Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.3. Вопрос о профессиональном профиле (профиле требований)




9. 3. Вопрос о профессиональном профиле (профиле требований)

 

Ожидания от профессионального помощника. В заключение перечислим некоторые предъявляемые к профессиональным помощникам ожидания, что может быть полезным для размышлений и личной рефлексии. Это не всеохватывающий каталог желаемых свойств, а скорее описание рамок для более или менее общепризнанных необходимых качеств. Знакомство с этими характеристиками может побудить к тому, чтобы спросить себя, какие качества выражены у меня самого более или менее хорошо, а какие – в меньшей степени. Можно также мысленно поставить себя в положение принимающего помощь и спросить себя, какие качества я сам хотел бы видеть у того, к кому обращаюсь за (профессиональной) помощью.

Взгляд с этих двух точек зрения позволяет составить начальные представления о профессиональной компетентности.

Желаемые качества. К профессиональному помощнику могут быть предъявлены следующие профессиональные ожидания:

1. Уметь встретить/принять клиента:

• у консультанта не должно быть страха;

• четкий сеттинг;

• спокойный, неброский стиль одежды;

• установка уважения.

2. Понять, в чем проблема:

• распознавать и понимать, о чем идет речь (что важно, что волнует) для обратившегося за помощью;

• смочь понять, в чем проблема, и рассмотреть ее;

• прояснить компетенции, то есть полномочия помощника и способности, которые имеются у обратившегося за помощью.

3. Сопровождать:

• обращать внимание на основные роджерианские переменные: быть настоящим (конгруэнтным), проявлять эмпатию, не оценивать;

• быть тем, кто воодушевляет, поддерживает;

• выдерживать происходящее;

• структурировать и прояснять;

• управлять тем, как строятся отношения;

• защищать клиента от злоупотреблений;

• сопереживать, сохраняя при этом ясный взгляд.

4. Передавать знания и формировать установки:

• давать информацию;

• разъяснять;

• применять необходимые методы и техники;

• давать руководство для жизни.

Нежелательные качества. Крайне нежелательными считаются следующие способы поведения:

• оказывать давление;

• принимать решение за обратившегося за помощью;

• судить;

• иметь ожидания (в том числе ожидания достижений).

 

Резюме

 

• Слово «проблема» происходит из греческого языка и означает то, что судьбой или обстоятельствами «брошено под ноги» человеку. Для того чтобы определить, является ли что‑ то для человека проблемой, необходимо знание субъективных критериев.

• Помощь означает прилагать усилия для того, чтобы (благодаря помощнику) сделать возможным то, что другой человек в настоящее время не может сделать самостоятельно. В настоящей помощи можно выделить четыре компонента, соответствующих фундаментальным мотивациям.

• Критерий отличия настоящей помощи от злоупотребляющей таков: о чем для помогающего речь идет в первую очередь – о собственной пользе или выгоде, когда пациент осознанно или неосознанно используется для этой цели, или собственная польза лишь вторична и производна от бескорыстной помощи.

 

 

Список литературы

 

 

 


[1] Начиная с 1926 года Франкл говорил о логотерапии, а с 1933‑ го – об экзистенцанализе. В 1938 году он впервые использовал оба эти понятия в одной публикации.

 

[2] С начала 1960‑ х годов Франкл перестал употреблять понятие «экзистенцанализ», чтобы не давать повода для его смешения с понятием «дазайн‑ анализ». С этого времени он говорил только о логотерапии. После того как понятие «экзистенцанализ» стало использоваться Международным обществом логотерапии и экзистенцанализа (GLE), с 1987 года он снова начал иногда применять его (см. обзорную работу Лэнгле: 1998а, 315).

 

[3] В русском переводе встречается также название «Доктор и душа». – Примеч. науч. ред.

