Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.1.2. Соотношение между экзистенцанализом и логотерапией с методической точки зрения




4. 1. 2. Соотношение между экзистенцанализом и логотерапией с методической точки зрения

 

В табл. 2 представлено соотношение между экзистенцанализом и логотерапией с методической точки зрения. Способ действий в обоих направлениях является преимущественно ресурсоориентированным.

 

4. 1. 3. Соотношение между экзистенцанализом и логотерапией с содержательной точки зрения

 

Если перечислить те содержания и темы, которыми занимается экзистенцанализ, и добавить к этому смысловую тематику логотерапии, то получится следующая картина (рис. 20). Она напоминает гребень, основание которого держит отдельные «зубья», объединяя их в единое целое.

 

Рис. 20. Соотношение между экзистенцанализом (ЭА) и логотерапией (ЛТ) с содержательной точки зрения. Важнейшие темы экзистенцанализа и положение логотерапии в современном понимании

 

Таблица 2. Соотношение между экзистенцанализом и логотерапией с методической точки зрения

 

4. 2. Сферы применения и показания к применению ЭА и ЛТ

 

Важнейшей частью психотерапевтического лечения является дифференцированное установление показаний: речь идет о том, чтобы определить (хотя бы предварительно), какой должна быть правильная терапия для данного пациента. В идеале существуют две формы установления показаний: либо через видимую картину, то есть через картину расстройства (болезни), через то, о чем рассказывает пациент, либо через анализ того, что мешает протекающим у пациента процессам переработки. В экзистенцанализе пользуются обеими формами установления показаний, поскольку у каждой из них есть свои преимущества и во многих случаях они идеально дополняют друг друга.

 

4. 2. 1. Процессуально‑ ориентированное установление показаний

 

Процессуально‑ ориентированное установление показаний имеет в виду процесс персональной переработки. Понятие процессуально‑ ориентированного установления показаний не слишком широко распространено, но такая форма установления показаний имеет большое практическое значение, поскольку не предполагает нозологической диагностики, для нее достаточно лишь экзистенциально‑ аналитической антропологии (поэтому она особенно важна для консультирования). Поскольку процессуально‑ ориентированное установление показаний проводится в отношении тех нарушений, которые имеются в процессе персональной проработки, то оно может дать результаты и быть значимым еще до того, как сформируются симптомы или сама болезнь[50].

 

Процессуально‑ ориентированное установление показаний имеет большое практическое значение, поскольку базируется лишь на экзистенциально‑ аналитической антропологии.

 

Процессуально‑ ориентированное установление показаний осуществляется в соответствии с процессуальной моделью ПЭА. В результате процессуально‑ ориентированного установления показаний экзистенцанализ и логотерапия могут быть показаны в тех случаях, когда обнаруживается, что в восприятии, в переживании, в занятии позиции или в поведении нарушается или односторонне фиксируется какой‑ то этап процесса диалогического обмена между человеком и его миром (болезнь в ЭА понимается как фиксация на одном из способов поведения, вследствие чего нарушается открытый обмен с миром и с самим собой, то есть внешний и внутренний диалог). Соответствующая классификация соотносится с процессуальной моделью экзистенцанализа, с ПЭА, с его основными шагами.

1. Нарушения в восприятии реальности ведут, например, к искаженному видению реальности, «слепым пятнам», к замещению восприятия мыслями о желаемом, фантазиями, аффектами.

2. Нарушения в переживании ведут к проблемам в отношениях, к обеднению ценностей и внутренней пустоте, эмоциональной поверхностности, недостаточному соотнесению с собой и (часто) с собственным телом. Такая апатия, как правило, сопровождается также обеднением мотивационной сферы и утратой интересов, что Франкл описывал как «экзистенциальный вакуум». Тогда нарушения переживания могут приводить к психологическим проблемам.

3. Отсутствие занятия позиции или занятие односторонней позиции ведет к нарушению понимания того, как осуществляются важные жизненные процессы, к проблемам при формировании своего мнения, при вынесении суждений, построении собственной воли и принятии решений.

4. Нарушения в сфере выражения ведут к тому, что человек постоянно терпит неудачи в том, чтобы воплощать в жизнь свою волю и свои ценности, жить в соответствии со своими установками и убеждениями. Причинами могут быть то, что он недостаточно упражнялся в этом (воспитание! ), неопытность в понимании того, какими могут быть формы обхождения с происходящим, отсутствие определенности, недостаток мужества, препятствия в выражении агрессии, неуверенность в себе, нехватка смысловых взаимосвязей, чувство безысходности и т. д.

Показания к применению экзистенцанализа. Как уже говорилось в подразделе 1. 2. 3, экзистенцанализ может применяться либо профилактически, либо на той стадии, когда проблемы уже оформились, то есть либо когда расстройство уже существует, либо еще до того, как расстройство проявится в поведенческом плане (произойдет «невротизация»). К последнему относится обширная сфера салютогенеза, личностного развития и самопознания. Экзистенцанализ может применяться при лечении психических расстройств (страхов, депрессии, истерии), при психосоматических расстройствах, проблемах в сексуальной сфере и в отношениях, при зависимостях, личностных расстройствах и психозах.

 

Применение экзистенцанализа:

профилактика;

вся сфера психических и психосоматических расстройств.

 

Показания к применению логотерапии. Основными сферами применения логотерапии являются терапия при экзистенциальных кризисах, в частности сопровождение при наличии тяжелых переживаний, связанных с утратой (например, сопровождение онкологических больных или умирающих); терапия при потере ориентиров в периоды возрастных кризисов (например, в пубертатном возрасте); профилактика (воспитание и педагогика).

 

Применение логотерапии:

профилактика;

экзистенциальные кризисы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...