Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология. © Головнева Е. В., Рыбакова Н. В., 2012. © Омский государственный.  технический университет, 2012. Введение




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая,

Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова

 

 

Культурология

 

 

 

Омск 2012

УДК 008(075)

Ббк 71. 0я73

К 90

 

 

Рецензенты:

 

И. Б. Гладкова, канд. филол. наук, ученый секретарь Регионального инновационного центра;

О. В. Хлебникова, канд. филос. наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии ОмГУПС.

 

К 90 Культурология / Головнёва Е. В., Горюцкая Н. В., Деменкова Н. П., Рыбакова Н. В. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 84 с.

 

 

Настоящее пособие является первой частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология, русский язык, культура речи». Пособие призвано ознакомить студентов всех специальностей дистанционной формы обучения с сущностью и своеобразием феномена культуры, а также со спецификой историко-культурного развития Западной Европы и России. Особое внимание уделяется различным подходам к изучению культуры.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

                                                             УДК 008(075)

                                                             ББК 71. 0я73

                                                         © Головнева Е. В., Рыбакова Н. В., 2012

                                                         © Омский государственный

                                                                      технический университет, 2012

 

Введение

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о культуре как целостном феномене. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. В отличие от других наук, также претендующих на изучение культуры, культурология стремится дать систематизированное знание о культуре. К сфере изучения культурологии относятся, к примеру, следующие вопросы: что такое культура как явление? каково происхождение культуры? какие типы культур существуют? какова взаимосвязь культуры и цивилизации? можно ли выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? каковы закономерности культурного развития? и т. д. Попытки осмысления этих вопросов исторически привели к формированию культурологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины в ряду других гуманитарных дисциплин.

Поскольку культурология – это наука о культуре, то ее становление и существование связано с попытками научного истолкования понятия «культура». Однако культура ­– это не только понятие, требующее творческого истолкования, но и реальная, практическая проблема развития общества. В настоящее время для многих государств проблемы культурного развития являются приоритетными. По-прежнему актуальна задача формирования толерантности (терпимости) в обществе по отношению к иным народам и культурам. Это еще больше увеличивает значение культурологии как особой науки.

Изучение культуры имеет важное значение в обучении. Знакомство с основными достижениями культуры человечества, специальное изучение особенностей культурного развития различных обществ, понимание значения культуры в истории человечества способствует формированию общей культуры человека. Знание основ культурологии необходимо в эффективном обсуждении общественных проблем. Поэтому в подготовке специалистов любого профиля культурология имеет не только научное, теоретическое, но и реальное, практическое значение.

Предлагаемое учебное пособие по культурологии призвано ознакомить студентов с различными подходами к пониманию культуры, особенностями исторического развития культуры человечества. Пособие содержит разделы по теории культуры и по истории культуры Западной Европы и России. В конце каждого раздела приводятся вопросы для самоконтроля, темы рефератов и список литературы.

 

Раздел I. Теория культуры

 

 

1. 1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологии

 

Культурология (греч. «логос» – слово, учение; буквально – «учение о культуре») – это гуманитарная наука, которая изучает культуру в ее целостности и полноте конкретных форм ее существования, исследует строение, функционирование и развитие культуры.

К сфере культурологии относятся следующие вопросы: что такое культура как явление; каково ее строение; какие существуют виды культур; как культура соотносится с природой, обществом; можно ли выстроить иерархию культур; каковы связи между культурой и цивилизацией; возможна ли общепланетарная культура, можно ли выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? и т. д.

Термин «culturology» вошел в научный оборот во второй половине 40-х гг. XX в. после публикаций трудов американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культурологию – науку о культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались гораздо раньше.

Осознание проблемы культуры как одной из важнейших теоретических проблем произошло уже во второй половине XVIII века, когда в культуре стали усматривать некую целостность, включающую в себя различные элементы. Первым, кто стал рассуждать о культуре в таком плане, был И. Г. Гердер. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) он не только дал определение культуры, но и сформулировал ряд идей о генезисе (происхождении) культуры, о механизмах ее движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и религии в системе культуры. Свой вклад в развитие теоретических представлений о культуре на этом этапе внесли также философы С. Пуфендорф, Дж. Вико, И. Кант, И. Г. Ф. Гегель.

На следующем этапе развития культурологического знания, в XIX веке, исследователи признали, что наряду с пластом философского знания о культуре существует пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, функциях, законах функционирования культуры, об особенностях различных культурных форм и т. д., который получен не с помощью философской рефлексии, а с помощью научных методов познания, широко используемых естествоиспытателями и обществоведами. Начиная с XIX в., культурологическое знание становится все более узким, уходя из сферы философии в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением и пр. На этом этапе развития культурологической мысли культура стала рассматриваться не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях. Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа культуры – первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Э. Тайлор, К. Леви-Брюлль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и др. ), либо к характеристике нескольких различных исторических и этнических типов культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби).