 

[4] Вот как Франкл описывает идею, лежащую в основе логотерапии и экзистенцанализа, в своей программной статье от 1938 года: «Чего у нас нет, так это имманентной критики концепции жизни пациента, такая критика предполагала бы, что мы принципиально готовы вести дискуссию на чисто мировоззренческих основаниях. То есть у нас нет психотерапии мировоззрения и априори быть не может; однако мировоззрение как психотерапия возможно и, как мы показали, иногда даже необходимо. Подобно тому как в рамках философии посредством «логицизма» был преодолен психологизм, мы подошли к тому, чтобы в рамках психотерапии преодолеть существующие до сих пор психологизаторские отклонения посредством своего рода логотерапии, то есть с помощью привнесения мировоззренческого ракурса в процесс психотерапевтического лечения, даже если это и будет происходить в описанной выше обусловленной, ограниченной, нейтральной форме».

 

[5] Как программную для последующего развития логотерапии и экзистенцанализа можно рассматривать следующую цитату, где Франкл (Frankl, 1938, с. 15) формулирует основной тезис труда своей жизни: «И. Г. Шульц сказал однажды об " уровне высших экзистенциальных ценностей" следующее: " Тот, кто находится на этом уровне, может страдать, не становясь при этом больным, невротичным". Где же та интересующаяся психотерапией психология, которая учитывает этот «высший» уровень человеческой экзистенции и которая в противопоставление " глубинной психологии" в этом смысле заслуживает названия " вершинной психологии"? Другими словами, где та теория душевных процессов и в особенности теория невротических процессов, которая выходила бы за пределы только психического и охватывала бы человеческую экзистенцию целиком, во всей ее глубине и высоте, и могла бы поэтому называться экзистенцанализом? » (Frankl V. Zur geistigen Problematik der Psychotherapie. Zentralblatt der Psychotherapie, 1938; 10, 33–45. См.: Frankl V. Logotherapie und Existenzanalyse. Quintessenz, 2005; 15–30, S. 15).

 

[6] Таково название одной из книг Франкла (Frankl, 1975; 1984).

 

[7] Общество логотерапии и экзистенцанализа – Gesellschaft fü r Logotherapie und Existenzanalyse (GLE). – Примеч. пер.

 

[8] Наиболее общее и операциональное определение таково: ценности – это основания для предпочтения одной вещи другой, одного действия другому и т. д. Экзистенциально релевантные ценности обнаруживаются благодаря чувствам и представляют собой то, что субъективно переживается как «хорошее» и «способствующее жизни и экзистенции».

 

[9] Первоначальным значением слова «целый» (ganz) было «здоровый» (heil).

 

[10] Салютогенез – концепция американского и израильского социолога Аарона Антоновского, предложившего исследовать связь стресса, здоровья и качества жизни, отвечая не на традиционный вопрос: «Почему люди болеют? », а на вопрос: «Почему они, несмотря ни на что, иногда не болеют? » Концепция салютогенеза в отдельных аспектах близка экзистенциальному анализу. – Примеч. науч. ред.

 

[11] Эвалюация – независимая экспертная оценка эффективности теории и практических методов. – Примеч. науч. ред.

 

[12] Подход Франкла (Frankl, 1975, 79–100) был более когнитивным, он стремился к тому, чтобы находить и приводить «аргументы».

 

[13] Аффирмация означает «подтверждение», «утверждение», «согласие» и происходит от лат. affirmatio (корень firmus означает «сильный»).

 

[14] Первая публикация А. Лэнгле на русском языке в 2000 году в «Московском психотерапевтическом журнале» называлась «Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью» (Lä ngle 1997, 1999b). – Примеч. науч. ред.

 

[15] Франклу принадлежит известная цитата: «Человеческое бытие – это решающее бытие».

 

[16] Экзистенциальная самоотдача предполагает готовность идти на этот риск, идти в жизнь, как будто выходишь «в дождь без зонта», как однажды выразилась экзистенциальный философ Ханна Арендт, имея в виду Рахель Вамхаген и намекая на ее (неудавшиеся и болезненные) отношения с Хайдеггером. Другими словами, это означает «не прятаться за своими качествами и талантами, не прикрываться обычаями и условностями… как зонтом в непогоду» (Arendt, 1959, 15), например, замыкаться, игнорировать важное из страха перед возможными разочарованиями, а, несмотря на риск, открыто пойти на отношения, например, дружбу.

