Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современный менеджмент как наука и искусство.




МЕНЕДЖМЕНТ - термин, трактуемый как: 1) особый вид профессионально осуществляемой деят-ти, напр. на достижение опред. целей путем рационального использ-я материальных и трудовых рес-сов с применением опред. принципов, ф-ий и методов; 2) совок-ть лиц, идентифицируемых с менеджерами, органами или аппаратом управления; 3) феномен, интегрирующий в себе управленч. деят-ть, кадровую политику, состояние всей управленч. инфраструктуры в различных масштабах.

Мен-т как наука, возникшая на базе практич. опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных чел-вом, и содержит концепции, теории, принципы, сп-бы и формы управления. Ее основные задачи:

· объяснение природы управленч. труда;

· установление причинно-следственных связей в этой области;

· выявление факторов и ус-вий эфф-ти совместного труда;

· разработка м-дов эфф-ого оперативного управления;

· прогнозирование событий, разработка м-дов стратегич. управления орг-цией.

В то же время имеются основания рассматривать мен-т как искусство:

· орг-ции – сложные соц.-технические системы; люди, работающие в них, – главный фактор эфф-ти их функционирования;

· практически научиться управлению можно лишь через опыт, к-ым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;

· при принятии управленч. решений менеджер, к.п., не имеет полного объема необходимой и-и;

· никто не м. гарантировать менеджеру правильности принятых решений, к-ые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смртным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

Совр. менеджмент (СМ) существенно более сложен и отличается от традиционного, в течение многих десятилетий применявшегося во всех отраслях и сферах жизни об-ва.

Менеджмент возник на рубеже XIX-XX вв. в рез-те напряженного поиска ср-в повышения конкурентосп-сти и эфф-сти, что является главным для выживания на рынке. Предприниматели неоднократно убеждались, что успех орг-ции зависит не столько от финансовых возм-тей, сколько от умения эффективно их использовать, активизировать внутр. возм-ти и потенциал персонала, поставить во главу угла спец. вид деят-ти по управлению всеми проц-ами — менеджмент.

Ряд важных новых черт отличают эффективный СМ от трад. мен-та прошлых лет.

1. Интеллектуальный хар-р проц-ов принятия решений. Проявляется в привлечении интеллект. рес-сов в сферу планир-я, переходу к многоцелевым планам, учитывающим противоречивость принимаемых управленческих решений и их различные последствия.

В традиц. мен-те многоцелевой фактор практически не учитывается. Если говорится о нескольких целях, они рассматриваются изолированно, как набор, а не комплекс. Одной из ошибок была оценка эфф-ти по одному критерию, напр., прибыль. В рез-те достигают одну цель, концентрируют усилия на расширении произ-ва продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление и отстают от конкурентов, быстро обновляющих свою продукцию.

2. Образование в сист-ах управления интеллектуального ядра, включающего сеть команд. Подход «Мы одна команда» показывает непонимание сущности СМ. Наличие 1 команды недостаточно. Так же как 1 рук-тель не м. решать всех задач управления, так и 1 команда не м. охватить весь комплекс проблем развития. Кроме того, всего 1 команда означает, что внутри орг-ции есть административно-бюрократич. группа влияния на персонал, сформированная при руководителе для подтверждения и поддержки его управленч. решений. В этой команде все думают, что и как надо сказать, чтобы это понравилось рук-телю. Культура эфф-ого мен-та основана на многополярности мнений.

3. Разветвление некогда единой сист-ы общего мен-та и появление новых видов мен-та, таких как инвестиционный, маркетинговый, инновационный и др., т.к. отдельные ф-ии мен-та по мере его развития преобразовались в самостоятельные сист-ы.

