Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.1.

Вопросы для опроса:

1) дать определение понятий «менеджмент» и «управление», по­казать разницу между этими понятиями;

2) указать основные категории управления и дать им краткое определение;

3) раскрыть содержание внутренней и внешней среды организации;

4) перечислить основные закономерности управления.

5) соотношение понятий «научное управление», «социальное управление», и «теория управления».

6) объект и предмет исследования теории управления.

7) место теории управления в системе обществознания.

8) теория управления как синтез ряда наук.

9) принципиальное отличие управленческой деятельности на разных уровнях управления.

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.2.

Вопросы для опроса:

1. Научная мысль прошлого об управлении.

2. Предпосылки возникновения науки управления.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: систематизировать теоретические знания в облас­ти различных направлений менеджмента.

Содержание задания: заполните следующую таблицу (таблица 1.2.1.), изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологи­ческой последовательности:

Таблица 1.2.1.

№ п/п Школа или на­правление в менедж­менте Годы возникно­- вения Основные представи­- тели Основные достижения Основные недостатки Степень использова­ния науч­ных дос­тижений прошлых лет в со­временных условиях
1 Класси­- ческая школа 1911 Ф. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд и др. Внедре­ние НОТ Разра­ботка принципов управления Созда­ние цехо­вого управления Возник­новение института мастеров Слабо учитывал­ся чело­веческий фактор Использу­ется НОТ, принципы управле­ния

 

Практическое задание 2.

Цель задания: систематизировать знания в области теории и практики управления в России.

Содержание задания:в хронологической последовательности от­разите развитие управления в России, используя следующую таблицу (начальный период реформ определяется преподавателем, например, с 1917 г. и т.д., или с 1945 г. и т.д., или с 1985 г. и т.д.):

№ п/п Определе­ние пе­риода Содержа­ние ре­формы Основные представители реформ Основные достиже­ния в управле­нии Слабые стороны реформ Наследие прошлого в на­стоящем
1.            
             

Таблица 1.2.2

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.3.

 

Вопросы для опроса:

1. Понятие модели управления.

2. Теории Х, Y, Z.

3. Американская и японская модели управления.

4. Особенности формирования российской модели управления.

5. Проблемы управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: усвоить особенности японской и американской модели управления.

Содержание задания: рассмотреть практические задания №1 и №2 и письменно ответить на вопросы.

 

Практическоезадание 1.

Японская модель управления – одна из самых эффективных в мире. При этом главное ее достоинство – умение работать с людьми. Здесь используется механизм коллективной ответственности за порученное дело.

Именно так реализуется политика организации и управления производством и людьми на всемирно известной фирме «Сони». К основным ее направлениям относятся:

- постановка целей и задач, которые понятны всем: и руководителям, и рабочим. Существует мнение, что это сплачивает персонал компании в коллектив единомышленников;

- сознательный отказ от жестких планов и контроля за ходом их выполнения. Принято считать, что менеджер должен действовать по обстановке. В то же время механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу дела;

- антибюрократический стиль руководства. В организационной структуре компании при необходимости могут быть созданы на определенный период подразделения, обладающие практически полной административно-хозяйственной самостоятельностью;

- поручение наиболее важных проектов новаторам. На взгляд администрации фирмы, именно одаренный сотрудник, который «горит на работе», может наиболее эффективно и быстро выполнить любое самое трудное задание;

- право младшего по должности не соглашаться со старшим. Речь не идет о прямом неподчинении руководству. Этот принцип означает, что интересы дела имеют на фирме высший приоритет и ради них менеджеру следует поступаться не только личными амбициями, но порой и вековыми традициями уважения старших младшими;

- воспитание у сотрудников чувства принадлежности к одной большой семье под названием «Сони». Для этого, как и на других японских предприятиях, существует эффективно работающая система пожизненного найма, организуются коллективные формы отдыха и др.

Вопросы

1. Сформулируйте ваше отношение к принципам управления фирмы «Сони». Что вам представляется заслуживающим внимания, с чем вы не согласны?

2. С учетом российской специфики можно ли использовать опыт управления фирмы «Сони» в практике работы российских компаний?

3. Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского руководителя и как вы рекомендовали бы их преодолевать?

Практическое задание 2.

Принято считать, что американская модель управления характеризуется ярко выраженным индивидуализмом при принятии руководителями решений, организации контроля, взятии ответственности, разработке системы оплаты труда.

Для многих американских руководителей свойственен подход к человеку к рабочей силе.

Материальный интерес, жесткая конкуренция, победа сильного над слабым – главные движущие силы в погоне за прибылью. Традиционные взаимоотношения американского руководителя (Р) и подчиненного (П) можно выразить графически следующим образом:

Р

 

П

Такие отношения являются авторитарными. Здесь руководитель подавляет своего подчиненного властью, навязывает ему жесткий стиль взаимоотношений – однонаправленный. Однако среди современных американских руководителей (прежде всего молодых) все более популярными становятся новые взаимоотношения в коллективе:

П Р П

В данном случае руководитель выступает больше в роли коллеги подчиненного. Он предпочитает деловые, человеческие отношения с сотрудниками.