 

[17] Hingabe – это самоотдача без отвергания себя, в согласии с собой. – Примеч. науч. ред.

 

[18] В целях сохранения анонимности и защиты личности подлинное имя и даты, позволяющие установить идентичность клиентки, были изменены. Описание случая предоставлено Клаудией Клун.

 

[19] В истории известен факт, когда кайзер Фридрих II (в XIII веке), пытаясь на практике обнаружить общечеловеческий праязык, велел изолировать несколько младенцев от внешнего мира, а их няням приказал кормить их и ухаживать за ними, но не разговаривать с ними и не проявлять нежность. Все эти дети умерли в младенчестве (https: //vikent. ru/enc/3462/. – Примеч. науч. ред. ). Совсем иначе дело обстоит с отшельниками, которые могут нормально жить без прямых контактов с другими людьми, поскольку, находясь во внутренних отношениях с Богом (и с теми людьми, с которыми у них раньше были отношения), они продолжают оставаться во внутреннем диалоге.

 

[20] Невозможность изменить ситуацию иногда может восприниматься как императивное давление, например в случае материальной нужды или болезни. Давление состоит в том, что ситуация не открывает человеку никаких приемлемых для него возможностей. Для таких бедственных положений понятие «приглашение к ответу» неприменимо. Скорее они представляют собой вызов или даже принуждение к ответу, который человек (поначалу) не хочет давать (например, он будет вынужден найти работу в случае нужды или принять свою болезнь).

 

[21] «Вброшенность» (Geworfensein) – термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[22] Хайдеггер (Heidegger, 1987, 94) называет это «стоянием в открытости» (Offenstä ndigkeit).

 

[23] С нашей точки зрения, именно такое представление о человеке стоит за «основным правилом» психоанализа, согласно которому пациент может высказывать все внезапно возникающие у него мысли только на терапии, что записано в терапевтическом контракте, «…не информировать всех других людей, желающих быть рядом или проявляющих любопытство. < …> Если мы настоятельно рекомендуем больному ко времени начала терапии посвящать в это как можно меньше людей, то тем самым мы в определенной степени защищаем его от множества недружелюбных влияний, от попыток отвратить его от проведения анализа» (Freud, 1912, 511f. ).

 

[24] Из личного сообщения психоаналитика Ханса‑ Йоахима Тило (нем.: Hans‑ Joachim Thilo).

 

[25] Формально‑ генетический означает «формально‑ логически выведенный из основных условий». В нашем случае – выведенный из основного условия экзистенции, состоящего в том, что экзистенция может происходить только в мире. Экзистирование начинается и заканчивается бытием в этом мире.

 

[26] Еще Стефан Цвейг однажды сказал: «Многие люди счастливы, но немногие знают об этом». Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы человек встал в определенную позицию по отношению к себе и своей жизни.

 

[27] Conditio sine qua non – необходимое условие. – Примеч. пер.

 

[28] Немецкий модальный глагол kö nnen (мочь). – Примеч. пер.

 

[29] Немецкий модальный глагол mö gen (нравиться). – Примеч. пер.

 

[30] Немецкий модальный глагол dü rfen (иметь право). – Примеч. пер.

 

[31] Немецкий модальный глагол sollen (быть должным). – Примеч. пер.

 

[32] Немецкий модальный глагол wollen (хотеть). – Примеч. пер.

 

[33] Фридрих Хеббель (нем. Friedrich Hebbel, 1813–1863) – немецкий драматург. – Примеч. пер.

 

[34] В терминах теории науки здесь можно было бы говорить об «аксиомах экзистенции».

 

[35] Даже если человек хочет уйти из мира, то чтобы совершить суицид, он должен подчиниться условиям этого мира.

