2.3. Экзистенциально‑аналитическая базовая теорема: диалогические отношения с миром и с собой
2. 3. Экзистенциально‑ аналитическая базовая теорема: диалогические отношения с миром и с собой
Двойные диалогические отношения человека. Базовая теорема экзистенциального анализа и логотерапии говорит о включенности человека в мир и, как следствие, о двойных диалогических отношениях: по направлению вовне, к миру, и по направлению вовнутрь, к самому себе. Таким образом, согласно экзистенцанализу, для человека существуют два вида данностей, с которыми он постоянно имеет дело, в которые он неизменно включен и которые на него существенно влияют: его внутренний мир и внешний мир (поскольку такая двойная открытость – вовнутрь и вовне – является отличительным признаком Person, то здесь мы также говорим о персональной ситуации; см. ниже). Если в классической логотерапии Франкла речь идет прежде всего о запрошенности человека внешним миром (то есть его экзистенциальной ситуации; см. ниже), то в экзистенциально‑ аналитической терапии и консультировании рассматривается и то и другое, то есть и персональная ситуация, и экзистенциальная ситуация. Далее они обе рассматриваются подробнее.
Быть человеком означает быть включенным в два вида данностей.
2. 3. 1. Экзистенциальная ситуация: базовая диалогическая модель экзистенцанализа и логотерапии
Неустранимые отношения с миром. Человек изначально находится в мире, он обнаруживает себя «бытийствующим» (Daseiender). Мы называем это экзистенциальной преднаходимостью (existentielle Vorfindlichkeit), имея в виду, что человек не может быть «не‑ в‑ отношениях» со своим окружением. Он находится в неустранимых отношениях с миром, от которого зависит. Быть человеком невозможно иначе, как быть «в мире», с которым человек связан и в котором он «располагается». Человек никогда не является «величиной, которую можно представить в чистом виде», тщательно «отделив» ее от всех тех связей, в которые она включена. Поступать таким образом означало бы исказить саму сущность человека.
Человек не может быть «не‑ в‑ отношениях».
Нахождение в физической, психологической и духовной связи. К сущности человека относится соотнесенность с чем‑ то другим, с тем, что не есть он сам. Поэтому быть человеком означает иметь «визави», быть неустранимо связанным с другим/другими. На физическом уровне это означает быть связанным с местом (на протяжении всей жизни мы находимся в каком‑ то месте), землей, воздухом и т. д., а также с собственным телом, которое является как бы внешней кожей человека, то есть тело в каком‑ то смысле является чем‑ то другим, чем сам человек, но в то же время и им самим.
К сущностным признакам человека относится соотнесенность с кем‑ то/чем‑ то, что не является им самим.
На психологическом уровне мы связаны с другими людьми и другими объектами, с которыми у нас есть эмоциональные отношения и которые оказывают на нас различного рода влияние. В этом проявляется жизнь. То же самое в психологическом смысле мы можем сказать и о собственном теле: с ним мы связаны эмоционально, мы его чувствуем, наслаждаемся им или страдаем от него. На духовном уровне мы занимаемся структурами и взаимосвязями мира, который представляется нам как нечто «иное», нечто отделенное от нас, другое по отношению к нам. Но прежде всего как (духовная) Person человек находится в отношениях с другими людьми. Без этих отношений и человеческих встреч мы не могли бы выжить[19]. На рис. 2 это неустранимое «нахождение‑ в‑ отношениях», являющееся характерным признаком человека, изображено в форме крупных стрелок, располагающимися между Person и миром.
Рис. 2. Экзистенциальная ситуация человека имеет динамический характер: неустранимой, онтологической связанности с миром противостоит постоянная запрошенность – зов, запрос, требующий от человека ответа. Поэтому экзистенциальная ситуация диалогична
Схема показывает также диалогическую структуру «бытия‑ в‑ мире»: вследствие персональности бытие человека по самому своему устройству диалогично. Вследствие того что в структуру человеческого бытия заложен диалогический взаимообмен (Person – другие), бытие человека осуществляется в ситуации, то есть в его «поставленности» (Eingebettetsein) в некое положение (лат. situs означает «положение»). Человек находится «в мире ситуативно», в определенных обстоятельствах. Что следует из экзистенциальной ситуации. В данной модели содержится несколько элементов, важных для понимания экзистенцанализа/логотерапии и для работы в рамках этого подхода. Ниже более подробно описаны эти элементы.
