Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы учёта заготовления материалов.




В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости .

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами :

1. фактическая себестоимость формируется непосредственно на счёте 10 « Материалы»;

С использованием счетов 15 « Заготовление и приобретение материалов « и 16 « Отклонение в стоимости материалов».

Если предприятие ведут учёт заготовления материалов на счёте 10 « Материалы» , тогда все данные о фактических расходах , понесённых при их заготовлении , собирают на дебете счёта 10 « Материалы».

Если учёт заготовления материалов на предприятии ведут вторым способом , все затраты , связанные с приобретением материалов , на основании поступивших в организацию расчётных документов поставщиков записывают по дебету счёта 15 « Заготовление и приобретение материалов» и кредиту счетов 60 « Расчёты с поставщиками и подрядчиками» , 76 « Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учётным ценам списывается со счёта 15 « Заготовление и приобретение материалов» на счёт 16 « Отклонение в стоимости материальных ценностей «.

Использовать счёт15 для учёта заготовительных операций или вести их сразу на счёте 10 « Материалы» - решает само предприятие при выборе учётной политики на предстоящий год.

Учёт транспортно- заготовительных расходов.

Транспортно- заготовительные расходы ( ТЗР) – расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, кроме их покупной стоимости.

ТЗР= фактическая себестоимость -стоимость материалов по учётной цене.

Суммы ТЗР распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учётным ценам . Этой целью определяют процент ТЗР , а затем умножают его на стоимость их расходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент ТЗР определяют по формуле:

% ТЗР = [( сумма ТЗР на начало месяца + сумма ТЗР по поступившим материалам за месяц): ( стоимость материалов на начало месяца по учётной цене + стоимость в течение месяца материалов по учётной цене)]: 100%

Пример

По состоянию на 1 марта в учёте организации на счёте 10/1 числится :

- 50 кг материала на сумму 3500руб.;

- ТЗР , связанные с приобретением материалов ( сальдо по счёту 10/10 « ТЗР») –на сумму 100руб.

В марте приобретено 200 кг материалов на сумму 12000 руб.

Расходы по доставке на склад составили 500руб.

В марте расход материала составил:

- в основном производстве – на сумму 8800 руб.;

- во вспомогательном производстве - на сумму 1425 руб.

Решение:

Сумма ТЗР , которая должна быть списана на счета по учёту затрат , составит:

[( 100+ 500): ( 3500+ 12000)]: 100%= 3,9%

Сумма ТЗР, которая должна быть списана на счета по учёту расходов вспомогательного производства=1425х 3,9%= 56 руб.

При списании ТЗР оформляют:

Дебет 20 Кредит 10/1

8800 руб.- списана стоимость материала, переданного в основное производство

Дебет 20 Кредит 10/10

343 руб.- списана часть ТЗР по материалу, переданному в основное производство

Дебет 23 Кредит 10/1

1425 руб.- списана стоимость материала, преданного во вспомогательное производство

Дебет 23 Кредит 10/10

56 руб. - списана часть ТЗР по материалу, переданному вспомогательному производству.

Если используются счета 15,16 , аналогично рассчитывается процент отклонения фактической себестоимости материалов от учётной цены и сумму отклонения , относящуюся к израсходованным материалам , и делается запись:

Дебет 20 Кредит 10/1

8800руб.- списано отклонение материала, переданного в основное производство;

Дебет 20 Кредит 16

343 руб.- списано отклонение в стоимости материала, переданного в основное производство;

Дебет 23 Кредит 10/1

1425 руб.- списана стоимость материала, переданного вспомогательному производству;

Дебет 23 Кредит 16

56 руб.- списано отклонение в стоимости материала, переданного во вспомогательное производство.

Тема « Учёт нематериальных активов»

Нематериальные активы (НМА)- объекты долгосрочного пользования ( более 12 месяцев) , не имеющие материально- вещественной формы , но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

В состав НМА включают:

· Интеллектуальную собственность;

· Средства индивидуализации ( фирменные названия, товарные знаки, знаки обслуживания );

· Ноу- хау;

· Деловая репутация фирмы( условная « цена « фирмы, условная стоимость существующих деловых связей и контактов).В денежном выражении деловая репутация ли « имидж фирмы» равна положительной разнице между покупной стоимостью приобретаемого предприятия и рыночной стоимостью чистых активов этого прдприятия.

