинаковым гласным (та -да); два слога с согласными, различающимися по твердости -мягкости (ты - ти); обратные слоги с гласными 1-2 ряда (ат -ут; ат - ят);. обратные слоги с твердыми и мягкими согласными в конце (ат - ать); закрытые слоги с твердыми и мягкими со­гласными (сас - сос; пап - пяп); слоги со стечением твердых и мягких согласных (ста - сты; стя - сти; ста - стя; сты -сти). Увеличивая объем до трех слогов и более, первый и пос-

5-593


Практический материал к занятиям по логопедической ритмике

леднии слоги давать одинаковыми; затем слоги в цепочке могут быть разными.

Игры на закрепление за звуком образа - символа. Сюда относятся «Путешествие на самолете, поезде, теплоходе*, «Игрушки устали», «Бубенчики». Для повторения цепочек слов можно взять следующие слова: дом - дым, бак - бок, бык - бук, пить - петь, путь - пять, пес - нес, дом - том -ком, тень - лень, день - пень, лежит - летит, дети - сети, лист - лифт, скок - сток - стук и др.

6. «Путешествие на самолете, поезде, теплоходе» (опи­
сание игры на с. 32).

7. «Игрушки устали»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 30) (описание игры см. на с. 33).

8. «Бубенчики»

У взрослого в руках погремушка с бубенчиками. Он поет: «Бубенчики висят, Качаются, звенят, Повтори их звон:

Бом-бом-бом». (Мелодия может подниматься, опус­каться или оставаться на одной ноте. )

На последние слова взрослый три раза встряхивает по­гремушкой и передает любому из детей с просьбой пропеть так, как звенят бубенчики.

В конце занятия взрослый просит каждого вспомнить, как гудит поезд, укачивают куклу, звенят бубенчики и т. д. И наоборот, по звукоподражанию вспомнить, что это значит и какие движения надо делать.

9. Фонетическая гимнастика: «Колыбельная мишке»

У взрослого в руках плюшевый медвежонок. Взрослый показывает, как укачивает под колыбельную мелодию миш­ку. Важно привлечь внимание детей к тому, что на громко звучащую музыку движения более размашистые и пение бо­лее громкое и наоборот, когда музыка затихает, движения становятся слабее, а голос тише. Игрушка передается под музыку по кругу, и каждый из детей показывает, как он ука­чивает мишку.


Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие. Дыхательные упражнения. Пение

10. «Ветер качает ветки деревьев»

Взрослый поднимает руки вверх и объясняет, что это ветки у дерева. Ветер сильно подул: «у-у» - и сильно закача­лись «ветки» влево вправо (можно под музыку). Ветер осла­бел: «у-у» - и веточки слабее наклоняются влево вправо.

Следить, чтобы были подняты прямые руки над головой. Двигались точно влево вправо.

11. «Полетели»

И. п.: стойка - руки опущены вдоль туловища. Взрос­лый предлагает детям полетать, как воробей и большой орел. Взмах руками через стороны до уровня плеч, сопровождая счетом: и раз, и два (акцент делать на звук «и»), амплитуда движений и сила голоса небольшая. Далее взмахи руками через сторону выполняются с большей амплитудой: снизу-вверх до головы, поднять голову, посмотреть на руки. Движе­ния также сопровождаются счетом (акцент на «и»). Голос громкий, движения размашистые.

12. «Чередование длинных и протяжных звуков»

Взрослый просит вспомнить детей, как гудит поезд: «У», больной показывает горло врачу: «А», пищит мышка: «И». Взрослый показывает, как можно «тянуть» эти звуки и произносить их коротко, как «уколоть».

Можно при этом помогать себе рукой: «вытянуть за хвост» звук, «уколоть», как иголкой.

13. «Будь внимательным»

Взрослый объясняет, что сегодня все «песенки» начи­наются на один и тот же звук, например на О, У или любой Другой звук. Ловить мяч можно, если «песенка» начинается на этот звук. Кто ошибается - выбывает из игры.

14. «Курочка-рябушка»

Дети стоят по кругу. На русскую народную мелодию пере­дают друг другу ведерко, в котором лежит платочек. Ребенок, на котором закончилась мелодия, становится курочкой - завя­зывает платочек, берет в руки ведерко и идет по внешней сто­роне круга. Остальные дети в кругу его спрашивают:

- Курочка-рябушка, куда идешь?

83


к занятиям по логопедической ритмике

На речку.

— Курочка-рябушка, зачем идешь?

— За водичкой.

— Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат.
(В это время взрослый за спиной у курочки показывает

на детей, которые по очереди будут пищать. Курочка закры­вает глаза и слушает голоса 2-3-х цыплят. Если курочка отга­дает, кто пищал из детей, с тем идет танцевать в круг. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...