4. Расширение ф-ий менеджеров, возникновение новых, что связано с усложнением среды управления, необход-тью максимального использ-я всех внутр. резервов менеджеров, ростом влияния менеджеров на конечные рез-ты. Ф-ии традиц. мен-та включают планирование, орг-цию, контроль, координацию и стимулирование. Новые ф-ии менеджеров:

· реакция на изменения и угрозы вн. и внутр. сред – необход-ть развития способ-тей гибко изменять стратегию в ус-виях появления новых факторов угроз, готовность противодействия угрозам.

· непрерывное обучение и самообучение в ус-иях быстрого обновления произ-в, продуктов, появления новых м-дов и технологий управления.

· соц. ответ-ть менеджера - осознание им особой роли во влиянии на других людей, к-ые находятся в его подчинении, следование общечел-им ценностям в управлении.

· логистические ф-ии включают комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая рес-сы, ср-ва произ-ва, мат-лы и и-ю.

· работа в сети проектов - участие менеджера в различных проектах, напр. на решение проблем развития компании и его подразделения.

· создание положит. имиджа компании и менеджера. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом м. привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций.

5. Интенсивное развитие и становление самоуправления внутри орг-ции: самоуправляемые децентрализованные подразделения, включая бизнес-единицы, развитие коллективных форм собст-сти, когда работники становятся собственниками компании. В зарубежных компаниях все более видна тенденция передачи части решений подразделениям.

6. Рост соц.ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к об-ву. Компании, к-ые продолжают политику отношения к своим менеджерам как к простым работникам по найму, отстают от компаний-лидеров, к-ые стремятся создать обстановку коллегиальности и партнерства. В ус-виях конкуренции соц. имидж компании в об-ве принимает значение важнейшего фактора конкурентного преимущества и борьбы за клиентов.

7. Использ-е инф-ых технологий, качественно изменяющих хар-р труда, ускоряющих обмен и-й и ком-ции, снижающих риск и неопределенность, вызываемые дефицитом и-и, в принятии управленч. реш-й.

Принципы управления, сформулированные на рубеже XX и XXI вв.

· Лояльность к работающим.

· 100 % ответ-ть — как обязательное условие успешного мен-та.

· Ком-ции, пронизывающие орг-цию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

· Атмосфера в орг-ции, способствующая раскрытию способ-тей персонала. Постоянное обучение.

· Своевременная реакция на изменения в окр. среде.

· М-ды работы с людьми, обеспечивающие удовлет-сть работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

· Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как ус-вие согласования и целостности.

· Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.

· Этика бизнеса.

· Честность и доверие к людям.

· Использ-е в работе фундаментальных основ мен-та.

· Видение орг-ции, четкое представление о том, какой она дб.

· Кач-во личной работы, постоянное самосовершенствование.

· Реализация принципов управления в совр. ус-виях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Предпосылки становления СМ

1. Формир-е новых направлений строилось на обобщении положит. опыта предыдущих школ: концепция научного мен-та Тейлора, классическаяшкола управления Файоля, бихевиоризм (школа чел-их отношений). Спец-ты рассматривают историю развития управленч. мысли не только с позиции эволюции школ мен-та, но и путем выделения 3 подходов к управлению – прецессном, системном и ситуационном.

2. XXI век столкнул менеджеров с рядом проц-ов, к-ые невозможно было не учесть.

· резко выросла значимость всеохватывающего образования. Возникла необходимость внедрения образоват. программ даже на самых нижних уровнях орг-ции. Это дает огромное преимущество при внедрении необходимых изменений и инноваций.

· ориентация на предотвращение выпуска бракованной продукции и непрерывное улучшение кач-ва товаров. Покупатели становятся более избирательными, требуют от продуктов совершенства и уникальности, а также улучшения сервисного обслуживания.

· покупатели стали ценить легкий и быстрый доступ к товарам и услугам. Им также необходимо большее кол-во и-и перед тем, как осуществить покупку. Здесь на помощь менеджерам приходит Интернет.

· глобализация. Требуется учитывать и уник. вкусы иностранных потребителей, и особ-ти зарубежных партнеров, политич. и экономич. ситуацию. Последнее также требует от управленческого аппарата гибкости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...