Неизбежное нахождение в отношениях переживается:
1) как императивное давление 2) либо как приглашение к действию. Зависимость и свободное пространство. Вследствие неизбежного нахождения человека в отношениях с миром возникает, с одной стороны, зависимость (несвобода, вынужденность), а с другой – благодаря этому открываются свободные пространства и возможности для действий и переживаний. И то и другое что‑ то «говорит» человеку. С одной стороны, такое положение представляет собой нечто стабильное, неуступчивое, несвободное. С другой – эти же неустранимые связи и обстоятельства приглашают к действию, освобождению и заставляют искать возможности[20]. Человек понимает, что он не может избежать встречи с миром, что он в любом случае вынужден взаимодействовать с ним даже тогда, когда он решается уйти из жизни: он должен заниматься собой и своей жизнью (Kü hn, 1988). Но у него имеется выбор; возможности есть всегда (вопрос часто состоит лишь в том, может ли человек их допустить). Стабильность и динамика. При том что человек всегда неизбежно связан с миром, его способ бытия‑ в‑ мире отнюдь не является чем‑ то статичным и застывшим. Наоборот, у отношений с миром фундаментально динамичная природа. Они сопровождаются глубоким, зачастую неосознаваемым переживанием: «Этому миру есть до меня дело! » Мир с неизбежностью влияет на человека, и сам человек, хочет он того или нет, вольно или невольно влияет на мир. Таким образом, наше бытие основывается на постоянном и необходимом взаимодействии с «другим», благодаря чему происходят рост и изменения.
Мир неизбежно влияет на человека, а человек неизбежно влияет на мир.
Вброшенность [21] и поставленность‑ в‑ мир. На уровне человека эта динамика начинается еще до момента рождения. Мир «заговаривает» с человеком задолго до того, как он сам учится говорить. Это начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Во‑ первых, «мир» ждет каждого человека, когда он рождается. Во‑ вторых, каждый человек вследствие своей открытости и неизбежного взаимодействия с ситуациями, в которых он находится, постоянно запрашивается миром и не может не давать ответы. Быть‑ ожидаемым. Изначальное быть‑ ожидаемым (Erwartetsein) миром в известной степени воспроизводится и повторяется в каждой ситуации. Именно это является отличительным признаком «ситуации», что она «заговаривает» с человеком. И человеку не дано уйти от этой диалогической динамики. Однако с экзистенциальной точки зрения решающее значение имеет то, что и как индивидуум отвечает ситуации. Ведь ответ находится в руках самого человека. То, какова ситуация, что ее сделало таковой, с экзистенциальной точки зрения имеет второстепенное значение, поскольку это не является его решением. Важно другое: чтобы человек дал на нее свой собственный ответ, как‑ то выстроил на этом свою жизнь, переживая исполненность и ответственность.
С экзистенциальной точки зрения решающее значение имеет то, что и как человек отвечает на ситуацию.
Человек свободен в том, какой ответ он дает. Но он несвободен в том отношении, что вынужден давать ответ.
Находить вопросы и давать ответы. Любое поведение есть ответ на субъективно понятый запрос ситуации; даже отсутствие ответа также является ответом. Именно поэтому в жизни так важно находить и понимать вопросы, которые к тебе обращены. В дзен‑ буддизме человека сравнивают с пустым сосудом, который предназначен для того, чтобы мочь что‑ то вбирать в себя. Ведь смысл и счастье или исполненность жизни зависят от выбора вопросов, которые мы смогли воспринять, расслышать, и прежде всего от того, какие ответы мы на них дали. Патологическое поведение, например истерическое реагирование или поведение зависимого человека, – это попытки уйти от задаваемых ситуацией (тяжелых и болезненных) вопросов (либо вообще глухота к ним). Такое ответное поведение ведет не к исполненности, а к еще большей пустоте, поскольку не является собственно ответом, не связано с реальной ситуацией, а представляет собой лишь слепое реагирование.
Ответу предшествует нахождение и понимание стоящих перед человеком вопросов.
Человек является спрашиваемым потому, что он свободен. Потому что только будучи свободным, он может, но не вынужден что‑ то делать. То есть именно потому, что человек способен принимать решения и даже принужден делать это, для него существуют вопросы. Он не в состоянии избежать необходимости отвечать на вопрос: «Что ты с этим сделаешь? » Кратко эту мысль можно выразить так:
Без свободы нет запрошенности, а есть только вынужденность.
Вопрос может состоять, например, в том, буду ли я продолжать читать эту книгу или вместо этого посмотрю какой‑ нибудь фильм, ведь ни то ни другое не должно происходить с необходимостью. Но никогда не стоит вопрос о том, будет ли дальше биться сердце или работать система пищеварения или появится ли на небе луна. Последнее не находится в сфере моей свободы, поэтому я не могу давать на это ответы.