 

[36] Универсальность измерений проявляется, например, в том, что их также можно обнаружить в качестве основных тем в ведущих направлениях психотерапии: фактическое как центр тяжести в эмпирических методах поведенческой терапии; анализ прошлого и отношений – в глубинной психологии; центрированность на Person – в гуманистических направлениях; структура контекста – в системных направлениях.

 

[37] Граве и Эпштайн различают потребности по следующим основаниям: 1) ориентация и контроль (а также по когерентности или консистентности); 2) получение удовольствия/избегание неудовольствия; 3) привязанность; 4) повышение самоценности.

 

[38] Поскольку фундаментальные мотивации описывают фундаментальные условия исполненной экзистенции, образовательная программа по экзистенцанализу и логотерапии также строится в соответствии с этой структурой.

 

[39] Разделение на субъект и объект является артефактом абстрактного мышления; в экзистенциальной реальности всегда есть единство и соотнесение между внутренним и внешним, что хорошо известно из феноменологии.

 

[40] «При острых чрезмерных нагрузках происходит возврат к уже проверенным и надежным стратегиям, которые являются самыми стабильными, а пути к ним – самыми проторенными. Так, актуализируются не только детские паттерны поведения, но и в ситуациях особой опасности даже происходит возврат к архаичным способам экстренного реагирования. Последние закреплены на уровне ствола головного мозга не только у человека, но и у животных, и при их актуализации ведут к бегству нападению или защите, а в конечном итоге – если ничто другое не помогает – к беспомощному застыванию» (Hü ther, 2004).

 

[41] Здесь используется термин «снятие» (нем. Aufheben) – понятие из философии Гегеля, обозначающее момент развития, в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение. Источник: «Википедия». – Примеч. пер.

 

[42] Интериоризация может осуществляться либо персонально, либо реактивно, то есть либо на основе принятия решения, либо автоматически. Если она осуществляется персонально, то это происходит «с внутренним согласием» и добровольно, то есть соразмерно собственной внутренней сущности человека. Этот процесс называют интеграцией. При этом несущественно, происходит ли данный процесс с полным осознанием или, что встречается чаще, неосознанно‑ спонтанно. Для персональности решающее значение имеет не вопрос о степени осознанности, а то, что этот процесс и принятие решения находятся в чувствуемой человеком конгруэнтности с ним самим и его сущностью. Персональные процессы связаны не с сознанием, а с внутренней (чувствуемой) согласованностью.

 

[43] Термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[44] Написанное через дефис существительное Aus‑ druck (Ausdruck = выражение) буквально означает «вы‑ талкивание», «выход наружу». – Примеч. пер.

 

[45] В ЭА мы придерживаемся феноменологического понимания совести, согласно которому совесть – это способность человека собственным интуитивным чутьем постигать, что правильно, а что нет.

 

[46] Здесь мы видим тот же феномен, что в гуманистической и системной психотерапии: все больше находит обоснование решение вообще отказаться от диагнозов.

 

[47] Подробный пример такого применения см.: Lä ngle, 1993d.

 

[48] Способ применения ПЭА в ходе психотерапии будет описан также в планируемом к изданию в рамках данной серии учебнике по третьей фундаментальной мотивации.

 

[49] Международное общество экзистенцанализа и логотерапии с центром в Вене – Internationalen Gesellschaft fü r Logotherapie und Existenzanalyse (GLE или GLE‑ International). – Примеч. пер.

 

[50] Хайз говорит о диагностике функциональных измерений (Hayes et al, 1996).

 

[51] В Австрии это является предпосылкой для признания экзистенцанализа в качестве психотерапевтического направления. В 1993 году, чтобы получить признание в качестве психотерапевтического метода, экзистенцанализ должен был доказать специализированной комиссии Министерства здравоохранения Австрии (Совету по психотерапии) эффективность лечения всего спектра психических и психосоматических расстройств на основании данной теории.

 

[52] Оригинальное название: Sinnerfassungsmethode (SEM). – Примеч. пер.

 

[53] Оригинальное название: Willensstä rkungsmethode (WSM). – Примеч. пер.

