5. Влияние химического состава материалов
5. ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА МАТЕРИАЛОВ НА СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ В СУДОСТРОЕНИИ И СУДОРЕМОНТЕ
1. Цель работы 1. 1. Изучение принципов маркировки наиболее распространенных судостроительных материалов. 1. 2. Приобретение практических навыков в определении основных типов заготовок и марок конструкционных и специальных материалов для изготовления и ремонта деталей судовых технических средств.
2. Основные теоретические положения и методические указания 2. 1. Классификация и основные виды заготовок Заготовка – это полуфабрикат, из которого в ходе технологического процесса изменением формы, размеров, свойств поверхности и (или) материала изготавливают деталь. В условиях эксплуатации судна в качестве заготовок обычно выступает прокат (листы, трубы, швеллеры, двутавры и др. ) или отливки. Для их изготовления используют обработку давлением и литье. Суть технологии получения отливок заключается в том, что фасонные детали сложной формы (заготовки) получают заливкой жидкого металла в специально подготовленную форму, который кристаллизуется в ней. Обработка давлением основа на способности материала пластически деформироваться в результате воздействия на него внешних сил. Заготовки, полученные таким путем, подразделяют на два вида: а) постоянного поперечного сечения по длине (прутки, проволока, ленты, листы), б) имеющие приближенно формы и размеры готовых деталей и требующие обработки резанием лишь для придания им окончательных размеров и получения поверхности заданного качества (поковки и штамповки).
2. 2. Классификация и маркировка металлических материалов
2. 2. 1. Железоуглеродистые сплавы К их числу относятся стали и чугуны. Для практики наиболее важными являются классификация сталей по назначению, качеству, химическому составу и степени легирования. Для судомехаников основной является первая — она позволяет по отражаемому в марке стали содержании углерода достаточно точно указать конкретные группы деталей, для которых эта марка может быть применена. Так, стали с содержанием С < 0, 25 % называют корпусными и применяют для постройки судов и изготовления конструкций с помощью сварки; 0, 15 < С ≤ 0, 3 — для деталей, подвергающихся цементации (топливная аппаратура дизе
лей, кулачковые шайбы, шестерни и др. ); 0, 3 < С ≤ 0, 5 % — улучшаемые (для наиболее нагруженных деталей после закалки и высокого отпуска – анкерных связей, коленчатых валов, шатунов и др. ); 0, 5 < С ≤ 0, 7 % — пружинно-рессорные (пружины различных механизмов, мембраны и прочие упругие элементы); около 1 % С — шарикоподшипниковые. Инструментальные стали содержат не менее 0, 7 % С и поэтому имеют высокие твердость, прочность и износостойкость. Их используют для изготовления режущего и измерительного инструментов, штампов и т. д. Стали и сплавы с особыми физическими свойствами, как правило, относятся к числу высоколегированных. Их применяют в основном в приборостроении, электронной, радиотехнической промышленности и т. д. Стали и сплавы с особыми химическими свойствами (коррозионностойкие) содержат не менее 12, 5 … 13 % Gr. Стали с более высоким содержанием Cr и Ni стойки в агрессивных средах (кислотах, щелочах и пр. ). Назначение чугунов зависит от формы графитовых включений, что в значительной мере определяет его механические свойства — именно они находят отражение в марке этих сплавов. В структуре серых чугунов присутствует графит пластинчатой формы, их механические свойства (особенно пластичность) ниже, чем у других чугунов. Серые чугуны используют для менее ответственного назначения и при отсутствии ударных нагрузок.
Ковкий чугун имеет в структуре хлопьевидный графит и в связи с этим более высокие механические свойства, прежде всего пластичность. Их более целесообразно использовать для тонкостенных деталей сложной формы. Высокопрочный чугун имеет графит шаровидной формы, что в меньшей степени нарушает сплошность металлической основы (особенно по сравнению с графитом пластинчатой формы). Прочностные свойства этих чугунов наиболее высоки — они не уступают углеродистым конструкционным сталям после термической обработки, но их пластичность ниже, чем у стали и ковкого чугуна. На флоте, вследствие больших габаритов деталей (например, диаметр втулки рабочего цилиндра малооборотного дизеля – до 1, 5 м, высота – до 2, 5 …3 м, масса – до 3 т) наибольшее распространение получили серые чугуны, имеющие самую низкую стоимость и хорошие литейные свойства. Классификация сталей по качеству отражает содержание в них вредных примесей – серы и фосфора. В сталях обычного качества оно не должно превышать 0, 05 % (каждого элемента), в качественных — 0, 035 %. Классификация по химсоставу предусматривает использование качественной и количественной информации по всем основным компонентам сплава — как сталей, так и на основе цветных металлов. В соответствии с ней каждый легирующий элемент обозначается определенной буквой (табл. 5. 1), а его содержание – числом (табл. 5. 2).
Таблица 5. 1 Условные обозначения основных легирующих элементов в сплавах
По степени легирования стали условно подразделяют на низколегированные с суммарным содержанием легирующих элементов до 2, 5 %; среднелегированные — 2, 5 … 10 % и высоколегированные — более 10 %.