 Таким образом, формирование знания о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и др. ), и только в XX в. культурология оформляется в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Заметим, что в СССР культурологии, обладающей собственным научным статусом, своим предметом исследования, своей историей не существовало. О ней в полной мере стали говорить только в начале 1990-х гг. По существу это молодая, хотя и активно развивающаяся отрасль знания.

В Европе и Америке аналогом отечественной культурологии являются социальная и культурная антропология (сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихолингвистикой).

Культурология – это не единственная дисциплина, занимающаяся изучением культуры. Помимо культурологии, на изучение культуры в настоящее время претендуют различные дисциплины – история, археология, этнография, антропология, социология, психология, философия и т. д. Но каждая из этих наук имеет свой подход к изучению культуры и, в конечном итоге, изучает лишь отдельные аспекты феномена культуры, используя свои методы исследования культуры.

Так, для археолога культура – это совокупность материальных предметов, которые извлекаются из земли и характеризуют образ жизни народа в определенную эпоху. Для этнографа, который может наблюдать образ жизни определенного народа, культура вырисовывается не столько в предметном, сколько в процессуальном плане, как живые формы деятельности людей. Социолог изучает процесс функционирования культуры в обществе, современные тенденции культурного развития общества, уровень культуры социальных групп (молодежи, пожилых людей и т. п. ), а также занимается прогнозированием культурных процессов. История мировой культуры рассматривает развитие культуры от возникновения человеческого общества до современности, она изучает все богатство и разнообразие несхожих культур разных эпох, народов и т. п.

 В отличие от других гуманитарных наук, изучающих культуру, культурология стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене. Культурологи стремятся воссоздать образ культурных эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение. Для этого недостаточно только перечисления фактов культуры и их описания в хронологической последовательности.

Для того, чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания (философию, социологию, психологию и пр. ), который является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии. Культурологи при изучении культуры часто обращаются к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики (науке о знаках и знаковых системах), историческим методам. Однако культурология – это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, о культуре, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культурология не сводима к философии культуры, к искусствоведению, к этнографии и др.; это – самостоятельная дисциплина, изучающая культуру.

Задача культурологии не исчерпывается анализом различных культурных эпох, она пытается осмыслить закономерности культурного процесса. Для того, чтобы понять культуру как целостность, нужно рассматривать ее в развитии, в ее диалектике – единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней.

В исследовании культурных процессов используются различные (традиционные и новейшие) методы: хронологический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный и т. д.

Хронологический метод (греч. «хроно» – время) – это изложение фактов истории культуры в хронологическом порядке. Но одного этого метода в силу его «линейности» недостаточно, необходимы обобщения, анализ, изучение связей одной культуры с другой. Поэтому в культурологических исследованиях хронологический метод дополняется другими методами.

Проблемно-хронологический – изучение отдельной проблемы во временной последовательности (например, проблема самосознания человека в античности, Средневековье, эпохе Возрождения и т. п. ).

Более широкие и универсальные возможности представляет сравнительно-исторический метод. При использовании такого метода берутся явления, находящиеся на одной стадии, и исследуются параллельно. Например, для анализа берется одна эпоха в разных культурах – Возрождение в Италии, Испании, Франции, Англии, Германии, Голландии. При таком методе то, что казалось исключительным, проявляется как типическое, и в то же время оттеняются своеобразие, неповторимость явления (т. е. выявляется общее и особенное).

Структурно-функциональный метод – это разложение изучаемо­го объекта на составные части, выявление их соотношения, правил сочетания и объединение в группы. Этот метод традиционно применяется при анализе сущности, структуры, функций культуры.

Если структурно-функциональный анализ как бы делит объект на составные части, то системный анализ, наоборот, рассматривает объект как целостность (как сочетание взаимосвязанных элементов).

Кроме вышеперечисленных методов, в истории мировой культуры используются количественные методы: математическая и статистическая обработка, машинный анализ.

Сравнительно «молодой» метод – семиотический (семиотика – наука о знаковых системах). Язык танца, жеста, цветов, театра, обыденная речь и другие «знаки» порой говорят о культуре больше, чем обширные описания, в них сохраняется дух культуры и эпохи.

Широко используются в культурологии и методы других специальных наук: демографии, психологии, антропологии, биологии. Используются также дендрологические, радиоактивные, химические, технические методы, например, для определения возраста «следов» культуры (наскальных изображений, орудий труда и т. п. ).    С помощью рентгена определяются подлинность произведения искусства, их датировка, восстанавливается первоначальная «запись» полотен.

Следует отметить и применение методов исследования, которые характерны для филологического и искусствоведческого знания. Это, прежде всего, контекстуальные, текстологические, феноменологические и прочие методы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...