 

[54] Оригинальное название: Einstellungsä nderung (ЕА). – Примеч. пер.

 

[55] Оригинальное название: Paradoxe Intention (PI). – Примеч. пер.

 

[56] Оригинальное название: Personale Positionsfindung (PP). – Примеч. пер.

 

[57] Оригинальное название: Dereflexion (DR). – Примеч. пер.

 

[58] Оригинальное название: Phä nomenologische Dialogü bung (PD). – Примеч. пер.

 

[59] Если психоанализ спрашивает: «Что приходит вам на ум? », то соответствующий вопрос в экзистенцанализе звучит так: «Что сейчас для вас важно? »

 

[60] Слово «энтелехия» происходит от древнегреч. entelecheia, означающего «осуществленность, законченность». Понятие энтелехии является очень сложным, но если охарактеризовать его коротко, то оно означает, что каждой вещи внутренне присущ Telos, то есть внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель, к достижению которой эта вещь стремится. В этом понятии дано динамическое описание сущего (Seiende): то, что есть, получается в результате становления и реализации внутренне заложенных потенциальных возможностей.

 

[61] Несмотря на дружеские отношения с Шарлоттой Бюлер и хорошее знакомство с Абрахамом Маслоу, Франкл в личных беседах и дискуссиях с Альфридом Лэнгле указывал на эту опасность.

 

[62] Такой образ мышления часто бывает непонятен для начинающих, поскольку в нашей культуре людей не учат думать в категориях относительности (в отличие, например, от дзен‑ буддистов, для которых такой образ мышления вполне обычен).

 

[63] Напротив, в медицине и в традиционной университетской психологии главенствующую роль играет объяснение.

 

[64] Такое разделение служит продолжением логики работ Вильгельма Дильтея, Эдуарда Шпрангера, Макса Вебера, Георга Зиммеля и историка Иоганна Густава Дройзена. Позднее (Jaspers, 1963, 329) Ясперс отказался от строгого разделения между пониманием и объяснением, сделав различие между ними более относительным: понимающая психология и объясняющая психология проникают друг в друга «очень сложным, но при ближайшем рассмотрении вполне очевидным образом».

 

[65] Федеральный закон об осуществлении деятельности по психотерапии был принят в Австрии 7 июня 1990 года.

 

[66] Elisabeth Lukas. Der Schlü ssel zu einem sinnvollen Leben. Die Hö henpsychologie Viktor E. Frankls // Kö sel‑ Verlag, 2011. (Элизабет Лукас. Ключ к осмысленной жизни. Вершинная психология Виктора Франкла. – Примеч. пер. ).

 

[67] Этой логике следуют и некоторые авторы в современной нейробиологии: «…свобода воли… [есть]… иллюзия» (Roth, 2001, 445).

 

[68] Современный и очень дифференцированный взгляд на влияние патологии и психодинамики на сознание представил Пол Рикёр (Paul Ricceur, 1965, Кар. II. 3: L'interpretation comme exercicedu soupgon), считавший Фрейда (так же, как и Ницше, и Маркса) «мастером подозрения», для которого было важно критическое рассмотрение вещей. Интерпретацию он считал «упражнением в подозрении», когда методично ставят под сомнение то, что сложилось в результате «нормального» понимания. Сознание больше нельзя рассматривать как «последнюю инстанцию, дающую определенность» (Figal, 2009, 213), поскольку содержания сознания «проделывают свой путь в сознание только через трансформации и смещения»; сознание складывается как результат «динамики жизни», в том числе как результат либидозных процессов (Figal, 2009, 214). Поэтому с точки зрения герменевтики было бы правильно «держать подозрение открытым» (Figal, 2009, 215). А в психотерапевтических отношениях было бы важно использовать подозрение для того, чтобы «снабжать любое содержание сознания индексом спорности, тем самым придавая ему характер размышления» (там же).

 

[69] Франкл (Frankl, 1946, 245) вообще считал натурализм исходным пунктом для психологизма.

 

[70] Ссылки на страницы даны по немецкоязычному источнику. – Примеч. пер.

