Развивающая речевая среда.
ü Приучать детей — будущих школьников —проявлять инициативу с целью получения новых знаний. ü Совершенствовать речь как средство общения. ü Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем)предпочитают слушать и т.п. ü Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. ü Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. ü Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. ü Помогать осваивать формы речевого этикета. ü Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. ü Приучать детей к самостоятельности суждений. Формирование словаря. ü Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. ü Побуждать детей интересоваться смыслом слова. ü Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. ü Помогать детям осваивать выразительные средства языка. Звуковая культура речи. ü Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. ü Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями
ü Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. ü Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. ü Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. ü Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. ü Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.). Связная речь. ü Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. ü Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. ü Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. ü Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. ü Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. ü Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. ü Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. ü Дать представления о предложении (без грамматического определения). ü Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. ü Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. ü Учить составлять слова из слогов(устно). ü Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
2. Художественная литература Лет ü Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. ü Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. ü Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). ü Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. ü Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. ü Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. ü Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. ü Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. ü Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. ü Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. ü Продолжать знакомить с книгами. ü Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. ü Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. ü Выяснять симпатии и предпочтения детей. Лет ü Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. ü Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. ü Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. ü Развивать у детей чувство юмора. ü Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. ü Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
ü Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. ü Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Содержание логопедической работы с детьми разного уровня речевого развития (по Лопатиной Л.В.) Содержание логопедической работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня.
На начальных этапах обучения основное значение придается стимулированию речевой активности детей с первым уровнем речевого развития на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационно - потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения детей в этот период является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. На логопедических занятиях в ходе ознакомления с окружающей действительностью детей ОНР 1 уровня учат понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Процесс формирования импрессивной речи детей направлен не только и не столько на пополнение речевого запаса, сколько на дифференциацию понятий, лексических значений слов и грамматических форм. Этому способствует работа по развитию слухового восприятия детей, уточнению произношения простых по артикуляции звуков и овладению слоговой структурой слов. Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. Задача учителя-логопеда — стимулировать, поддерживать, поощрять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова.
Логопедические занятия организуются не по типу лексического тренинга, а предусматривают развитие предметно-игровой деятельности, в которой у детей возникает желание поделиться результатами своей работы. На логопедических занятиях дети с ОНР 1 уровня приобретают первичные умения и навыки, на основе которых в дальнейшем осуществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельности. Основная задача формирования экспрессивной речи детей — обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. Сформированные учителем-логопедом речевые умения необходимо систематически уточнять, расширять и закреплять на занятиях, проводимых различными специалистами — участниками образовательного процесса, а также в повседневной жизни родителями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|