Вопросы

1. Какие из взаимоотношений (традиционные или новые) более эффективны в деловых кругах?

2. Не снижается в глазах подчиненных авторитет руководителя при использовании им новых взаимоотношений?

3. Как совместить требовательность к подчиненному и добрые с ним отношения?

4. В чем особенность взаимоотношений между руководителями в России?

Практическое задание 3.

 

Цель задания: усвоить особенности различных моделей управления.

Содержание задания: систематизировать знания в области различных моделей управления и оформить материал в виде следующих таблиц:

Таблица 1.3.1.

  Область управ­ленческих решений Американская модель управления Японская модель управления Российская модель управления
1. Способы приня­тия управленче­ских решений      
2. Продвижение по служебной лестнице      
3. Организация контроля и т.п.      

Таблица 1.3.2.

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) система взглядов на управление предприятиями и организациями Российской Федерации   Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования) взглядов на управление предприятиями и организациями Российской Федерации  
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом  
2. Моноцентрическая система хозяйствования  
3. Прямое государственное управление предприятиями  
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними  

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.4.

 

Вопросы для опроса:

1. Внешняя среда управления.

2. Внутренняя среда управления.

3. Управленческие технологии оценки среды.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: научиться проводить PEST-анализ макросреды организации и оценивать уровень его влияния на процесс управления.

Содержание задания: провести PEST-анализ организации, осуществляющей свою деятельность на территории Калининградской области и построить заполнить таблицу 1.4.1.

Таблица 1.4.1.

Политика P Экономика Е

1. Правительственная стабильность

1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Социум S Технология Т

1. Демографические изменения

1.Государственная техническая политика

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Сделайте выводы по данной таблице.

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.5.

 

Вопросы для опроса:

1. Процессный и ситуационный подходы к управлению.

2. Понятие системного подхода.

3. Практическая значимость учета системных свойств в практике управления.

4. Синергетический подход в управлении.

5. Как реализуется процесс управления.

6. Какова роль обратной связи в системах управления.

7. Оценить сильные и слабые стороны различных подходов к управлению.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: изучить процессный, ситуационный и системный подходы в управление, знать их практическую значимость в деятельности руководителей всех уровней. Иметь представление о системе как объекте управления.

Содержание задания: ответить на вопросы по изученной теме в форме устного доклада.

Вопросы для опроса:

1. Процессный и ситуационный подходы к управлению.

2. Понятие системного подхода.

3. Практическая значимость учета системных свойств в практике управления.

4. Синергетический подход в управлении.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.1.

 

Вопросы для опроса:

1. Законы информационно-аналитического управления. 

2. Закон Питера.

3. Законы организационно-административного управления.

4. Законы Паркинсона.

5. Целеполагание в управлении.

6. Декомпозиция целей.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.2.

 

Вопросы для опроса:

1. Конкретные методы управленческого воздействия.

2. Активизация человеческого ресурса.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.3.

 

Вопросы для опроса:

1. Управленческий цикл, основные функции управления.

2. Функциональное разделение управленческого труда.

3. Линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная структуры управления.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: уметь раскрывать содержание общих функций управления в организациях.

Содержание задания: раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу:

Таблица 2.3.1.

№ п/п Общая функция Конкретная работа (частные функции)

1

Планирование

1.1
1.2 1.3
и т.д.
2 Организация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
3 Координация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
4 Мотивация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
5 Контроль 1.1 1.2 1.3 и т.д.

Сделайте выводы по данной таблице.

Цель задания: приобретение навыков системного планирования. Содержание задания: начертить план-график и сетевой график открытия предприятия быстрого обслуживания «Русское бистро» на 40 посадочных мест и сравнить их. Перечень этапов и сроки вы­полнения работ по вводу предприятия размещены в табл. 2.3.2.

Таблица 2.3.2

План открытия ПБО «Русское бистро»

Начальное событие Завер­шающее событие Содержание работы Продолжи­ тельность (дни) Ответ­ственный
1 Разработка плана мероприятия  
1 2 Регистрация пред­приятия через юри­дическую фирму 21  
1 3 Маркетинг, выбор места 30  
2,3 4 Заключение догово­ра аренды 7  
4 5 Регистрация догово­ра аренды 60  
4 6 Разработка и согла­сование проекта 90  
4 7 Оформление пас­порта на рекламу 90  
6 8 Поставка оборудо­вания мебели и ин­вентаря 60  
6 9 Проведение строи­тельно-монтажных работ 90  
7 10 Изготовление и монтаж внешних световых вывесок 14  
8,9 11 Доставка и монтаж оборудования, мебе­ли и инвентаря 7  
9,11 12 Получение заклю­чения ЦГСЭН, Гос­пожнадзора. Заклю­чение договоров на вывоз ТБО и др. 21  
5,10,12 13 Получение разре­шения на торговлю. Открытие предпри­ятия 7  

 

Сделайте выводы по данной таблице.

Практическое задание 2.