 

[71] Необходимое условие. – Примеч. пер.

 

[72] Совершенно явно. – Примеч. пер.

 

[73] О ней Франкл говорит в связи с эссенциальным познанием (см., например: Frankl, 1975, 140t).

 

[74] Онтология – это учение о бытии.

 

[75] Аксиология – это учение о ценностях.

 

[76] Франкл не перенял у Шелера его учение о чувствах и его понимание того, что такое жизнь. Так, Бауэр (Bauer, 2000, 61) указывает на то, что Франкл обращается с тематикой смыслов скорее в предметно‑ теоретическом и логико‑ дедуктивном ключе (см. также: Schü ssler, 2000).

 

[77] «То, чем является человек, он является благодаря речи, которую делает своей» (Jaspers, 1941, 398).

 

[78] Термин Хайдеггера. – Примеч. пер.

 

[79] При написании последующих четырех абзацев уже не использовались материалы, предоставленные Мариан Волики.

 

[80] Эпистемология – теория познания.

 

[81] «Этика, доказанная в геометрическом порядке» – труд Б. Спинозы. – Примеч. науч. ред.

 

[82] В немецком языке есть два понятия для обозначения тела: Leib и Kö rper. В самом общем виде можно сказать так: Kö rper – это то, что может быть познано и измерено объективными методами, в то время как Leib не поддается подобному объективному изучению. В теологии понятием Leib обозначается единство тела и нематериальной души, поскольку биологического понятия Кбгрег недостаточно для того, чтобы указать на человека как на носителя такого единства. Здесь говорят также об «одушевленном теле». В философии понятие Leib (которое активно использовали Гуссерль и Мерло‑ Понти) особенно важно для феноменологии, где с его помощью, в частности, указывают на роль телесного чувства в познании. Источник: https: //de. wikipedia. org/wiki/Leib. В данном тексте мы переводим Leib как «одушевленное тело», а Kö rper – как «тело». – Примеч. пер.

 

[83] Однако сам Франкл не заходил так далеко. Его антропология указывает нам в этом направлении, но в конечном итоге остается в плену дуализма, который предполагает наличие непроходимой пропасти между духовным и психофизическим. При последующем развитии экзистенцанализа эта дихотомия во многом была преодолена (Bauer, 2004, 53–56).

 

[84] Подраздел 6. 2. 2 написан как дополнение к вышеизложенному для лучшего понимания франкловской схемы. Это не является материалом для экзамена.

 

[85] Поэтому в экзистенцанализе мы различаем удовлетворение (уменьшение психического напряжения) и исполненность (персональное переживание ситуативно и субъективно согласованных ценностей).

 

[86] В приведенной схеме понятие болезни относится к телесному измерению. Но, конечно, и в психике происходят функциональные расстройства, которые точно так же можно определять как болезни (например, неврозы, личностные расстройства, психозы). В принципе, болезни возможны в обоих измерениях – и в соматическом, и в психическом (но не в духовном, поскольку в нем нет материализованных или полностью детерминируемых структур, но оно по определению является свободным в человеке и поэтому находится на оси между «осуществленным» и «неосуществленным»). В последнее время в международных классификациях болезней (МКБ, DSM) пришли к тому что применительно к сфере психики больше не используется понятие «болезни», а говорят только о «расстройствах». Тем самым болезни теперь относятся только к медицинской сфере и у них есть соматическая основа. Возможно, при этом сыграли свою роль и правовые вопросы, ведь во многих странах к лечению болезней допускаются только врачи. Благодаря переименованию в «расстройство» стало возможным психологическое и психотерапевтическое лечение без нарушения закона.

