Что такое экзистенциальный анализ и логотерапия?
Введение
В настоящем издании изложены начала экзистенциального анализа – психотерапевтического подхода, базирующегося на экзистенциальной картине человека, что позволяет разносторонне применять его, например, в консультировании, коучинге, педагогике, сопровождении умирающих и т. д. Поэтому изложенный здесь материал может быть интересен не только тем, кто занимается психотерапией. Особенность экзистенцанализа (ЭА) состоит в том, что он изначально вырос не из экспериментально‑ эмпирических данных, а из систематической рефлексии того, что по сути представляет собой человек, как он может понять свое место в этом мире и полноценно себя реализовать. Именно на эти вопросы искал ответы основоположник экзистенцанализа венский психиатр Виктор Франкл (1905–1997). Ему пришлось дополнить психотерапевтическую и психиатрическую практику философией, таким представлением о человеке, с помощью которого можно не только объяснить развитие психических расстройств, но и предоставить «духовный инструментарий» для того, чтобы человек мог справляться со своими душевными и духовными проблемами. Вершиной практического применения экзистенцанализа Франкл считал нахождение смысла, которое он называл логотерапией (ЛТ). В современном экзистенцанализе понимание сущности человека и путей, с помощью которых он достигает исполненной экзистенции, получило значительное тематическое расширение и больше не связано с одной только логотерапевтической основной мотивацией – мотивацией к смыслу. С открытием трех других фундаментальных экзистенциальных мотиваций теория экзистенцанализа получила более широкий базис, в основе современного ЭА лежит концепция четырех фундаментальных мотиваций. Значительное расширение теоретических оснований привело к созданию дополнительного методического инструментария. В этой связи следует упомянуть прежде всего систематическое применение феноменологического способа действий.
Современный ЭА включает новые расширенные темы, но также и прежнюю концепцию Франкла. В этой книге они изложены предельно практикоориентированно. Коротко рассказывается о возникновении экзистенцанализа и его исторической задаче, после чего следует изложение наиболее важных содержаний с различных точек зрения. Затем углубленно обсуждаются такие темы, как диалог, понимание, объяснение, помощь, диагностика проблем, мотивация и другие. Краткий обзор философских идей призван прояснить значение и подоплеку связи экзистенцанализа с философией. Описываются также основные психометрические методы экзистенцанализа.
Глава 1 Что такое экзистенциальный анализ и логотерапия?
О чем вы узнаете из этой главы В психотерапии и консультировании экзистенцанализ обращается к персональному (духовному) измерению человека Экзистенцанализ и логотерапия базируются на учении Виктора Франкла, который за счет привлечения экзистенциальной философии дополнил существующие виды психотерапии, привлекая духовное измерение человека. Поскольку ЭА и ЛТ уходят корнями в философию, знания здесь добываются не только в экспериментальных исследованиях, но и путем систематической рефлексии проблемы сущности человека. Теория и практика рассматриваются как одинаково значимые и взаимообогащающие. Хотя экзистенцанализ и возник из логотерапии, которую Франкл позиционировал как «дополнение к психотерапии», он за несколько десятилетий стал самостоятельным направлением психотерапии. В целом направление обозначается понятием «экзистенциальный анализ», в то время как понятие «логотерапия» используется прежде всего для обозначения сферы консультирования и лечения проблем, связанных со смыслом.
Понятием «экзистенция» обозначается особый способ бытия, состоящий в том, что человек постоянно находится в «ситуации», которая «затрагивает» его и обращается к его персональному началу. Свободно и ответственно выстраивая встречу с ситуацией, человек приходит к экзистенции. Экзистенцанализ можно определить как персонально‑ феноменологическую психотерапию, цель которой состоит в том, чтобы помочь человеку прийти (духовно и эмоционально) к свободному переживанию, аутентичному занятию позиции, а также ответственному обхождению с самим собой и со своим миром. В самом общем плане можно сказать, что экзистенцанализ – это анализ условий, позволяющих прийти к исполненной экзистенции.
Учебные цели После прочтения этой главы вы должны знать и понимать: • теоретические и практические корни современного экзистенцанализа; • что описывается понятиями «экзистенцанализ» и «логотерапия» и какие изменения произошли со значениями этих понятий; • какое значение имеет различение между теорией и практикой в экзистенцанализе и как это отражается на поле деятельности (сфере задач) той и другой; • какую роль в развитии ЛТ и ЭА сыграла смысловая тематика и какое место она занимает сейчас. Понятия «экзистенцанализ» и «логотерапия» ввел в психотерапию Виктор Франкл для обозначения основанного им психотерапевтического метода[1]. «Логотерапия и экзистенцанализ – это две стороны одной и той же теории. Логотерапия представляет собой метод терапевтического лечения, а экзистенцанализ – направление антропологического исследования» (Frankl, 1959, 663).
Два понятия для обозначения одного направления. Первоначально[2] термином «экзистенцанализ» Франкл обозначал теоретические основы, а термином «логотерапия» – практическое применение этой теории в терапии, ориентированной на смысл. Возникла несколько необычная ситуация, когда два различных понятия применялись для обозначения одного и того же терапевтического направления. Понятие «логос» Франкл использовал в принятом в философии значении «смысл». Тем самым с помощью понятия «логотерапия» он хотел подчеркнуть важнейшее значение нахождения смысла для человеческой жизни и для психотерапии. Другими словами, в теории Франкла вершиной практически соотнесенного с жизнью экзистенцанализа является персонально ощущаемый и переживаемый смысл: «Пока я существую, я существую в направлении смысла и ценностей» (Frankl, 1975, 371).
«Логос» означает «смысл».
Применительно к методу это означает, что в экзистенцанализе речь идет об осознании («анализе») свободы (Frankl, 1975, 271) и ответственности «как сущностных оснований человеческой экзистенции» (Frankl, 1946a, 39). Ответственность, согласно Франклу это ответственность по отношению к смыслу (Frankl, 1946a, 39), благодаря чему перекидывается мост от экзистенцанализа к логотерапии. Ведь без смысла – и даже без конечного смысла – не было бы и ответственности (Frankl, 1946a, 221). Сам Франкл видел этот конечный смысл в Боге. В экзистенциализме, например, таким смыслом является достоинство человека перед лицом абсурдности (Sartre, 1946). В экзистенцанализе и логотерапии отношение человека к вере считается предметом абсолютно личного решения. Когда это решение принимается не через предписания или не посредством терапии, а самим человеком, это играет важную роль для его экзистенциальности.
Экзистенцанализ – поиск свободы и ответственности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|