Национально-культурные аспекты современного менеджмента.
МЕНЕДЖМЕНТ - термин, трактуемый как: 1) особый вид профессионально осуществляемой деят-ти, напр. на достижение опред. целей путем рационального использ-я материальных и трудовых рес-сов с применением опред. принципов, ф-ий и методов; 2) совок-ть лиц, идентифицируемых с менеджерами, органами или аппаратом управления; 3) феномен, интегрирующий в себе управленч. деят-ть, кадровую политику, состояние всей управленч. инфраструктуры в различных масштабах. Экономич. отношения в наст.вр. связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особ-ти экономич. поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономич. деят-ть и мен-т как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику. Нац-культ. особ-ти управления орг-цией важны для менеджера по след. мотивам: · в наст.вр. многие орг-ции активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. В проц-е взаимодействия м. возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре; · опыт зарубежных компаний мб полезным в др. культурах. Особенно это важно в связи с формир-ем мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран; · менеджер м. найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы нек-ые знания о том, как принято управлять деят-тью людей в др. стране. То же касается и обмена между предприятиями. АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА. Характерные черты стиля: 1) межфирменные отношения строятся на доверии, взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компаний; 2) достаточно высокий ур-нь образования всех категорий персонала, постоянное обучение, повышение квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителями;
3) доверие партнеров друг к другу; 4) уверенность в успехе долгосрочных планов компании; 5) понимание совместного вклада в развитие компании. В Японии И ЮЖНОЙ Корее фирмы не просто обеспечивают занятость и доход людям, но всегда дают им возм-ть для саморазвития, самовыражения. Известны случаи на японских фирмах, когда одаренному спец-у создавали спец. департамент для развития его предложений и воплощения их в жизнь, а фирма могла поменять или расширить свой профиль. В основе азиатского мен-та лежит создание дружелюбных коллективов с использованием сочетания формальных факторов орг-ции труда с неформальными. Отличие от американского стиля мен-та – сп-б проведения переговоров японскими бизнесменами, к-ые обсуждают все вопросы медленно, с перерывами, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель - сначала достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем. Японский мен-т включает в себя такие мероприятия, как: 1) утренняя зарядка для всех сотрудников фирмы; 2) всех сотрудников принято одевать в форменную одежду в рабочие часы; 3) на совещаниях, к-ые заканчиваются принятием решений, используется м-д консенсуса; 4) воспитание преданности компании; 5) обязательное награждение за достигнутые успехи в труде; 6) функционир-е «кружков качества», в к-ые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний; 7) наличие одной столовой и для руководителей, и рабочих; периодические ужины «по-семейному» всех сотрудников компании; 8) в оплате труда и продвижении по службе наиб. значение имеет стаж работы сотрудника на фирме; 9) пожизненное принятие на работу; 10) корректное обращение руководителей со своими подчиненными; 11) практика поставок точно в срок, которая дает возм-ть избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
12) сведение перерывов в работе к минимуму; 13) предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания. Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира. ЗАПАДНЫЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА. Характерная чертая - индивидуальная ответ-ть. Отличительные признаки западного стиля менеджмента: 1) нет чувства преданности сотрудников своему рабочему месту; 2) решение принимает один руководитель; 3) деловые отношения никогда не совмещаются с личными. Особ-ти американского мен-та: бизнесмены действуют прямолинейно; прибегают к натиску, приказу в проц-е согласования решения на переговорах, не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. Главной целью явл. всесторонняя договоренность. Одно из важных условий - соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Преимущества английского стиля мен-та: 4) повышенное внимание к издержкам произ-ва (стремление к их постоянному сокращению);
5) разработка новых наукоемких изделий; 6) гибкость в использовании технологических проц-ов, модернизация и внедрение новых проц-ов происходит довольно быстро; 7) особое внимание уделяется отдельным деталям и тонкостям процесса произ-ва. Отличительные черты германского менеджмента: дальновидность; высокая дисциплина; более длит. проц. внедрения новшеств, модернизации производства. Специфика немецкой модели управления: 8) руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности обеих структур. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании); 9) численность наблюдат. совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами; 10) данная модель предусматривает ограничение прав акционеров в части голосования; 11) банковское финансирование деят-ти компаний предпочтительнее акционерного; 12) банки имеют право голосования на собраниях. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОСС. МЕНЕДЖМЕНТА. Национальной модели или концепции управления в России не существует. Мен-т - симбиоз европейского и азиатского стилей управления. Причины отсутствия модели и концепции в области мен-та: 1) короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными гос-вами; 2) росс. руководители в большинстве своем не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным ус-виям; 3) функционир-е предприятий на откатах; 4) криминализация наиболее доходных сфер деят-ти; 5) высокие налоги на деят-ть физ. и юр. лиц; 6) многонациональность страны, размеры ее территории и различия в законодат-ве территориальных органов власти усложняют работу орг-ций, в рез-те их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с орг-цей филиалов за границей. Характерные особ-ти управления. 1. Неуважение и несоблюдение собственных законов. 2. Отношение к гос-ву, как к органу, к-ый несет на себе всю ответ-ть за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой. 3. Незащищенность отношений собственности со стороны законодат-ва. 4. Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционир-е ввиду нестабильности экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|