В состав НМА не включают :

· Интеллектуальные и деловые качества персонала;

· Их квалификация ;

· Их способность к труду.

Единицей учёта НМА является инвентарный объект.

Инвентарный объект НМА – это совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Оценка НМА

В учёте НМА отражаются по первоначальной и остаточной стоимости .

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

· Приобретённых за плату у других организаций и лиц- по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния , пригодного к использованию ( оплата консультаций , регистрационные сборы, пошлины и др.);

· Внесённые в счёт вклада в уставный капитал- по согласованной стоимости;

· Полученных безвозмездно- по рыночной стоимости на дату оприходования;

· Созданных самой организацией- в сумме фактических затрат.

НМА принимаются к учёту по первоначальной стоимости , в балансе отражаются – по остаточной стоимости.

Переоценивать НМА могут только коммерческие организации по текущей рыночной стоимости , которая определяется на основе экспертной оценки.

Учёт НМА

Учёт НМА ведут на активном счете 04 « НМА» по первоначальной стоимости.

Пример1

Организация разработала новый способ получения высокопрочной ткани. Сотрудниками разработана техническая документация , прошёл испытание образец нового вида ткани.

При выполнении указанных работ расходы составили :

- заработная плата работников- 150000 руб.

- отчисления во внебюджетные фонды( 150000х34%)- 51000руб.

- пошлина за регистрацию патента-3200 руб.

- сбор за экспертизу изобретения - 29000руб.

Организация получила патент на изобретение сроком на 10 лет.

В бухгалтерском учёте перечисленные затраты будут отражены:

Дебет 08 Кредит 70 -150000руб.

Дебет 08 Кредит 69-51000руб.

Дебет 08 Кредит 76-3200руб.

Дебет 08 Кредит 76- 29000руб.

Дебет 76 Кредит 51- 32200 руб.(3200+ 29000) - оплачены расходы, связанные с экспертизой и регистрацией изобретения ;

Дебет 04 Кредит 08- 233200руб.-НМА принят к учёту после получения патента.

Дебет 19 Кредит 68- 233200х18%=41,976 руб.- начислен НДС на затраты по созданию НМА.

Пример 2

Организация А в апреле безвозмездно от другой организации Б объект НМА . Рыночная стоимость полученного объекта 36000руб. Организация А установила срок полезного использования НМА-48месяцев.

В учёте указанные операции отразятся :

Апрель

Дебет 08 Кредит 98

36000руб.- отражена рыночная стоимость поступившего НМА;

Дебет 04 Кредит 08

36000руб.- отражена первоначальная стоимость принятого к учёту НМА;

Май

Дебет 20 Кредит 05

750 руб.(36000: 48)- начислена амортизация по объекту НМА;

Дебет 98 Кредит 91

750 руб.- списана часть доходов будущих периодов.

Аналитический учёт НМА ведут в карточках учёта( ф. НМА-1).

НМА могут выбывать по следующим причинам:

1) продажа( уступка прав);

2) безвозмездная передача;

3) передача в счёт вклада в уставный капитал других организаций ;

4) прекращение срока действия патента, свидетельства;

5) списание вследствие потери доходных свойств;

6) при передаче в качестве вклада в совместную деятельность .

Пример

ЗАО уступило исключительное право на изобретение фирме за 236000руб. , вт.ч. НДС – 36000руб. Первоначальная стоимость исключительного права 170000руб., сумма начисленной амортизации по объекту -55000руб.

В учёте продажа отражается :

Дебет 76 Кредит 91

236000руб.- отражена выручка о продажи;

Дебет 05 Кредит 04

55000 руб.- списана сумма начисленной амортизации ;

Дебет 91 Кредит 04

115000руб.- списана остаточная стоимость ;

Дебет 91 Кредит 68

36000руб.- начислен НДС с продажи;

Дебет 51 Кредит 76

236000- поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91 Кредит 99

85000руб. ( 236000- 115000-36000)- отражена прибыль от продажи.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.