 

[87] Часто, говоря о «духовном», имеют в виду память, мышление, логику, сознание, интеллект. Но это способности, которые можно создать даже у машин и которые доступны животным. На самом же деле духовное – это познание, получаемое с помощью данных способностей, а также сама способность человека свободно распоряжаться этими инструментами и их содержаниями. Поэтому мышление, память и т. д. следует рассматривать как инструменты (функции) ноопсихики (2‑ е и 3‑ е измерения). Они представляют собой заранее заданные человеку функции, во многом имеющие наследственную природу и телесную основу. В современных дискуссиях концепция «духовного» чаще всего распространяется на «социальное» измерение, например когда говорят о «биопсихосоциальном» единстве человека. Духовное делает человека способным к встрече и эмпатии, отвечая за большую часть социальных компетенций.

 

[88] Пункт 6. 4 написан как дополнение к основному содержанию – для лучшего понимания.

 

[89] Имеется в виду одушевленное тело (Leib). – Примеч. пер.

 

[90] Страховые компании для возмещения затрат клиента на психотерапию также требуют подтверждения эффективности данного психотерапевтического направления.

 

[91] В противоположность этому в эмпирических исследованиях доминируют конструкты и инструменты, в основе которых лежит гедонистическое понятие счастья, где (и это идет еще от Эпикура) состояние благополучия определяется как свобода от боли и ощущения неблагополучия. В соответствии же с экзистенциально‑ аналитическим пониманием в основе понятия «экзистенциальное качество жизни» лежит эвдемонистическое представление о счастье, предложенное Аристотелем, которое в своем изначальном толковании означает «счастье через добродетель» и неразрывно связано с личными убеждениями и установками. «Хорошая жизнь» понимается как жизнь в согласии со своими ценностями, а также с тем, что обозначается как «персональная фундаментальная ценность».

 

[92] Сенека (Seneca 58, 235): «Для того, кто не знает, в какую гавань плыть, нет попутного ветра».

 

[93] Здесь есть параллель с мотивационной теорией Альфреда Адлера. Человек «всегда движим изнутри» благодаря своему имманентному стремлению к совершенству. Активность – это сущностное свойство его экзистенции, которое нельзя объяснить внешними моментами. Жизненная ситуация лишь участвует в придании направления движению. Первоначально Адлер утверждал, что человеком движут только дефицитарные мотивы (компенсация неполноценности органов), в более поздних своих работах он говорил также о мотивации к росту. (См. обзор: Rogner, Titze, 1985).

 

[94] И эти мотивы Кретч и Кратчфильд (Krech, Crutchfield, 1985) упорядочили в соответствии с основными категориями, разделив каждую категорию на четыре сферы, близкие по содержанию к фундаментальным мотивациям: отношение к собственному телу, к окружающей среде (1‑ я ФМ), к другим людям (2‑ я ФМ) и к своему Я (3‑ я ФМ).

 

[95] Вследствие такой слепоты по отношению к ценностям влечения слепы также и в отношении культуры; они реализуются без учета конвенциональных рамок (неважно, ешь ли ты с соблюдением правил приличий или нет, важно лишь то, что ты ешь). На первом месте стоит функция поддержания жизни.

 

[96] И наоборот, удовольствие сохраняется тогда, когда есть перемены, а если я делаю что‑ то часто, то быстро наступает адаптация (привыкание) и чувство удовольствия тускнеет. Параллельно с этим повторение оказывает на психологическом уровне такое действие, что оно как бы прокладывает путь: проживание агрессии или сексуальности прокладывает путь к дальнейшему проживанию этого влечения. Это также влечет за собой привыкание, такие действия все больше входят в норму, порог для действия понижается.

 

[97] В своей знаменитой речи, произнесенной в 1988 году на площади перед Венской ратушей, где проходил митинг в связи с 50‑ летием присоединения Австрии к гитлеровской Германии, Франкл говорил о необходимости различать два вида политики (по сути, связанных с влечениями или с ценностями). В одном виде политики руководствуются функциональным девизом: «Цель оправдывает средства! » (Подобный образ мыслей может возникнуть только из таких представлений о мире [и власти], в основе которых лежит динамика влечений. ) Он характерен для политики, которую не волнуют этические вопросы, но которая ориентирована лишь на цель. В другом виде политики понимают, что есть «средства, способные осквернить самую святую цель» (см. Frankl, 2005).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...