Основные принципы организации и представления грамматического материала.
Понятие и функции рода в русской грамматике и речи. Для работы необходимо создать у учащихся запас слов – имен существительных разного рода с разными вариантами окончаний, например, мужского рода: 1) с основой на твердый согласный – стол; 2) с основой на мягкий согласный – словарь; 3) с основой на j – без окончания – трамвай. Все остальные существительные мужского рода учащиеся будут разносить по этим типам, например: стул – типа стол; портфель – типа словарь; чай – типа трамвай. Формы женского рода можно разделить на 4 группы: 1) существительные с твердой основой и окончанием -а – комната; 2) существительные с мягкой основой на - я – деревня; 3) существительные с основой на j и орфографическим окончанием я – аудитория; 4) существительные с мягкой основой без окончания – тетрадь.
Грамматические явления, которые составляют ядро грамматического минимума начального этапа, – падежная система, спрягаемые формы глагола, виды глагола, глагольное управление, притяжательные и указательные местоимения, прилагательные. Русская предложно-падежная система и ее функции в речи. Практическое овладение русским языком оказывается делом нелегким из-за наличия в нем падежной системы. Процесс осмысления и усвоения многозначности падежей (40), многообразия флексий (250), формоизменений (чередований) не способствует быстрому овладению языком. Первая трудность – проблема отбора падежей. Существительные должны быть заучены до автоматизма и безошибочно отнесены к одной из нужных групп в записи и на слух. Таким образом заучивают 10 форм-образцов – 3 мужского рода, 4 женского рода, 3 среднего рода. Знакомство с прилагательными, притяжательными местоимениями возвращает учащихся к проблеме согласования в роде, что отрабатывается в следующих упражнениях:
1) замените существительные личным местоимением: словарь лежит там – он…; 2) составьте словосочетание: друг – мой друг – тетрадь (моя); 3) вместо точек вставьте местоимение этот, эта, это или прилагательное: Где … газета? – Где эта газета? 4) замените существительное словами из скобок, меняя форму глагола (если учащиеся знают прошедшее время): Моя книга лежала на столе (журнал); 5) задайте вопрос по образцу (именительный падеж) – Словарь. Чей это словарь? Книга. Чья…? Работа над русскими падежами Винительный падеж прямого объекта (неодушевленный). Овладение падежной системой может начинаться с винительного падежа прямого объекта (на примере неодушевленных существительных). Учащиеся к тому моменту уже знают двучленные структуры типа: Это ВАСЯ. ВАСЯ ЕСТ. Их следует превратить в трехчленные с прямым дополнением в винительном падеже: ВАСЯ ЕСТ ПИРОГ. Почему выбирают существительные прежде всего мужского и среднего рода: эти существительные не меняют своей формы в винительном падеже, то есть реализуется принцип одной трудности. Но чтобы работа была достаточно закреплена, учащиеся должны знать определенное количество переходных глаголов в спрягаемых формах (писать, читать, знать, слушать, видеть, любить, купить) и достаточное количество существительных неодушевленных, которые могли бы выступать в качестве прямого объекта (карандаш, текст, телевизор, фильм). Начинать нужно с введения форм со слуха. Слова уже известны учащимся, но они не были еще таким образом соединены в предложение. Далее установить, что трехчленная структура – если это существительные мужского и среднего рода – не меняет своей формы (как начальная, именительный падеж). Затем, когда закреплен мужской и средний род, можно переходить к формам женского рода, обращая внимание на то, что существительные женского рода меняют окончание а(я) на у(ю). Эти наблюдения (слуховые) могут быть зафиксированы в виде речевого образца (от значения к форме). Далее необходимо выяснить, на какой вопрос отвечает третий член структуры; указать: на вопрос что? отвечает неодушевленное существительное. Если же это одушевленное существительное, то будет другой вопрос. Обращается внимание на родовые окончания, переходные / непереходные глаголы: купить, но отдыхать; делать, но гулять; на женский род типа тетрадь, не меняющий свою форму. Внимание при введении глаголов обращается на тип глагольного управления (брать – взять что?); на сочетаемость (организовать вечер, митинг, собрание).
Широко используется наглядность: 1) Что вы видите на рисунке (стол, стул, телевизор, шкаф, диван, кресло, книга)? 2) Что можно купить? Продолжите предложение: Дайте, пожалуйста,…
и система упражнений типа: 1) Ответьте на вопросы: Вы любите…? 2) Ответьте на неполный вопрос: Вчера я смотрела фильм. А вы? 3) Задайте вопросы по образцу: Вчера я читала книгу. Что вы читали? 4) Обратитесь к товарищу с просьбой. Дай, пожалуйста, книгу. Винительный падеж прямого объекта (одушевленный). При его введении следует: 1) на примерах показать разницу между существительными, обозначающими явления неживой и живой природы; 2) обратить внимание на то, что окончание мужского рода другое: а, я (брата, преподавателя) и сопоставить его с окончанием неодушевленных существительных: Я люблю спорт – брата; 3) обратить внимание на то, что женский род имеет окончание у(ю) (одушевленные и неодушевленные существительные) и нулевое: студентку, Таню, дочь и т.д. студента студентку преподавателя Таню Марию Дочь, мать Для тренировки этой структуры у учащихся должен иметься запас глаголов – спрашивать, ждать, искать, любить, пригласить, видеть; он должен уметь вопрос кого? соотнести с вопросом что? Я люблю (кого?) Винительный падеж локального значения (Я иду в школу) и предложный падеж локального (местного) значения (Он живет в Москве ) обозначает местоположение и местонахождение предмета, лица. Трудности введения этих падежей заключаются в следующем:
1) трудность смешения двух структур: Он идет в магазин е; 2) необходима специальная глагольная лексика: жить, работать, учиться, быть, лежать, находиться + институт, университет, театр, урок… 3) различение употребления предлогов с предложным падежом: в – положение внутри другого предмета; на – на поверхности; 4) трудности различения при этом предлогов в / на: в театре – на концерте, на спектакле, на балете, в университете – на факультете, на I курсе, в магазине – на заводе и т.д. 5) отработка выбора окончаний е или и в зависимости от рода: и – для существительных типа тетрадь, аудитория, здание е – для остальных; 6) отработка постановки вопроса где?; 7) отработка некоторых особенностей постановки ударения на окончании: в шкафý, в лесý, в садý; 8) упражнения-вопросы, диалоги-расспросы, несогласие. Родительный падеж принадлежности проявляет себя в структуре типа. Это книга друга. Важны следующие моменты: 1) с этого значения начинается знакомство с родительным падежом, при отработке этого значения следует опираться на реальную учебную ситуацию; 2) следует усвоить способ выражения: мужской род – окончания а(я): стол, словарь, трамвай; женский род – окончания ы(и): комната, остальные варианты ж.р.; 3) обнаруживаются трудности, связанные с ограниченным лексическим запасом существительных со значением лица (студент, преподаватель, друг, подруга, мать, отец), поэтому используют имена собственные, для чего даются некоторые необходимые сведения об их структуре и употреблении: а) полное имя, фамилия, отчество → для официальной обстановки, документов, как вежливая форма обращения к людям старшего возраста:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|