Человек изначально является тем, к кому обращен вопрос.
Экзистенциальное понимание себя. Такая экзистенциальная ситуация отражается и на нашем экзистенциальном понимании себя: человек понимает, что он является запрашиваемым жизнью или ситуацией (Frankl, 1946a, 72), точнее говоря, изначально запрашиваемым. Он пришел в этот мир не для того, чтобы чего‑ то требовать, а потому, что жизнь или нечто Непостижимое, то, к чему мы не можем хоть сколько‑ нибудь близко подступиться, привели, «вбросили» его в этот мир. Его приход в этот мир определяется законами жизни. И жизнь со своими законами предъявляет к нему требования еще до того, как он сам научится чего‑ то требовать. Дать себя запросить. Когда человек позволяет идущим от мира и жизни вопросам достигать себя, жизнь как бы приобретает большую плотность, потому что речь теперь идет о персональных ответах («жить – означает давать ответы»). Поэтому так важно уметь сначала придержать свои собственные вопросы, чтобы они и связанные с ними требования не исказили наш взгляд на мир. Вопросы типа: «Что я от этого получу? Что мне это дает? » должны появиться позже, когда мы будем принимать решение. Но вначале мы должны быть открытыми миру, в феноменологическом духе дать‑ с‑ собой‑ заговорить, исходя из установки: «Ты пришел в мир не для одного себя. Ты отвечаешь за себя так же, как и за тот мир, в котором ты находишься. Поэтому позволь сначала спросить себя о том, где ты востребован в этом мире, оглянись по сторонам: где ты нужен, где ты запрошен – это и может быть твоим местом в мире, – и тогда выбирай, участвуй в том, что для тебя важно, что востребовано и что для тебя возможно».
Экзистенциальная действительность человека. Только конкретные, выражаемые в действии ответы являются экзистенциальными. Если человек целостен, то он «ответствен» за свою экзистенцию (Frankl, 1946a, 72). Но когда человек не дает ответы, не берет на себя ответственность, то тогда он не имеет доступа к действительности, не находится в мире по‑ настоящему.
Только конкретные, выражаемые в действии ответы являются экзистенциальными.
Только когда человек является отвечающим и ответственным, его бытие становится действительным – человек получает доступ к действительности.
Экзистенциальный поворот. Если смотреть со стороны мира, подлинная действительность человека – та, которая требует от него ответственности. М. Бубер (Buber, 1973, 65f. ) пишет: «Там, где человек ни в чем не участвует, нет действительности». Поэтому экзистенциальная действительность означает тот фрагмент более широкой действительности, который (иногда независимо от его воли) серьезно влияет на человека, с которым у человека есть реальные отношения, где он чувствует свою ангажированность. Экзистенциальная действительность оказывает определяющее и формирующее влияние на жизнь (об экзистенциальном повороте см. также раздел 5. 3).
Быть человеком означает «находиться под вопросом», жить означает «давать ответ» (Lä ngle, 1988b, 10).
Ответственность и обязанность. Ответственность, о которой мы говорим и которая так важна для понимания того, что такое экзистенциальная действительность, с экзистенциальной точки зрения есть понятие, связанное с отношениями. Только то, что запрашивает и трогает человека, требует от него персонального ответа. Заключенные формальные договоренности или формальные обязательства – все то, что не затрагивает его персонально, – имеют формальную природу и представляют собой обязанности, но не ответственность.
Ответственность – это понятие, связанное с отношениями.
Консультативная и терапевтическая деятельность. Базовое положение об экзистенциальной ситуации имеет фундаментальное значение для экзистенциального анализа и позволяет многое объяснить в его теории и практике. Так, наряду с экзистенциально философским пониманием здесь‑ бытия (Dasein) это базовое положение позволяет обозначить специфику консультативной и психотерапевтической деятельности: 1 ) консультативное применение логотерапии состоит в первую очередь в обнаружении запросов и ответов, то есть происходит в большей степени на «полюсе мира» (экзистенциальной ситуации), что напрямую возможно для психологически относительно здоровых людей; 2) при терапевтическом применении экзистенцанализа мы занимаемся прежде всего процессом переработки информации (проблем, конфликтов, чувств, воспоминаний). Терапия концентрируется на том, как человек обходится с вопросами, идущими от ситуации и от жизни, поэтому она в большей степени происходит на «полюсе субъекта».
Логотерапия осуществляется на «полюсе мира», а экзистенцанализ – на «полюсе субъекта».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|