4. Микроанализ металлических материалов,
4. МИКРОАНАЛИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПОСТРОЙКЕ И РЕМОНТЕ СУДОВ
1. Цель работы 1. 1. Ознакомиться с методикой и приборами для проведения микроанализа. 1. 2. Изучить микроструктуру основных конструкционных и специальных материалов СТС.
2. Основные теоретические положения и методические указания Все материалы, применяемые при изготовлении и ремонте судовых технических средств, можно разделить на конструкционные и специальные. Конструкционные материалы предназначены для изготовления тех деталей, которые воспринимают во время работы значительные внешние силовые нагрузки — коленчатые валы, шатуны, шестерни, плунжеры топливных насосов, поршни компрессоров и т. п. Специальные материалы обеспечивают выполнение тех функций, без которых невозможно реализовать заложенные в устройства принципы — антифрикционные покрытия в подшипниках скольжения, трубки теплообменных аппаратов, элементы электропроводки и др. Определить принадлежность материала к той или иной группе можно путем изучения строения предварительно протравленного химически активным веществом образца или детали из этого материала: · невооруженным глазом или при незначительных увеличениях (до 30 раз) — макроанализа; · при увеличениях свыше 70 раз с помощью оптических и электронных микроскопов — микроанализа (обычно проводится после макроанализа). Наиболее часто для этих исследований применяют оптические микроскопы, имеющие сравнительно простое устройство и дающие увеличение до 2000 раз (рис. 4. 1). Получаемое при этом изображение называют соответственно макро - или микроструктурой. Анализ микроструктуры основан на визуальной идентификации микроструктурных составляющих — участков изображения, имеющих под микроскопом одинаковый вид (однородные участки, участки с полосами, участки с зернами и пр. ).
Каждый материал имеет свое, отличное от других строение. В его микроструктуре можно всегда выделить одну или несколько микроструктурных составляющих. Среди них важно найти характерную, которая и позволяет идентифицировать исследуемый материал (табл. 4. 1). Таблица 4. 1 Микроструктурные составляющие наиболее распространенных материалов в судостроении и судоремонте
Продолжение табл. 4. 1
Конструкционные материалы занимают до 95 % массы судна — с учетом размеров его и отдельных деталей это составляет десятки и сотни тонн. Поэтому для их изготовления могут быть использованные лишь материалы на основе химических элементов, наиболее распространенных в земной коре: железа, алюминия, магния, титана. Безусловным приоритетом среди них обладают сплавы на основе железа: стали — содержат до 2, 14 % С; чугуны — 2, 14…6, 67 %С (рис. 4. 2). На современных морских судах применяются разнообразные специальные материалы — это обуславливает существенно бό льшие различия в строении. Однако наиболее распространены антифрикционные, предназначенные для образования поверхностей трения в подшипниках скольжения и имеющие низкий коэффициент трения. Баббитом называется гетерофазный сплав на основе олова или свинца, в мягкой основе которого равномерно распределены более твердые включения. Во время работы мягкая составляющая вырабатывается, в результате чего возникают каналы, которые улучшают доставку смазки в зону трения (рис. 4. 2). Свинцовая бронза также имеет высокие антифрикционные свойства — в ней роль мягкой составляющей играют включения свинца в медную матрицу. Чугуны тоже довольно часто применяют в парах трения (например, " втулка цилиндра – поршневое кольцо" СДВС), поскольку содержащиеся в нем включения графита выполняют функцию твердой смазки.
3. Приборы и материалы, используемые при выполнении работы
· микроскоп металлографический МИМ-7 (увеличение × 70…1440); · комплект фотографий микроструктур; · комплект микрошлифов разных протравленных.
4. Порядок выполнения работы · во время самоподготовки к выполнению работы заполнить пп. 1 и 2. 2. 1 – 2. 2. 5 протокола лабораторной работы; · на занятии, перед началом работы, ответить на вопросы билета контроля; · получить у преподавателя задание; · уточнить характеристики используемых приборов и инструментов, заполнить данные по п. 3. 2 протокола лабораторной работы; · рассмотреть в микроскоп установленные микрошлифы, зарисовать их микроструктуру и указать микроструктурные составляющие (см. п. 3. 3); · определить возможные области использования исследованных материалов в судостроении и судоремонте; · закончить оформление отчета и представить его преподавателю для защиты и окончательной оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|