Глава 2. Функционирование стихии огня в лирике А. А. Фета
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТИХИИ ОГНЯ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА
Проведенная работа с теоретической литературой дала возможность классифицировать мотив огня по следующим принципам: 1) Частные проявления образа огня, опирающиеся на самостоятельное значение мифологемы Огонь. Так, можно выделить образы зари, звезды, солнца, месяца – небесный огонь; образы костра, свечи, лампадки, камина – огонь, созданный человеком. 2) Также можно сгруппировать по семантическому признаку «огонь в действии»: это образы, связанные с глаголами «гореть», «пылать», «тлеть». Но классификация по этому принципу «рождает» другие классификации, части которых проникают друг в друга, затрудняя анализ, что не приводит к успешному завершению исследования. Например, семантика слова «гореть» может быть разнообразной: Кто скажет нам, что жить мы не умели, Бездушные и праздные умы, Что в нас добро и нежность не горели И красоте не жертвовали мы? («А. Л. Бржеской, 1879 г. ) Здесь образ более глубок и поэтически индивидуален, чем в следующих строках: Тихо вечер догорает, Горы золотя; Знойный воздух холодает, - Спи, мое дитя! («Серенада», 1844 г. )
В первом случае образ огня использован для описания внутреннего мира человека, во втором – это метафора, описывающая природу. Так, 23 комплекс «Гореть, пылать, тлеть» может быть разбит на еще более мелкие группировки. Стихотворений, посвященных теме природы, в наследии Фета большинство. Образ огня предстает в различных своих вариациях, это пейзаж с «огненными» характеристиками: Жди ясного на завтра дня, Стрижи мелькают и звенят, Пурпурной полосой огня Прозрачный озарен закат. («Жди ясного на завтра дня…», 1854 г. )
Это огненные светила в природе: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, («Чудная картина…», 1842 г. )
Творчество для Фета – это вся жизнь. Поэтому тема творчества соотносится с главным образом «огня в груди», наблюдается параллель жизнь – творчество. Анализ лирических произведений А. А. Фета с целью определения значения и функционирования мотива огня наиболее плодотворен с точки зрения тематики. Поэтому именно классификация по принципу семантической функции мотива огня стало опорой для дальнейшего анализа творчества А. А. Фета и рассмотрения частных проявлений лейтмотива огня в его лирике. Так, были выявлены такие комплексы огненных образов: 1) Комплекс «Природный огонь; 2) Комплекс «Огонь-любовь»; 3) Комплекс «Огонь-творчество». Особенности каждого комплекса, их основные образы и функционирование в творчестве поэта рассмотрены в следующих трех параграфах.
2. 1. Комплекс «природный огонь» Произведений, посвященных теме природы в лирике Фета – большинство. Пейзажная лирика его отличается импрессионистским характером, когда фиксируется мельчайшее изменение в природе, неуловимая деталь, игра света. Наряду с многочисленными образами (время суток, птицы, цветы, цвета), особую роль играет мотив огня, воплощенный в образах небесных светил, зари и заката. Из них наиболее часто фигурирует образ солнца, поскольку художник рисует днем, когда свет солнца позволяет увидеть все нюансы пейзажа: На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под темно-синим льдом. («На пажитях немых люблю в мороз трескучий…, 1855 г. ) Образ солнца у Фета гармонирует с образом весны. Здесь играет роль общая семантика двух образов – семантика тепла и света. Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте. («Еще весны душистой нега…», 1854 г. )
К образам солнца и весны присоединяются и образы птиц. Таким образом, поэт рисует торжество жизни, когда природа, всё живое просыпается благодаря теплу и свету. В стихотворении «Опять незримые усилья…» 1859? г. эти образы дополняются образом зари – еще одним частным проявлением мотива огня. Здесь также наблюдается совпадение семантики, на этот раз параллель с весной – пробуждение. Весна – как время пробуждения природы. 2. 2. Комплекс «огонь-творчество» Для А. А. Фета жить – значило творить, видеть Прекрасное и на основе увиденного творить свой собственный поэтический мир. Он абстрагировался от треволнений обыденной жизни и искал ответы на вопросы бытия в Возвышенном, вечном. Не случайно, что основным мотивом для выражения своего мировоззрения поэт выбрал вечный, архетипический образ огня. И на стремление Фета найти необходимое поэтическое воплощение действительности отозвалась стихия огня – изменчивая, яркая, но вечная, как и все творчество поэта. Стихотворение «Светоч» целиком состоит из мотива огня. Противостояние Человека и Ночи, иначе поэта и действительности – главная тема произведения. Небесный огонь – молния – здесь «яркий змей», величавый же «факел» – это дар небес, поэтический талант Фета. Так иносказательно, с помощью развернутой метафоры поэт заявляет о Божественном происхождении поэтического таланта. Ловец, все дни отдавший лесу, Я направлял по нем стопы; Мой глаз привык к его навесу И ночью различал тропы. Когда же вдруг из тучи мглистой Сосну ужалил яркий змей, Я сам затеплил сук смолистый У золотых ее огней. Горел мой факел величаво, Тянулись тени предо мной, Но, обежав меня лукаво, Они смыкались за спиной. Пестреет мгла, блуждают очи, Кровавый призрак в них глядит, И тем ужасней сумрак ночи, Чем ярче светоч мой горит. («Светоч», 1885 г. )
Огонь творчества – по мнению Фета, единственное, чем можно оправдать земное существованье. Нет, ты могуч и мне непостижим Тем, что я сам, бессильный и мгновенный, Ношу в груди, как оный серафим, Огонь сильней и ярче всей вселенной. («Не тем, господь, могуч, непостижим…», 1879 г. )
Мотив огня в лирических произведениях Фета часто сплетен с мотивом полета, наблюдается выход на первый план такого семантического значения мифологемы огня, как «освобождение, очищение». В своей философской лирике Фет часто обращается к огненным образам (звезды, месяц, факел, заря и т. д. ), которые в большинстве своем переплетены с образом ночи. Это объясняется тем, что А. А. Фет отождествлял ночь с жестокой жизнью, приземленной и темной, а в образе огня он видел спасение, освобождение от прозы жизни. Фет стремился к уходу от обыденной жизни в мир Творчества. Это диктовалось романтическим мироощущением поэта, философией «чистого искусства», сторонником которого он был. Поэтому мотив огня был для Фета органичным, самым подходящим для выражения своего взгляда на искусство и творчество. Именно в творчестве Фет видел оправдание земного существования, и именно с «огнем в груди» он отождествлял творчество. Так, в лирике Фета мотив огня отвечает его философским взглядам, что говорит о глубокой мировоззренческой функции стихии огня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|