Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Положение экзистенцанализа среди основных направлений психотерапии




4. 4. Положение экзистенцанализа среди основных направлений психотерапии

 

Историческая подоплека. Если посмотреть исторически, то экзистенцанализ происходит из того факта, что Виктор Франкл принял решение противостоять глубинной психологии Зигмунда Фрейда, а позднее Альфреда Адлера. Франкл критиковал всю психотерапию 20–30‑ х годов прошлого столетия, обвиняя ее в редукционизме, что привело к его отграничению от них и созданию нового направления (см. также разделы 1. 1 и 4. 1).

Содержательная подоплека. Содержания экзистенцанализа происходят в первую очередь из философии, а именно из философской антропологии и экзистенциальной философии, и только во вторую очередь – из медицины, а именно из практики психиатрии. Такая близость теории к философии, которая является отличительным признаком франкловского экзистенцанализа, сохраняет свою актуальность и до настоящего времени. Этим экзистенцанализ отличается от большинства психотерапевтических направлений, которые обычно возникали из эмпирии или из практики (в особенности такие влиятельные направления, как психоанализ и поведенческая психотерапия).

 

Содержания экзистенцанализа происходят в первую очередь из философии и только во вторую очередь – из медицины.

 

Клиент‑ центрированный подход Карла Роджерса. Из‑ за Второй мировой войны работа Франкла была приостановлена. В то же самое время в США проходила незаметная для Европы параллельная работа, руководимая Карлом Роджерсом. Истоки его клиент‑ центрированного подхода находились не в экзистенциальной философии – он брал свое начало в чистом виде в практике педагогической психологии (психологии воспитания), а наибольшее влияние на него оказала теория организмической саморегуляции Курта Гольдштейна (см. Kriz, 2007).

В современных работах (см., например, Swildens, 1991; Keil, Stumm, 2002), относящихся к этому подходу, экзистенциально‑ философская рефлексия присутствует уже в гораздо большей степени (см. также Gendlin, Zurhorst, Schmid, van Kalmthout; обзор этих работа дают Cooper 2003; Kriz 2007), хотя сам Роджерс в своей теории был ближе к философии жизни (такие понятия, как «разворачивание» (Entfaltung), «организмический» или «доверие к жизни», предполагают наличие «плана строительства» – «энтелехии» – с заранее заданной структурой и силами, а возможно даже – плана сотворения).

Экзистенцанализ как экзистенциальный метод. Из‑ за частичной содержательной близости к работам Карла Роджерса, положившего начало гуманистической психотерапии (см. следующий абзац), постоянно велись дискуссии по поводу того, относится ли экзистенцанализ к этому гуманистическому направлению или нет. Для ответа на этот вопрос требуется более детальное рассмотрение: в табл. 4 (на с. 12 представлен обзор различных психотерапевтических направлений (Stumm, Wirth, 2011, 30). Из таблицы можно видеть, каково положение экзистенцанализа среди других основных направлений психотерапии.

В этой таблице экзистенцанализ выделен в самостоятельную графу как экзистенциальный метод. В большинстве других классификаций для выделения основных направлений психотерапии данная категория не используется, вследствие чего экзистенцанализ обычно причисляется к гуманистическим методам (см., например, Bü hler, Allen, 1983; Quitmann, 1985; Wyss, 1993 и др. ). Отсюда возникает вопрос: действительно ли можно считать экзистенцанализ гуманистической психотерапией?

 

Обычно экзистенцанализ причисляют к гуманистическому направлению.

Позиции экзистенцанализа и гуманистической психотерапии совпадают в том, что касается ведения беседы, а также таких понятий, как Person, встреча, свобода, аутентичность, любовь и достоинство.

 

 

4. 4. 1. Является ли экзистенцанализ гуманистической психотерапией?

 

Точки пересечения экзистенцанализа и гуманистической психотерапии. Экзистенцанализ часто называют гуманистической психотерапией, поскольку у экзистенцанализа и гуманистической психотерапии действительно есть множество точек пересечения и похожих моментов в ведении беседы. Так, большое значение в обоих направлениях придается таким понятиям, как Person, отношения, встреча, обращение, самоактуализация, свобода и аутентичность, любовь и достоинство человека. Параллели обнаруживаются и в методической части, где центральными понятиями являются встреча и понимание, а также базовая психотерапевтическая установка (подлинность, эмпатия и уважение).

Понятие энтелехии. Однако в экзистенцанализе отсутствует понятие энтелехии, связанное с динамическим развитием (личностным ростом) и самоактуализацией[60]. В экзистенцанализе не признают принцип закономерного разворачивания заранее заданных сущностных свойств человека. Поэтому Франкл видел присущую гуманистической психотерапии опасность редукционизма – и тем самым психологизма[61] – и предостерегал от причисления экзистенцанализа/логотерапии к гуманистической психологии. В одной из своих публикаций Франкл в содержательном плане однозначно отгораживается от популярного в 60‑ е годы XX века движения групп встреч (Frankl, 1982, 217–234).

