Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Определение логотерапии




 

Экзистенциальный смысл (логос) определяется как наилучшая возможность (для действия, установки или переживания) в данной ситуации. Сегодня в GLE логотерапией называется такая форма консультирования или лечения, которая конкретно посвящена тематике, связанной со смыслом.

 

Смысл – это наилучшая возможность в данной ситуации.

 

Поэтому краткое определение логотерапии можно сформулировать так:

 

Логотерапия – это сопровождение человека и помощь ему в поисках смысла.

 

Цель логотерапии. Целью логотерапии является поиск смысла (особенно при его потере) или углубление переживания полноты смысла (полноты жизни) через обнаружение ценностей и подведение человека к свободно выбранной ответственности (личной ответственности).

Обнаружение структурных взаимосвязей. В логотерапии речь идет о нахождении имеющихся в жизни структурных взаимосвязей, о смысловых связях. Логос означает «слово» – собственно говоря, это есть осмысленный порядок, который противостоит хаосу. Логос – это то, что «логично», то есть имеет некую структуру, «одухотворено», поскольку следует определенной закономерности, которая в качестве духовной действующей силы упорядочивает все существующее. В коммуникации такой упорядочивающей структурой является понятие, слово, которое, находясь в контексте определенной грамматики, передает содержание и поэтому представляет собой «речь» в собственном смысле. Логотерапия по сути является работой с «грамматикой жизни», со «структурными взаимосвязями», которые есть в нашей жизни и которые поэтому дают нам смысл.

 

Логос – это структурные взаимосвязи нашего бытия.

 

Логотерапия, таким образом, означает нахождение «текстуры экзистенции», «грамматики ситуации», контекста, в котором находится то, что мы переживаем и делаем. Поэтому в логотерапии речь идет не о проработке проблемы, травмы, причины расстройства, а об обнаружении сопровождающего их контекста. В поле зрения человека должна быть возвращена та наибольшая ценность, благодаря которой ему удается, несмотря на противостоящие этому обстоятельства, продолжать действовать, жить, не сдаваться и т. д. Франкл (Frankl, 1946a, 96; 1975, 104ff., 174ff. ) в этой связи предпочитает говорить о присущей человеку как Person специфической духовной силе, благодаря которой он способен противостоять превратностям судьбы. Он назвал эту силу упрямством духа (Trotzmacht des Geistes). Таким образом, в логотерапии речь идет о том, чтобы «несмотря ни на что, сказать жизни " да" » (так называется и одна из книг Франкла (1946b)). Логотерапия является прежде всего ресурсо‑ ориентированным методом, стремится укрепить Я, открыть для него доступ к собственной духовной силе и удерживать эту открытость.

С учетом методических принципов сегодня в GLE логотерапии дается следующее определение:

 

Логотерапия – это форма консультирования и лечения, в центре внимания которой находится смысл.

 

Отграничивая логотерапию от экзистенциального анализа, ее можно охарактеризовать так:

 

Логотерапия – это специальная область экзистенциального анализа, занимающаяся анализом, профилактикой и лечением проблем, связанных со смыслом, прежде всего с его утратой.

 

Сферы применения логотерапии разнообразны: от работы над проблемами, связанными со смыслом, до использования в педагогике.

Логотерапия может применяться на завершающей фазе экзистенцаналитической психотерапии, где после проработки и разрешения препятствующих жизни проблем дело доходит до конкретных смысловых вопросов, для ответа на которые снова «освобождается» человек. Поэтому Франкл предлагал использовать логотерапию в качестве дополнения к любой другой психотерапии, чтобы встретиться с потребностью пациента в смысле.

Однако логотерапия может применяться для разрешения связанных со смыслом проблем независимо от предшествующей терапии. Чаще всего это происходит при кризисах, тяжелых жизненных ситуациях, больших утратах, болезнях, а также в связи с возрастными особенностями определенных жизненных фаз (пубертатный период, кризис среднего возраста, выход на пенсию).

Широко используется логотерапия и для профилактики психических расстройств и потери смысла. Состояние отсутствия интереса к чему‑ либо и апатии, возникающее вследствие бессмысленности, Франкл (Frankl, 1946a, 18) называл экзистенциальным вакуумом. Важную роль играет логотерапия в педагогике. Основываясь на сложившейся в экзистенциальном анализе картине человека и логотерапии Франкла, ориентированная на смысл педагогика ставит своей целью помочь подрастающему человеку в развитии его персональности, снабдить его инструментарием, необходимым для проживания осмысленной жизни.

 

Показания к применению логотерапии: проблематика, связанная со смыслами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...