Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

   содержание .    введение. Глава 1. Мифопоэтическая семантика стихии огня




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПЕЦКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-СТОРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

                        ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

                  «МОТИВ ОГНЯ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА»

 

                                                                                  Проект подготовила:

                                                                         Студентка группы № 6-20

                                                               Коннова Людмила Анатольевна

 

 

                                                                               Руководитель проекта:

                                         Преподаватель русского языка и литературы

                                                                    Котяева Наталья Николаевна

 

                                                  г. Липецк

                                                      2021

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА СТИХИИ ОГНЯ… 5       1. 1 Мифологическая и романтическая семантика стихии огня……. 5            1. 2 Мотив огня в поэтике А. А. Фета ……………………………….. 9      ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТИХИИ ОГНЯ В ЛИРИКЕ  А. А. ФЕТА ……………………………………………………………….... 12    2. 1. Комплекс «природный огонь» …………………………………... 14        2. 2. Комплекс «огонь-творчество» ……………………………….. …. 14        2. 3. Комплекс «огонь-любовь» ……………………………………. … 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... … 18                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 20 

 

                 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) – выдающийся русский поэт, переводчик, лирик. Поэтизация красот природы – одна из заслуг Фета перед русской поэзией. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными. Другая, не менее значительная заслуга поэта – изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. Настоящая работа посвящена исследованию поэтического наследия Афанасия Афанасьевича Фета с точки зрения выявления и осмысления стихии огня и создания более полного представления о лирическом творчестве поэта. Проведенный анализ работ, посвященных жизни и творчеству A. A. Фета, позволил убедиться, что в них исследовались мотивы золота, серебра и драгоценных камней, философские мотивы, мотивы мгновения и вечности, мотив красоты, мотив смерти, мотивы природы. Однако до сих пор отсутствуют работы, исследующие огненный мотив в творчестве A. A. Фета. В работах Б. В. Никольского, H. H. Страхова, Д. Д. Благого, Б. Я. Бухштаба и других исследователей рассматриваются различные аспекты творчества и поэтики A. A. Фета, но мотив огня в этих работах затрагивается лишь частично. Поэтому подход к поэтическому миру A. A. Фета с точки зрения функционирования в нем стихии огня представляется актуальным. Исследование велось с опорой на понятия «мотив», «лейтмотив», «образ» и «мифологема»: «Мотив (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения» [6, с. 466]. «Более строгое значение термин «мотив» получает тогда, когда он содержит элементы символизации (дорога у Н. В. Гоголя, сад у Чехова). Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым у Тютчева, изгнанничество – у Лермонтова». [31, с. 230]. Мотив тесно связан со многими другими литературоведческими понятиями, так как форма его бытования в тексте может быть самой разнообразной: тема, идея, образ и т. д. «Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении». [52, с. 253] «Лейтмотив (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – регулярно воспроизводимый в отдельном сочинении, в цикле произведений или в творчестве автора смысловой мотив». [18] «Мифологема - это мифическая идея или мотив. Несколько мифологем, соединенных в единое повествование, создают миф». [49] «Стихия – в древних натурфилософских учениях один из основных элементов природы: огонь, вода, воздух, земля». [34]

Теоретическую основу работы составляют труды по теории мотива (А. Н. Веселовского, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинского и др. ), по теории лирического рода литературы (Л. Л. Гинзбург, В. Е. Хализева и др. ), по теории мифа (Е. М. Мелетинского, О. М. Фрейденберг, К. Г. Юнга, М. Элиаде и др. ), по творчеству A. A. Фета (Б. Я. Бухштаба, Д. Д. Благого и др. ), сборники сочинений А. А. Фета.

Актуальность исследования продиктована отсутствием работ, систематизирующих огненные мотивы и образы поэтического мира A. A. Фета и недостаточной изученностью вопроса связи этой мотивной системы с философскими воззрениями поэта.

Цель работы: Изучение мотива огня как стихии в лирике А. А. Фета.

Задачи: - рассмотреть стихию огня в мифологии и романтизме; - сделать выборку текстов, где присутствуют образы огня в лирике Фета; - проанализировать функционирование мотива огня в стихотворениях А. Фета. Методы исследования: биографический и филологический анализ текста. Объект исследования: стихия огня в лирике Фета.

Предмет исследования: образы и функции стихии огня в лирике Фета. Материал исследования: лирические произведения Фета.

 

ГЛАВА 1. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА СТИХИИ ОГНЯ

В творчестве любого поэта наблюдается тема, образ или мотив, которому он отдает предпочтение на протяжении всей творческой деятельности. Литературоведы называют этот тематический, мотивный или образный повтор лейтмотивом. В лирике А. А. Фета им стал мотив огня. Стихия огня во всем разнообразии проявлений присутствует в его лирических произведениях, один из циклов поэта содержит огненный образ в названии – это сборник «Вечерние огни». Огонь, как архетипический образ, как мифологема, представлял для Фета-романтика неисчерпаемый источник для интерпретации ощущений и эмоций от действительности в поэтическую форму. Стихия огня изменчива, носит двойственный характер, сочетая в себе силы небесные и земные, разрушение и созидание одновременно, но она является вечным образом, который могут понять и принять все.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...