Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2.1. Задачи, цель и основания персонального экзистенциального анализа




 

Цель метода. С помощью ПЭА мы пытаемся ответить на вопрос о том, как мы можем добраться до Person человека и, несмотря на имеющиеся у него проблемы или благодаря им, мобилизовать персональные ресурсы, необходимые для проработки этих проблем. Можно сказать несколько иначе: как добиться того, чтобы человек смог начать персонально обходиться с пережитым/ситуацией и тем самым смог мобилизовать и пережить свободу Person? Как запустить динамику свободы (то есть персональной воли)?

За счет мобилизации персональных ресурсов можно с помощью ПЭА прийти к персональной проработке психодинамики и интегрировать ее в персональное бытие. Но этот метод подходит также для прояснения непонятных переживаний, опыта, чувств и для нахождения аутентичных и ответственных решений. Поэтому задачей ПЭА можно считать запрос и нахождение внутреннего согласия, а также проработку персональных установок по отношению к самому себе и к миру.

 

Цель ПЭА в том, чтобы помочь человеку персонально отнестись к тому, с чем он имеет дело, вступить в диалогический обмен с самим собой и с «принадлежащими миру» Другими (диалог вовнутрь и вовне).

 

Диалогические свойства персонального бытия. Для диалогического обмена, который играет фундаментальную роль в экзистенции, центральное значение имеют три свойства Person, послужившие основой для ПЭА: иметь способность быть затронутой (запрошенной), понимающей и отвечающей (рис. 14).

Запрашиваемая. Человек как Person – это тот, кто запрошен, поскольку он по самой своей сути является, с одной стороны, «стоящим в открытости»[43] (см. подраздел 2. 3. 2 о персональной ситуации), с другой – говорящим, находящимся в диалоге с самим собой и с Другими. Он – тот, кого спрашивают, поскольку он несет способность отвечать уже в самом себе. Человек – это говорящий, поскольку в нем есть нечто такое, «что в нем говорит», а именно Person (об экзистенциально‑ аналитическом понимании Person см., например, Lä ngle, 1993a; 2000а).

Понимающая. Человек как Person может понимать: он может понимать основания своего собственного поведения и поведения других людей, устанавливать взаимосвязи, находить свое место в уже сложившихся у него отношениях с ценностями и, как следствие этого, понимать себя и соотносить себя с происходящим. Он способен к пониманию, поскольку «нечто в нем говорит», и это «нечто» говорит ему «что‑ то» по поводу каждого нового впечатления. Именно на основании этого для него становится доступным глубинное содержание (сущность) того, что говорят другие, или того, что означает та или иная ситуация.

Отвечающая. Человек является отвечающим, потому что он в сущности своей является говорящим и не хочет оставаться только с самим собой, но стремится к коммуникации, обмену, встрече и к инаковости (см. раздел 2. 3 о персональной и экзистенциальной ситуации). Он является отвечающим, поскольку «нечто в нем говорит» (это нечто, по причине сущностной открытости человека, хочет вылиться в сообщение, в ответ, хочет отдавать, «хочет выйти в мир»).

На следующей схеме (рис. 15) вершина треугольника указывает на наличие разных уровней по отношению к внешним событиям: занятие персональной позиции представляет собой наивысшую точку (или наиболее глубокую: треугольник вполне можно поставить и на вершину) в персональном процессе, и в этой точке Person представлена в своей интимности и изначальности.

 

Рис. 14. Диалогические характеристики Person служат основой для ПЭА

 

Рис. 15. Благодаря тому что Person является той, с кем можно заговорить, понимающей и отвечающей, она затрагивается извне. В этом процессе реализации себя Person освобождается от власти впечатления, вырывается из сферы, где на нее лишь оказывается влияние, выходит на дистанцию, чтобы привнести свою глубинную внутреннюю суть. Этот внутренний шаг «экзистирования» («выхода» в процесс соотнесения с собой и с другим), чтобы стать завершенным, требует своего выражения в речи и в действии

 

Внутренние процессы Person: шаги ПЭА. По аналогии с этими тремя «необходимыми для встречи характеристиками» Person в ней происходят и внутренние процессы. Когда человек запрашивается, субъективно он переживает это как впечатление; понимание ведет его к занятию персональной позиции, когда же он дает ответ, он переживает это как выражение своего внутреннего.

 

Процесс персональной переработки: впечатление – занятие позиции – выражение.

