Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила доказательства




Для того, чтобы доказательство достигало своей цели, нужно соблюдать некоторые правила, или требования, относящиеся к элементам доказательства.

Требования к тезису

1) Тезис должен нуждаться в доказательстве.

Бессмысленно пытаться доказывать очевидные вещи, определения

понятий, констатации фактов, аксиомы и постулаты.

2) Тезис должен быть ясным и точным.

Многие слова естественного языка являются многозначными и расплывчатыми, что обусловливает неясность тезиса.

Кроме того, следует иметь в виду, что в качестве тезиса лучше брать частные суждения, а не общие. Частное суждение легче доказать и труднее опровергнуть.

3) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего

доказательства. Распространенная ошибка - подмена тезиса.

Менее распространенная - потеря тезиса.

Требования к аргументам

1) Аргументы должны быть истинными суждениями, причем их

истинность должна быть доказана.

Нарушение этого требования, связанное с использованием ложного аргумента, называется "основным заблуждением". Ошибка, связанная с использованием, может быть и истинного, но еще не доказанного

аргумента носит наименование "предвосхищение основания".

2) Истинность аргументов должна устанавливаться автономно, т. е.

независимо от тезиса.

При нарушении этого требования мы имеем дело с ошибкой, известной

как "круг в обосновании" или "круг в доказательстве".

3) Совокупность аргументов должна быть непротиворечива.

Если аргументы противоречат друг другу, то по крайней мере один из них ложен, а ложные аргументы ничего не доказывают.

4) Совокупность аргументов должна быть достаточной для вывода тезиса.

Один аргумент почти никогда не дает обоснование тезиса, его доказательная сила мала. Но несколько аргументов, находящихся во взаимной связи, способны создать прочную логическую основу для вывода тезиса. Однако не следует злоупотреблять количеством аргументов. Иногда полагают, что чем больше доводов привлекут к обоснованию своего тезиса, тем лучше. Это не так. Среди неряшливо подобранных аргументов могут оказаться ложные, необоснованные, противоречащие друг другу и даже доказываемому тезису. В таком случае доказательство может рассыпаться. Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса и не более того. Каждый лишний аргумент ослабляет доказательство. Важно не количество аргументов, а их весомость.

Требования к демонстрации

Это обычные требования к умозаключениям.

В повседневной жизни часто случается так, что, высказав некоторые аргументы, человек присоединяет к ним свой тезис с помощью слов: "таким образом", "отсюда можно заключить", "поэтому" и т. п. Однако сами по себе эти слова не создают логической связи между аргументами и тезисом, нужно еще показать, что тезис действительно связан с аргументами определенными видами умозаключений и эти умозаключения корректны. Ошибки, связанные с нарушением правил умозаключений, носят общее название "не следует": тезис логически не вытекает, не следует из аргументов.

29 Гипотеза и её виды

Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Существенная роль в этом процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе, которая представляет собой научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений.

Научно обоснованные предположения выдвигаются в тех случаях, когда причину изучаемого явления трудно и невозможно обнаружить с достоверностью. Для вероятного объяснения причин этих явлении и создается гипотеза. Гипотеза является формой развития знания. Без неё невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности. Любая гипотеза имеет исходные данные и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

В зависимости от степени общности различают гипотезы общие и частные.

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями.

Частная гипотеза – это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Наряду с общими и частными в науке используется термин «рабочая гипотеза». Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Оно непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением позволяющим сгруппировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.


^ Построение, проверка и способы доказательства гипотез

Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению той или иной идеи - первоначального предположения. С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего. Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов.

Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования.

Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям:

 


гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;


гипотеза должна быть принципиально проверяемой;


гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов;


гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;


гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.


После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

 


когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;


если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок;


методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными);


выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;


внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.


Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

 

30 ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ

Вопрос- это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного, знания.В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

В зависимости от качества базисного знания, содержащегося в вопросе, различают:

1) правильно поставленный, или корректный- вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание;

2) неправильно поставленный, или некорректный- вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером может быть следующий вопрос: "Какой вид энергии используется на НЛО?".

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида:

1) уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.Напр.: "Верно ли, что Колумб открыл Америку?". Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы ли: "Верно ли, что…"; "Является ли…"; "Действительно ли, что…" - и др. синонимичные выражения;

2) восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств исследуемых явлений.

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? - и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть простыми или сложными.

Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.Все приведенные выше примеры ли-вопросов и что-вопросов являются простыми.

Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

В зависимости от отношения к обсуждаемой теме:

1) вопрос по существу темы- это запрос, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию;

2) вопрос не по существу темы- это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи.

ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТОВ

Ответ- новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Среди ответов различают: истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы различаются по отношению к действительности.

2. Прямые и косвенные различаются областью поиска. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.Напр., прямым ответом на что-вопрос "В каком году закончилась русско-японская война?" будет суждение: "Русско-японская война закончилась в 1904 году". Прямым ответом на ли-вопрос "Является ли кит рыбой?" будет суждение: "Нет, кит не является рыбой".

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию.Так, для вопроса "В каком году закончилась русско-японская война?" косвенным будет следующий ответ: "Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции". На вопрос "Является ли кит рыбой?" косвенным будет ответ: "Кит относится к млекопитающим животным".

3. Краткие и развернутые ответы различаются по грамматической форме.

Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: "да" или "нет".

Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.Напр., на вопрос "Был ли Дж. Кеннеди католиком?" могут быть получены утвердительные ответы: краткий - "Да"; развернутый - "Да, Дж. Кеннеди был католиком". Отрицательные ответы будут такими: краткий - "Нет"; развернутый - "Нет, Дж. Кеннеди не был католиком".

4. Полные и неполные ответы различаются по объему представленной в ответе информации.

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы различаются по соответствию характеристике вопроса.Неточность ответов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или "провокационных", вопросах, в которых содержится скрытая информация.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т. п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...