Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы учёта заготовления материалов.




В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

1. фактическая себестоимость формируется непосредственно на счёте 10 «Материалы»;

С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов «и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Если предприятие ведут учёт заготовления материалов на счёте 10 «Материалы», тогда все данные о фактических расходах, понесённых при их заготовлении, собирают на дебете счёта 10 «Материалы».

Если учёт заготовления материалов на предприятии ведут вторым способом, все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчётных документов поставщиков записывают по дебету счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредиту счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учётным ценам списывается со счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» на счёт 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей «.

Использовать счёт15 для учёта заготовительных операций или вести их сразу на счёте 10 «Материалы» - решает само предприятие при выборе учётной политики на предстоящий год.

Учёт транспортно- заготовительных расходов.

Транспортно- заготовительные расходы (ТЗР) – расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, кроме их покупной стоимости.

ТЗР= фактическая себестоимость -стоимость материалов по учётной цене.

Суммы ТЗР распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учётным ценам. Этой целью определяют процент ТЗР, а затем умножают его на стоимость их расходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент ТЗР определяют по формуле:

% ТЗР = [(сумма ТЗР на начало месяца + сумма ТЗР по поступившим материалам за месяц): (стоимость материалов на начало месяца по учётной цене + стоимость в течение месяца материалов по учётной цене)]: 100%

Пример

По состоянию на 1 марта в учёте организации на счёте 10/1 числится:

- 50 кг материала на сумму 3500руб.;

- ТЗР, связанные с приобретением материалов (сальдо по счёту 10/10 «ТЗР») –на сумму 100руб.

В марте приобретено 200 кг материалов на сумму 12000 руб.

Расходы по доставке на склад составили 500руб.

В марте расход материала составил:

- в основном производстве – на сумму 8800 руб.;

- во вспомогательном производстве - на сумму 1425 руб.

Решение:

Сумма ТЗР, которая должна быть списана на счета по учёту затрат, составит:

[(100+ 500): (3500+ 12000)]: 100%= 3,9%

Сумма ТЗР, которая должна быть списана на счета по учёту расходов вспомогательного производства=1425х 3,9%= 56 руб.

При списании ТЗР оформляют:

Дебет 20 Кредит 10/1

8800 руб.- списана стоимость материала, переданного в основное производство

Дебет 20 Кредит 10/10

343 руб.- списана часть ТЗР по материалу, переданному в основное производство

Дебет 23 Кредит 10/1

1425 руб.- списана стоимость материала, преданного во вспомогательное производство

Дебет 23 Кредит 10/10

56 руб. - списана часть ТЗР по материалу, переданному вспомогательному производству.

Если используются счета 15,16, аналогично рассчитывается процент отклонения фактической себестоимости материалов от учётной цены и сумму отклонения, относящуюся к израсходованным материалам, и делается запись:

Дебет 20 Кредит 10/1

8800руб.- списано отклонение материала, переданного в основное производство;

Дебет 20 Кредит 16

343 руб.- списано отклонение в стоимости материала, переданного в основное производство;

Дебет 23 Кредит 10/1

1425 руб.- списана стоимость материала, переданного вспомогательному производству;

Дебет 23 Кредит 16

56 руб.- списано отклонение в стоимости материала, переданного во вспомогательное производство.

Тема «Учёт нематериальных активов»

Нематериальные активы (НМА)- объекты долгосрочного пользования (более 12 месяцев), не имеющие материально- вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

В состав НМА включают:

· Интеллектуальную собственность;

· Средства индивидуализации (фирменные названия, товарные знаки, знаки обслуживания);

· Ноу- хау;

· Деловая репутация фирмы(условная «цена «фирмы, условная стоимость существующих деловых связей и контактов). В денежном выражении деловая репутация ли «имидж фирмы» равна положительной разнице между покупной стоимостью приобретаемого предприятия и рыночной стоимостью чистых активов этого прдприятия.

В состав НМА не включают:

· Интеллектуальные и деловые качества персонала;

· Их квалификация;

· Их способность к труду.

Единицей учёта НМА является инвентарный объект.

Инвентарный объект НМА – это совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Оценка НМА

В учёте НМА отражаются по первоначальной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

· Приобретённых за плату у других организаций и лиц- по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию (оплата консультаций, регистрационные сборы, пошлины и др.);

· Внесённые в счёт вклада в уставный капитал- по согласованной стоимости;

· Полученных безвозмездно- по рыночной стоимости на дату оприходования;

· Созданных самой организацией- в сумме фактических затрат.

НМА принимаются к учёту по первоначальной стоимости, в балансе отражаются – по остаточной стоимости.

Переоценивать НМА могут только коммерческие организации по текущей рыночной стоимости, которая определяется на основе экспертной оценки.

Учёт НМА

Учёт НМА ведут на активном счете 04 «НМА» по первоначальной стоимости.

Пример1

Организация разработала новый способ получения высокопрочной ткани. Сотрудниками разработана техническая документация, прошёл испытание образец нового вида ткани.

При выполнении указанных работ расходы составили:

- заработная плата работников- 150000 руб.

- отчисления во внебюджетные фонды(150000х34%)- 51000руб.

- пошлина за регистрацию патента-3200 руб.

- сбор за экспертизу изобретения - 29000руб.

Организация получила патент на изобретение сроком на 10 лет.

В бухгалтерском учёте перечисленные затраты будут отражены:

Дебет 08 Кредит 70 -150000руб.

Дебет 08 Кредит 69 -51000руб.

Дебет 08 Кредит 76 -3200руб.

Дебет 08 Кредит 76 - 29000руб.

Дебет 76 Кредит 51 - 32200 руб.(3200+ 29000) - оплачены расходы, связанные с экспертизой и регистрацией изобретения;

Дебет 04 Кредит 08- 233200руб.-НМА принят к учёту после получения патента.

Дебет 19 Кредит 68- 233200х18%=41,976 руб.- начислен НДС на затраты по созданию НМА.

Пример 2

Организация А в апреле безвозмездно от другой организации Б объект НМА. Рыночная стоимость полученного объекта 36000руб. Организация А установила срок полезного использования НМА-48месяцев.

В учёте указанные операции отразятся:

Апрель

Дебет 08 Кредит 98

36000руб.- отражена рыночная стоимость поступившего НМА;

Дебет 04 Кредит 08

36000руб.- отражена первоначальная стоимость принятого к учёту НМА;

Май

Дебет 20 Кредит 05

750 руб.(36000: 48)- начислена амортизация по объекту НМА;

Дебет 98 Кредит 91

750 руб.- списана часть доходов будущих периодов.

Аналитический учёт НМА ведут в карточках учёта(ф. НМА-1).

НМА могут выбывать по следующим причинам:

1) продажа(уступка прав);

2) безвозмездная передача;

3) передача в счёт вклада в уставный капитал других организаций;

4) прекращение срока действия патента, свидетельства;

5) списание вследствие потери доходных свойств;

6) при передаче в качестве вклада в совместную деятельность.

Пример

ЗАО уступило исключительное право на изобретение фирме за 236000руб., вт.ч. НДС – 36000руб. Первоначальная стоимость исключительного права 170000руб., сумма начисленной амортизации по объекту -55000руб.

В учёте продажа отражается:

Дебет 76 Кредит 91

236000руб.- отражена выручка о продажи;

Дебет 05 Кредит 04

55000 руб.- списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 04

115000руб.- списана остаточная стоимость;

Дебет 91 Кредит 68

36000руб.- начислен НДС с продажи;

Дебет 51 Кредит 76

236000- поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91 Кредит 99

85000руб. (236000- 115000-36000)- отражена прибыль от продажи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...