 

 

Рис. 16. Персональные процессы со стороны субъективного переживания: впечатление, занятие позиции, выражение

 

Эта модель уже описывает основные шаги метода ПЭА. Они создают как внутренний (субъективно‑ интимный), так и внешний (через встречу) доступ к Person. Указанные три способности надстраиваются друг над другом и задают основу для целостности Person, которая может быть временно нарушена под воздействием впечатления от текущей ситуации. Если шаги проходятся не полностью, то Person в данном контексте также проявляется лишь частично (и тогда переживание и поведение в большей степени определяются психодинамическими реакциями и/или человек сам себя не понимает).

 

Пример, демонстрирующий разницу между психодинамическим реагированием и занятием персональной позиции: Мартин, 20‑ летний студент, занимался готовкой, когда на кухню зашла мать и пыталась дать ему совет, как лучше резать лук, не потрудившись спросить его о том, нуждается ли он в таком совете. Только этого еще и не хватало Мартину, который и так был в стрессе перед экзаменом. Он сорвался и накричал на мать: «Да помолчи ты, оставь меня в покое! » Психодинамическая защитная реакция (копинговая реакция), которая нужна была для того, чтобы оградить себя от дальнейшей перегрузки, сработала. Мать ушла с кухни и больше не «приставала» к сыну, а Мартин «обрел покой».

Однако во время обеда, несколько успокоившись, он начал копаться в собственном поведении (внутреннее восприятие – открытость по отношению к самому себе). У него появилось чувство, что он отреагировал слишком резко, что он «просто взорвался» и сбросил на мать как на громоотвод свое напряжение из‑ за экзамена. «Она же не виновата в том, что я так взвинчен», – думал он. Пошел процесс персональной переработки. Теперь он понял, что аффективная разрядка была его собственной проблемой и это было несправедливо по отношению к матери (открытость к миру, открытость к себе, персональная ситуация), произошло самодистанцирование («собственно говоря, я не хотел так себя с ней вести»), которое привело к раскаянию («мне жаль»). Только теперь он заметил, как сильно был напряжен (лучшее понимание себя), он смог увидеть также, что мама лишь хотела ему помочь (что, конечно, ему не всегда нравилось, но, тем не менее, он мог ее понять). С учетом всего этого он пришел к тому, что его поведение было неправильным (внутреннее занятие позиции), и решил поговорить с матерью, попросив прощения за свой срыв (экзистенциальная ситуация – ответ на запрос ситуации). Он извинился перед ней, объяснил, почему так себя повел, и сказал также, что не любит, когда ему дают советы, о которых он не просит (персональный диалог).

 

Резюме. Актуализация персонального бытия на уровне внутреннего переживания выражается следующим образом:

• запрошенность субъективно переживается как впечатление;

• понимание позволяет занять позицию;

• ответ в таком целостном смысле является «вы‑ ражением» [44] внутреннего персонального бытия: в ответе мое внутреннее выводится наружу.

 

Вот пример внутреннего процесса по персонификации ситуации. Одна женщина сидела в своем рабочем кабинете, рядом с ней работало радио, как и каждый день. Передача была посвящена жизни женщин в историческом аспекте. Ее внимание привлек отрывок фразы: «…во все времена женщины заботились о благополучии семьи». Остаток передачи она фактически уже не слышала, хотя радио продолжало говорить. Эта фраза «произвела на нее впечатление», хотя поначалу она не понимала почему. Она чувствовала себя ей запрошенной, фраза как будто «зависла в ней» (впечатление, ощущение запрошенности). Потом она почувствовала раздражение в связи с ней. И только когда она позволила этому впечатлению в течение некоторого времени резонировать внутри себя, поняла, почему фраза ее раздражала. У нее самой не было семьи и не было также уверенности в том, что когда‑ нибудь семья появится. Но из‑ за этого она вовсе не собиралась обесценивать себя как женщину или считать себя неженственной. Она поняла, что возникшее раздражение связано с ее феминистскими представлениями, поняла, что ей не нравится, когда женщинам приписывают некую ограничивающую их роль (понимание, внутреннее занятие позиции). Она подумала, что надо бы позвонить в редакцию этого радио или написать туда письмо. Но потом решила, что будет лучше чем‑ то обозначить это новое понимание в своем ближайшем окружении. За следующие полчаса она на компьютере нарисовала небольшую симпатичную картинку с надписью: «Женщинам принадлежит половина мира» и повесила ее над своим рабочим столом (выражение, глубинное внутреннее выводится наружу). Откинувшись на спинку стула, она посмотрела на картинку и улыбнулась, довольная тем, как ей удалось решить эту ситуацию.

 

Person находит себя через впечатление – занятие позиции – выражение.

 

Интересно отметить, что ПЭА представляет собой метод, в котором нормальный, здоровый процесс переработки впечатлений взят за основу, методически оформлен и осознанно применяется при лечении психопатологий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...