 

Экзистенцанализ и гуманистическая психотерапия отличаются в части:

антропологии;

понимания того, как человек соотносится с миром.

 

Отдельная глава его главного антропологического труда «Человек страдающий» (Frankl, 1975, «Der leidende Mensch») посвящена фундаментальной критике гуманизма, где он говорит о «кризисе гуманизма». Франкл пишет о том, что поскольку для гуманизма человек является «всем», он совершает большую ошибку, абсолютизируя антропологию и делая человека мерилом всех вещей. Поэтому гуманизм – это очередной «‑ изм», это абсолютизация человека, «антропологизм» и «антропоцентризм». И поэтому он является «не соответствующим действительной сущности человека учением» (Frankl, 1975, 354). Аналогичную ошибку делает и экзистенциальная философия, когда рассматривает человека в свойственной ей нигилистической манере; тогда она также становится «‑ измом», а именно «экзистенциализмом» (Frankl, 1975, 352f. ).

Отличия между экзистенцанализом и гуманистической психотерапией. В связи с особенностями антропологии и понимания того, как человек соотносится с миром, экзистенциальному анализу присуща своя специфика, отличающая его от гуманистических направлений психотерапии. Гуманистические психологи фокусируются на организмическом потенциале роста и «разворачивания», некоторые из них считают, что человек по природе своей является хорошим. В экзистенцанализе же основное внимание уделяется духовно‑ психологически‑ телесному потенциалу принятия решений, вследствие чего человек считается «лишь» потенциально хорошим, а именно стремящимся к хорошему, но способным также и к плохому; причины же этого, как считается в экзистенцанализе, не находятся в одних лишь тяжелых обстоятельствах среды.

С точки зрения экзистенцанализа человек как Person является в определенном смысле «пустым», он не есть заранее запрограммированное существо. Именно поэтому человек (с его Person) по сути своей свободен. Его нельзя сравнить, например, с семенем растения. Конечно, никто не отрицает наличия в природе человека задатков, особых дарований и предрасположенностей (например, генетики, наследственности, качеств, закрепляемых под влиянием среды), но все это относится к структуре личности человека, то есть только к психологическому и телесному измерению. Person же, относящаяся к духовному измерению, в нашем понимании представляет собой «чистую динамику» (Frankl, 1975, 233), то есть чистую силу, потенциальную способность к принятию решений и к встрече, свободную от всякой предопределенности.

 

Таблица 4. Обзор различных психотерапевтических направлений и место экзистенцанализа среди других школ (источник: Stumm, 2011, 30)

Примечание. В таблице не указаны методы, ориентированные на целевые группы (детская, сексуальная, семейная терапия), терапия средствами искусства, музыки и танца, поскольку в основе каждого из них лежат различные теоретические направления (например, психоанализ, гуманистическая психология, поведенческая терапия); не учтены также другие интегративные методы.

Пограничные и неинституционализированные подходы заключены в рамки, обозначенные пунктирной линией. Влияния обозначены стрелками: более сильные – сплошной линией, менее сильные – пунктирной.

 

Ирвин Ялом (Yalom, 1980, 31f. ) выделил критерии отличия между гуманистической и экзистенциальной психотерапией (а также между разновидностями экзистенциальной психотерапии в Европе и США) (табл. 5).

Описывая гуманистический подход, он говорит о Карле Роджерсе, называя его «адвокатом жизни» в психотерапии. Виктора Франкла же можно было бы назвать «адвокатом духа». В этом, пожалуй, состоит центральное отличие между антропологиями обеих парадигм, схематическое описание которых приведено в табл. 4.

 

Таблица 5. Сравнение гуманистической психотерапии по Роджерсу и экзистенциального анализа

1 В современном экзистенцанализе в качестве аспектов третьей фундаментальной мотивации добавляются еще понимание, встреча и собственная (внутренняя) ценность. Для экзистенциального образа мышления типично (и это следует из его концепции), что существенное в жизни зависит от субъекта. Смысл не просто дан нам, но он должен быть нами найден, для чего требуется персональная включенность. Но человек может также найти неправильный смысл (в этом состоит трагизм жизни и в этом – постоянная опасность; с этим также связано, что в жизни есть вина! ), несмотря на все свое доверие к мудрости естества и организмическому чувству. Тем, чем человек является по сути своей, он является благодаря собственным решениям и поступкам.

 

В экзистенцанализе все есть в чистом виде относительность. Переход от гуманистической к экзистенциальной парадигме можно сравнить с переходом от ньютоновской механики к теории относительности. В экзистенцанализе все есть в чистом виде относительность; нет ничего окончательно установившегося, все находится в движении и состоит из взаимодействий[62].