Цель задания: оценка различных организационных структур управления (ОСУ), приобретение навыков формирования ОСУ.

Содержание задания: составить организационную структуру кон­кретной или виртуальной организации на основе анализа ОСУ, изображенных на рис. 6—10, и следующих рекомендаций:

- определите вид организационной структуры управления; оха­рактеризуйте ее преимущества и недостатки;

- определите, между какими звеньями системы управления возникают линейные, функциональные, межфункциональные отношения;

- определите, формы управления;

- определите диапазон контроля;

- определите количество уровней управления организацией, специализированные блоки управления;

- укажите взаимосвязь между подразделениями по организации контроля за поступлением товаров (если такая функция вы­полняется);

- рассчитайте эффективность ОСУ и сделайте предложения по ее реструктуризации в условиях формирования рыночных от­ношений.

 

Рис. 6 – Организационная структура управления продовольственного магазина

 

Рис. 7 – Организационная структура управления розничного торгового предприятия

 

Рис. 8 – Организационная структура управления акционерного общества

 

 

 

Рис. 9 – Организационная структура управления универсама

 

Рис. 10 – Организационная структура управления акционерного общества

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.4.

 

Вопросы для опроса:

1. Целевая ориентация управленческих решений.

2. Организация процесса разработки управленческого решения;

3. Процесс принятия решений.

4. Методы принятия управленческих решений. Их преимущества и недостатки.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: усвоение терминов, характеризующих процесс принятия решения в рыночных условиях.


Содержание задания: назовите десять понятий, которые следует знать, принимая решения в условиях рыночных отношений хозяй­ствующих субъектов. Осуществляя «бег по кругу», необходимо иметь в виду, что первая буква каждого слова располагается в кружочке, отмеченном стрелочкой. Движение осуществляется строго по часо­вой стрелке.

 

Рис. 11 – Круговой кроссворд

1. Проверка соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельно­сти. 2. Структурное подразделение хозяйствующего субъекта. 3. Место купли- продажи товаров и услуг. 4. Принятие определенного варианта решения. 5. По­требность в материальных благах и услугах. 6. Помещение для демонстрации и продажи товаров. 7. Государственный сбор. 8. Признанный обязательным поря­док организации дела. 9. Объект купли-продажи. 10. Побудительная причина для разработки решения.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.5.

 

Вопросы для опроса:

1. Роль и место информации в управлении.

2. Общие черты информационных сетей в обществе.

3. Значение и роль коммуникации в управлении.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их на практике.

Содержание задания: ответить на вопросы и привести примеры из практического опыта компаний, работающих на региональном или федеральном уровне.

Вопросы:

1. Как влияет процесс коммуникаций на эффективность управления?

2. Что представляет собой коммуникационный процесс?

3. Что Вы знаете о межличностных коммуникациях?

4. Что представляют собой организационные коммуникации?

5. Раскройте составные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций?

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.6.

 

Вопросы для опроса:

1. Затраты на управление.

2. Промежуточные и конечные результаты управления.

3. Условия и факторы результативной работы менеджера. Пути повышения эффективности управления.

4. Проблема соотношения понятий эффективности и оптимальности.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: усвоение основных экономических показателей конкретной организации и приобретение навыков использования этих показателей при расчете эффективности работы предприятия.

Содержание задания: определить прибыль, платежи и поступле­ния (cash flow) и чистый дисконтированный доход от ввода пред­приятия быстрого питания «Русское бистро».

В соответствии с графиком с января 2014 г. начинаются работы по вводу в эксплуатацию ПБО «Русское бистро» на 40 мест в арен­дованном помещении общей площадью 150 м2 в Центральном районе г. Калининграда. Общий объем капитальных вложений составит 4350 тыс. руб. Оста­точная стоимость оборудования в конце расчетного периода (2018 г.) составит 800 тыс. руб. Внутрифирменный коэффициент эффективности капитальных вложений 0,15 (Е = 0,15). Коэффици­ент дисконтирования (αt) определяется по формуле

 

 

где t н — начальный год расчетного периода (2014 г.);

tj — год, затраты и результаты которого приводятся к начальному году расчетного периода.

Основные расчетные показатели работы ПБО «Русское бистро» за 2014—2018 гг. приведены в следующей таблице.

 

Таблица 14

Расчет эффективности работы ПБО «Русское бистро» (тыс. руб.)

Год

Капитальные вложения (—), выручка от реализа­ции оборудо­вания (+) (тыс. руб.)

Валовой

доход

(тыс.

руб.)

Из­-

держки

(тыс.

руб.)

Прибыль (гр. 3 – гр. 4) (тыс.

руб.)

Платежи и поступ­ления

(гр. 5 ± гр. 2) (тыс. руб.)

Е = 0,15

αt Чистый дисконт. доход (гр. 6 х гр. 7) (тыс. руб.)
1 2 3 4 5 6 7 8
2014 -4350 1220 760        
2015 7100 4430        
2016 7520 4700        
2017 7920 4950        
2018 +800 8320 5200        
Итого              

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...