3.2.2. Подробное описание шагов ПЭА
Для того чтобы методически подступиться к процессу переработки, нужно начать со сбора точной информации. Поэтому названным выше трем шагам предшествует еще один шаг, который не является специфическим для ПЭА и поэтому обозначается как ПЭА‑ 0. Тем самым на базе диалогической модели Person появляется последовательность из четырех практических методических шагов. Схематически это можно изобразить следующим образом (рис. 17). С антропологической точки зрения процесс начинается с установления отношений с тем, что произошло/с объектом. Для описания этого и далее, для первого шага ПЭА, требуется самопринятие, то есть принимающее обращение к самому себе и своим чувствам. Затем процесс идет в антропологически противоположном направлении – здесь необходимо самодистанцирование по отношению к себе и своим первичным эмоциям, чтобы человек смог увидеть их феноменологическое содержание, понять, о чем в них идет речь и какое значение это имеет для его жизни. Самодистанцирование (Frankl, 1946а) – это способность человека отходить на расстояние от самого себя; это позволяет ему начать обходиться со своими чувствами. Движение, родившееся как результат внутренней переработки впечатлений, снова идет во внешний мир, с антропологической точки зрения это означает, что человек снова и снова выходит за пределы самого себя, отдавая, внося себя в мир. Для такого процесса Франкл (Frankl, 1946a) создал понятие самотрансценденции. Теперь человек вновь устанавливает отношения с миром, но уже вооруженный собственной волей. Далее наступает время действия – и действия человека вызывают эффект, который влияет в том числе на него самого, что снова требует от него самопринятия на базе четырех фундаментальных мотиваций (см. рис. 16, где схематически изображены эти антропологические темы).
Рис. 17. Методические шаги ПЭА и их антропологические коннотации
ПЭА‑ 0: описание. Здесь речь идет о сборе фактов. Сбор (регистрация) событий и фактов, в которых проявляется имеющаяся проблема или которые стали ее причиной, является предпосылкой для активации персональных ресурсов. Речь идет о том, чтобы посмотреть на конкретные, реальные данности. Например, что именно это человек мне сказал, в какой связи он это сделал, что этому предшествовало? ЭА не ограничивается лишь развитием внутренних персональных сил человека, он стремится связать человека с «его миром», только так достигается сущность персонального бытия. Согласно ЭА, речь должна идти о том, чтобы человек был собой в этом мире, а не в стороне от него.
Сбор фактов – это первый шаг персонального экзистенциального анализа (ПЭА‑ 0).
ПЭА‑ 1: впечатление. Под впечатлением понимается непосредственное, еще не переработанное состояние запрошенности. Это прежде всего затронутость, самое первое ощущение, еще даже не мысль, которая могла бы возникнуть в данной связи. Во впечатлении затрагивается и приходит в движение «живость» (Lebendigkeit), жизненная сила, моя витальность. Благодаря этой силе затронутость, давление, идущее извне, вступает во взаимодействие с ответным давлением изнутри, и это происходит, потому что я живой, во мне есть моя собственная жизнь. Субъективно это переживается как чувство, которое приводит к возникновению импульса (см. экзистенциально‑ аналитическую теорию эмоций: Lä ngle, 1993с; 2003a‑ d). Кроме того, во впечатлении всегда содержится некоторое послание. Это его духовное содержание, та информация, которая затрагивает. Мы называем его феноменологическим содержанием, поскольку оно постигается не через размышления, а с помощью интуитивных способностей (то есть феноменологически). Ведь часто с помощью чувств мы постигаем гораздо больше того, что нам доступно на уровне сознания. Это имеющееся во впечатлении духовное содержание иногда бывает очень хорошо спрятано: если, например, все, что ты делаешь, не устраивает и не подходит твоей матери, то в этом может содержаться интуитивно воспринимаемое содержание: «Меня не устраивает то, какой ты есть. Ты мне мешаешь! » Это означает, что чувствами мы схватываем гораздо больше информации по сравнению с тем, что можем знать, пользуясь одним лишь разумом. И значительная часть специфической терапевтической работы состоит в том, чтобы обнаружить это большую, скрытую часть информации, поскольку именно она является тем действенным фоном, который (осознаваемым или неосознаваемым образом) влияет на переживания, решения и поступки. Если человек не замечает эту разницу в информации, то он перестает адекватно воспринимать собственные чувства, ситуацию и других людей.
ПЭА‑ 2: занятие позиции. Теперь после описания рецептивной фазы мы можем посмотреть, что же происходит на этапе собственно переработки информации. Здесь также есть три определяющих элемента. В процессе понимания переживающее Я отходит на некоторую дистанцию от своего непосредственного переживания, рассматривает его, сопоставляет с уже существующими ценностными взаимосвязями, в которых находится человек и исходя из которых он себя до сих пор понимал. Благодаря этому человек освобождается от «зачарованности» непосредственным переживанием и проверяет, насколько новое переживание может быть интегрировано в уже существующие ценностные взаимосвязи. Согласование того, что человек постигает своим интуитивным чутьем, с тем, что он считает правильным, осуществляется совестью [45]. Для процесса интеграции или сепарации требуются также осуществляемое на когнитивном уровне занятие позиции и вынесение оценки происходящему с точки зрения его значимости для жизни. Это происходит через суждение. В суждении речь идет не столько о правильном или неправильном, сколько о том, что человек может сказать о переживаемом в контексте знания и рефлексии. Такая эмоциональная и когнитивная переработка создает почву для того, чтобы подхватить идущее из глубины движение, в нем содержатся не только психодинамика, но также понимание и совесть. Это зародыш воли.