Дифференциация в сфере душевного здоровья. Еще одним доказательством отличия экзистенциальной и гуманистической концепций можно считать результаты исследования Бекером (Becker, 1985, 1997) душевного здоровья. Бекер обнаружил три основных фактора, определяющих душевное здоровье; эти факторы описываются с помощью следующих моделей: модель регулятивной компетентности (Фрейд, Меннингер, Эриксон), модель саморегуляции (Фромм, Роджерс, Маслоу, Джурард) и модель обнаружения смысла (Франкл, Олпорт, Фромм). Эффективность последней он доказал с помощью двух эмпирических исследований (Becker, 1995, 209). Мы видим, если говорить о душевном здоровье, что самоактуализация и обнаружение смысла с помощью самотрансценденции являются разными вещами.

Краткое словарное определение экзистенциальной психотерапии. В словаре по психотерапии дано следующее определение экзистенциальной психотерапии (Stumm, Pritz, 2000, 180f. ): «Течение в психотерапии – наряду с глубинной психологией, поведенческой терапией, гуманистической психологией и системными направлениями, – основанное на экзистенциальной философии (Кьеркегор, Хайдеггер, Шелер, Ясперс, Сартр, Бубер; экзистенцанализ; дазайн‑ анализ; процессуально‑ ориентированная клиент‑ центрированная психотерапия, а также гештальт‑ терапия и экзистенциальное ориентирование). В соответствии со сложившейся в экзистенциальной философии картиной человека и пониманием здесь‑ бытия (Dasein) человек рассматривается как направленный на мир (по выражению Шелера, «открытый миру»). Экзистенция – это неустранимая диалогически встречающая переплетенность с «другими» из мира (Хайдеггер: «бытие‑ в‑ мире» – In‑ der‑ Welt‑ Sein), это вызов для каждого человека, согласно которому он должен откликаться на идущие от жизни или от ситуации призывы/требования, делая свои выборы и проявляя ответственность, что служит мерилом успешности или неуспешности его жизни (в последнем случае в качестве последствий возникают психологические расстройства). В центре внимания находится, с одной стороны, свобода человека, с другой – ее близнец, ответственность. Центральное место уделяется теме границ человеческого здесь‑ бытия, а также таким темам, как бренность, смертность, страх, одиночество, наличие смысла («предельная забота» – ultimate concern). Если человек не соответствует этим специфическим экзистенциальным требованиям (не признает их или вытесняет их), то это ведет к патологическим последствиям, которые наступают либо постепенно, «крадучись», либо через " пограничные ситуации" (Ясперс). В конечном итоге психопатология понимается как следствие нарушенного обмена с миром и/ или блокированного доступа к самому себе. В рамках конкретного осуществления экзистенции через «само‑ трансценденцию» (Frankl, 1967) – «трансценденцию» по Бинсвангеру (Binswanger, 1942) – в направлении единения с собственным миром преодолевается разделение между субъектом и объектом. Экзистировать означает, что человек по сути своей никогда не является чем‑ то заранее заданным (детерминированным), неважно, связана ли эта детерминированность с эволюцией или с какими‑ то механистическими или организмическими факторами, но человек сам себя формирует через принятие решений, сам себя определяет через свои выборы (через «прыжок к себе или от себя» – Кьеркегор, Ясперс), – так он сам создает свою сущность (свою экзистенцию) и " свой мир" персональных отношений. Таким образом, экзистенциальная психотерапия выступает против каузально‑ детерминистических точек зрения, овеществляющих человека и превращающих его в объект воздействия со стороны определяющих, детерминирующих сил (стимулов, влечений, потенциала развития). Напротив, подчеркивается свобода и целостность Person и ценность субъективности человека с его экзистенциальными задачами. Методически это связано с центрированием на субъекте и на переживании им того, что актуально для него в данной ситуации. Субъективное переживание представляет собой единственно адекватный доступ к миру человека и основу для его решений. Для этого требуется феноменологический способ действий, то есть такой, который основан на понимании и конфронтирующей встрече, а не на теоретизировании или интерпретации, истолковании. В соответствии с этим психотерапевт – в духе построения реальных и взаимных отношений – участвует в процессе как чувствующий вместе с клиентом (mitfü hlend), а не как невовлеченный наблюдатель, истолкователь, учитель или инструктор. Психотерапевтическая работа должна представлять собой помощь в обретении человеком решительности, аутентичности и осмотрительности в осуществлении своей жизни, тем самым помогая ему соответствовать двойному требованию со стороны экзистенции (становлению собой и участию в формировании мира). Экзистенциальную ориентацию можно найти не только у явных представителей экзистенциального мышления, таких как Босс, Бинсвангер, Бланкенбург, Бьюдженталь, Кондро, Франкл, Лэнгле, Лэйнг, Мэй, Телленбах, Ялом, но также у представителей аналитических направлений (например, в индивидуальной психологии Адлера или аналитической психологии Юнга, а также у Карузо, фон Гебзателя, Минковски, Ранка, Штрауса), у гуманистически ориентированных неоаналитиков (например, Хорни, Фромма) и у основоположников гуманистической психологии (например, Маслоу, Перлза, Роджерса)».

 

Выстраивая реальные и основанные на взаимности отношения, психотерапевт участвует в процессе, чувствуя вместе с клиентом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...