Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1.2. Вторая фундаментальная мотивация: соотнесение с жизнью становится основой для ценностей




Фундаментальное доверие как основа первой фундаментальной мотивации. Опыт переживания доверия в общении с другими людьми рождает прадоверие. Из совокупности всего опыта доверия – как доверия в человеческих отношениях, так и доверия, связанного с переживанием опоры и стабильности в мире, – возникает фундаментальное доверие. Оно покоится на восприятии того, что есть некая глубокая, последняя опора, то, что тебя держит в этом мире, что ощущается лишь на уровне догадки. То, что нас в конечном итоге держит и о чем мы можем лишь догадываться, но никогда не можем постичь, – это основа бытия.

 

Фундаментальное доверие – совокупный опыт доверия.

Основа бытия – это наиболее глубинная опора.

 

Защитные реакции. Если не происходит персональной проработки, включаются психодинамические защитные реакции (копинговые реакции) (см. Hü ther, 2004)[40]. В каждой фундаментальной мотивации есть четыре уровня копинговых реакций: основное движение, активизм, агрессия и рефлекс мнимой смерти. В первой фундаментальной мотивации это избегание и бегство (основное движение), протест и борьба (активизм), деструктивная ненависть (агрессия) и паралич (рефлекс мнимой смерти).

 

В каждой фундаментальной мотивации есть четыре уровня копинговых реакций: основное движение, активизм, агрессия и рефлекс мнимой смерти.

 

Картина расстройства. Если ни то ни другое – ни персональная проработка, ни достаточная психодинамическая защита – невозможны для человека, то неуверенность переходит в страх, а копинговые реакции фиксируются. Могут развиться любые формы тревожных переживаний, начиная от фобий и генерализованных тревожных расстройств, через тревожные личностные расстройства, и заканчивая психогенной составляющей шизофрении.

 

Если мочь быть что‑ то препятствует, возникает страх.

 

 

3. 1. 2. Вторая фундаментальная мотивация: соотнесение с жизнью становится основой для ценностей

 

Основной вопрос жизни. Человеку недостаточно просто быть и мочь выжить. Для него важно также качество его здесь‑ бытия. Такое требование связано с тем фактом, что человек не просто физически существует, как, например, камень, – в нем есть жизнь. Его здесь‑ бытие не протекает механически, а проживается, в том числе проходит через страдания, ощущается как приятное или неприятное, связанное со счастьем и радостью или с несчастьем и горем, с ценностями или с отсутствием таковых. Бытие человека насквозь пронизано миром чувств, эмоциональностью и аффективностью. Человек является живым, и этот факт ставит его перед следующим экзистенциальным вопросом, требующим ответа на основе его личного опыта отношений с жизнью. Говоря экзистенциальным языком, это подводит к основному вопросу о жизни: как моя жизнь ощущается в моих чувствах? Как это лично для меня? Я чувствую, что живу но, собственно говоря, нравится ли мне жить? Хорошо ли это – быть здесь? Достаточно ли здесь ценного, чтобы я мог чувствовать свою жизнь как теплую и защищенную?

 

Благодаря чувствам здесь‑ бытие «оживает».

 

 

* * *

 

Основной вопрос жизни таков: я живу – нравится ли мне жить?

 

Предпосылки для «нравится жить». Для того чтобы прийти к настоящей жизни в рамках имеющихся требований и условий здесь‑ бытия, также необходимы три предпосылки: отношения, время и близость.

 

Ценности и «нравиться».

 

Отношения. Отношения с кем‑ то начинаются уже в тот момент, когда мы воспринимаем другого. Когда мы обнаруживаем его бытие, на наше собственное бытие это влияет таким образом, что мы неизбежно должны с ним соотнестись. Как только мы замечаем какую‑ то вещь или какого‑ то человека, мы уже не можем не соотноситься с ним: с этого момента мы больше не можем «не иметь с ними отношений». Эта базовая форма отношений создает мост, благодаря которому через вступление в отношения человек приходит к связанности с другими. Возникшие отношения намечают рамки и создают защиту для роста жизненной силы.

Время. Жизнь протекает только во времени. Если мы кому‑ то или чему‑ то уделяем время, то здесь уплотняется жизнь. Уделять кому‑ то или чему‑ то время означает повышать его ценность, ведь время человека – это всегда время его жизни. Время питает отношения, поскольку оно выделяется из собственной жизни. Уделять время самому себе означает подпитывать отношения с собой. Уделенное время дает возможность возникнуть эмоциям, позволяет появиться наслаждению и радости, чувствовать страдание и боль. Время – это «пространство для отношений», «пространство для чувств».

 

Предпосылки для переживания «нравится жить»: отношения, время и близость.

 

Близость. Возникшее в человеке эмоциональное движение может быть интенсифицировано через установление близости с соответствующим объектом или человеком. Через близость происходит, так сказать, «впечатывание» объекта в наше переживание, и возникает соответствующий его образ в виде чувства. Чувства рождаются в субъекте, когда что‑ то дает толчок жизни в нем и она приходит в движение. Чувства позволяют нам воспринять ценности, то есть ту значимость, которую те или иные объекты имеют для нашей жизни.

Персональная активность. На базе отношений, времени и близости человек может давать обращение или принимать то обращение, которое дают ему. Благодаря обращению переживание жизни становится более интенсивным, а чувства усиливаются. Когда человек дает и принимает обращение, то это в свою очередь влияет на предпосылки отношений с жизнью.

 

Персональная активность второй фундаментальной мотивации – это обращение.

 

Фундаментальное отношение к жизни как основа второй фундаментальной мотивации. В любых отношениях, в которые вступает человек, отражается его отношение к жизни. В свою очередь на этот глубинный опыт влияет вся совокупность имеющегося у данного человека опыта отношений. То есть в фундаментальном отношении к жизни содержится опыт всех отношений. Способность положиться на жизнь, которая содержится в фундаментальном отношении, в конечном итоге покоится на глубоком феноменологическом восприятии той ценности, которую имеет для данного человека сама жизнь, как он ее ощущает. Поскольку эта ценность пропитывает все эмоции и все отношения, она называется фундаментальной ценностью. Она присутствует в каждом переживании, окрашивает все эмоции и аффекты и представляет собой основу для того, что человек ощущает как ценности. Этот процесс является базой для экзистенциально‑ аналитической теории эмоций.

 

Во второй фундаментальной мотивации решающую роль играют эмоции.

 

Защитные реакции. Если отсутствуют предпосылки для того, чтобы давать и получать обращение, то это ведет к спонтанным копинговым реакциям, которые в данном контексте состоят прежде всего в том, чтобы отступить или отвернуться; но могут быть также активизмы, такие как погоня за достижениями (быть «очень занятым», постоянно чего‑ то добиваться) или перегруппировка (сбиваться в группы или примыкать к группам), агрессия (в данном случае это ярость, у которой нет деструктивной цели, но которая стремится сохранять отношения) или рефлекс мнимой смерти в виде паралича или обесценивания.

Картина расстройств. Если утраты прорабатываются, то это происходит через процесс печали. Если не удается ни то ни другое – ни проработка через печаль, ни достаточная психодинамическая защита, – то чувство утраты жизни приводит к постоянной нагрузке и через фиксацию копинговых реакций рано или поздно ведет к депрессивным чувствам и расстройствам.

 

Если не «нравится» жить, то это ведет к печали, если печаль невозможна – к депрессии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...