Занятие позиции: понимание, интуитивное чутье, мышление.
* * *
ПЭА‑ 3: выражение. Здесь речь идет о персональном ответе. Person реализует себя как воплощение своей воли. Она хочет привнести в мир «свое». По отношению к кому, в какой мере (сколько), как и когда она должна себя выразить, чтобы достичь того, к чему стремится, – все это представляет собой предмет важных «стратегических» размышлений, от которых во многом зависит успех реализации. Речь идет о том, чтобы из внутренней сферы персональной интимности вновь «выйти в мир». Выразить себя означает показать себя, утвердить себя, применить себя (ввести себя в действие). В ходе персонального выражения для соотнесения с внешней действительностью используются четыре фильтра («сколько – кому – как – когда»), при этом, чтобы отграничить от внешнего свою интимность, Person использует стыд и защищает себя. Поэтому персональное выражение ни в коей мере не является «слепым отреагированием», но представляет собой ответ, соразмерный той оценке реальности, которую дала ей Person. Выражение только тогда является персональным, когда оно согласовано с данностями, возможностями и требованиями реального мира. На любом шаге необходимо реалистично оценивать, к чему это может привести: «Какие могут быть последствия, если я займу такую позицию, если поступлю таким образом? »
В выражении привнести в мир «свое собственное». Последний шаг ПЭА – помочь Person адекватно выразить себя. Для настоящей воли необходимо предварительное внутреннее занятие позиции.
Внутренне и внешнее выражение: сформулировать его содержание для себя и для других. Выражение может быть почти незаметным, когда, например, оно состоит просто из установки (когда человек занимает определенную позицию), а может манифестироваться в действии (когда, например, человек высказывает свое мнение) или в поведении. При проведении персонального выражения через четыре фильтра становится ясно, должно ли оно стать внешне проявленным, и если да – то каким образом и когда. По уровню такой внешней проявленности принципиально различаются две формы персонального выражения: нахождение «внутреннего выражения» и его воплощение во «внешнем выражении».
Нахождение персонального, аутентичного способа выражения – это преимущественно внутренний процесс. Здесь речь идет о том, чтобы то, «что во мне говорит» (мои эмоции, мою позицию, мои размышления в связи с четырьмя фильтрами), оформить в подходящий ответ. Действительно, не каждое персональное выражение становится видимым для окружающих – оно может вылиться просто в то, что у человека изменятся позиция, оценка происходящего или точка зрения. Или такое невидимое для окружающих персональное выражение может состоять лишь в том, что ничего не изменится, потому что все и так хорошо и человеку было просто важно еще раз внимательно все пересмотреть. Затем человек может снова вернуться к возможному способу воплощения задуманного, еще раз пересмотреть те шаги, с которыми связаны трудности реализации. При подготовке выражения или ответа нужно пройти через несколько фильтров.
• Фильтр стыда. Что я скажу и как много я скажу? Есть определенные вещи, которые должны остаться только моими. Совсем не все вещи следует разделять с другими. → Осознание своих границ. • Фильтр модальностей. Стратегически‑ практические размышления: как лучше действовать, чтобы выразить мою волю? Как конкретно мне воплотить то, что я хочу выразить? Например, если я хочу что‑ то сказать другому, позвонить по телефону, написать письмо, поговорить или попросить это сделать кого‑ то другого? → Выбор подходящего способа, инструмента. • Фильтр разума и выбор адресата. Кому и что я могу сказать, как он может это воспринять? Как он может отреагировать? → Оценка другого, вопрос о соразмерности (разум! ). • Временной фильтр. Когда я скажу это? При каких обстоятельствах? Чего я жду? → Выбор подходящего момента.
Резюме по поводу практического применения. Если посмотреть с практической точки зрения, то ПЭА – после описания темы/проблемы – проходит три шага: от нахождения себя до высвобождения себя. Используя формулировку «давать быть» (lassen), мы подчеркиваем аспект принятия, партнерства в диалогическом обмене: ПЭА‑ 0: видеть. Что есть передо мной (что предстоит)? – Я даю этому быть (я появляюсь в реальности).
ПЭА‑ 1: чувствовать. Как это мне? – Я даю/позволяю себе чувствовать то, что я чувствую. ПЭА‑ 2: слышать. Что «это во мне говорит» по данному поводу (что я слышу в себе)? – Я даю этому в себе говорить. ПЭА‑ 3: проверять. Как я могу внести себя в этот мир, который таков? – Я даю себе подействовать на мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|