Наиболее обобщенная информация о том или ином материале содержится в его марке. Ее можно извлечь, зная основные принципы маркировки — для железоуглеродистых материалов и материалов на основе цветных металлов они несколько отличаются (табл. 5. 2). Таблица 5. 2 Условные обозначения марок материалов, применяемых в судоремонте
Продолжение табл. 5. 2
Продолжение таблицы 5. 2
Продолжение таблицы 5. 2
2. 3. Классификация и маркировка цветных металлов и сплавов на их основе Алюминий — легкий металл (плотность 2700 кг/м3), обладает высокими теплопроводностью и электропроводимостью, стоек к коррозии. Температура плавления алюминия 661 °С. Сплавы Al разделяют на деформируемые и литейные. Деформируемые сплавы хорошо обрабатываются давлением — их используют для изготовления листов, фасонного профиля, труб, крыльчаток, фитингов и др. Из литейных алюминиевых сплавов производят корпуса приборов, электродвигателей, трубопроводную арматуру, крыльчатки насосов и др. Магний — легкий металл (плотность 1740 кг/м3), температура его плавления 651 °С. Его основным преимуществом по сравнению с алюминием, является меньшая плотность. Это позволяет с успехом использовать литейные и деформируемые сплавы Mg в приборостроении, при постройке маломерных судов, технике летательных аппаратов и пр. Медь — металл с относительно высокой плотностью (8940 кг/м3), температура плавления 1083 °С. По электро- и теплопроводности медь уступает только серебру. Так как примеси резко снижают эти показатели, для проводников тока применяют только достаточно чистый металл марок М0 и М1. Медь с более высоким содержанием примесей используют как поделочный материал: листы, трубы, прутки и др. Среди сплавов на основе Cu выделяют две основные группы: латуни — сплавы меди, в которых цинк является основным легирующим элементом; бронзы — сплавы меди с другими элементами, в числе которых, но только наряду с другими, может быть и цинк. Медные сплавы обладают высокими механическими и технологическими свойствами, хорошо сопротивляются износу и коррозии. Бронзы и латуни разделяют на деформируемые и литейные. Последние отличаются от деформируемых тем, что в их состав вводят добавки, улучшающие литейные свойства сплава. Однако эти добавки снижают пластичность литейных бронз и латуней по сравнению с деформируемыми. Титан — металл с температурой плавления 1665°C и плотностью 4500 кг/м3. Он обладает высокой коррозионной стойкостью в морской воде. Удельная прочность [4] Ti выше, чем у многих легированных конструкционных сталей. Поэтому при замене титановыми сплавами сталей можно при равной прочности уменьшить массу детали на ~ 40 %. Но Ti имеет низкую жаропрочность — при температурах выше 550…600 °С легко окисляется и поглощает водород. Титан хорошо обрабатывается давлением и сваривается, из него изготовляют сложные отливки, но обработка его резанием затруднительна. Среди сплавов титана наибольшее применение нашли сплавы, легированные алюминием — это позволяет широко использовать его при изготовлении легких корпусных конструкций в судостроении и аэрокосмической технике. 2. 4. Классификация и свойства пластмасс Пластмассами (пластиками) называют искусственные материалы, получаемые на основе органических полимерных связующих веществ. Эти материалы способны при нагревании размягчаться, становиться пластичными, и тогда под давлением им можно придать заданную форму, которая затем сохраняется. Свойства пластмасс зависят от состава отдельных компонентов, их сочетания и количественного соотношения, что позволяет изменять характеристики пластиков в широких пределах. По связующему веществу пластмассы подразделяют на термопластичные (термопласты), получаемые на основе термопластичных полимеров, и термореактивные (реактопласты) — на основе термореактивных смол. Термопласты (линейчатая или разветвленная структура) удобны для многократной переработки в изделия, дают незначительную усадку при формовании (1…3%), отличаются большой пластичностью и способностью к ориентации. Наиболее распространенные материалы этой группы — полиэтилен, винипласт, фторопласт (тефлон) и др. Обычно они не содержат наполнителей и применяются для изготовления емкостей для воды, труб, листов, кульков и пр. Термореактивные полимеры после отверждения и перехода связующего в термостабильное состояние (сетчатое строение) хрупки и их повторная тепловая переработка невозможна — гетинакс, текстолит и др. Из них изготавливают листы, корпусные детали в электротехнике, шестерни, платы электронных приборов и т. п. По виду наполнителя пластмассы делят на порошковые (с наполнителями в виде древесной муки, сульфитной целлюлозы, графита, талька, измельченных стекла, мрамора, асбеста, слюды), волокнистые (с наполнителями в виде волокон льна, стеклянного волокна, асбеста) и др. К числу наиболее важных с точки зрения безопасности мореплавания являются газонаполненные пластмассы (наполнитель — воздух или нейтральные газы). В зависимости от структуры их подразделяют на пенопласты и поропласты: первые применяют в спасательных средствах, вторые — в качестве фильтров. По применению пластмассы можно подразделить на силовые (конструкционные, фрикционные и антифрикционные) и несиловые (оптически прозрачные, химически стойкие, электроизоляционные, теплоизоляционные, декоративные, уплотнительные, вспомогательные). Однако это деление условно, так как одна и та же пластмасса может обладать разными свойствами. Например, полиамиды применяют в качестве антифрикционных и электроизоляционных материалов и т. д. Таким образом, пластмассы по своим физико-механическим и технологическим свойствам являются прогрессивными и часто незаменимыми материалами для судостроения.
3. Порядок выполнения работы · во время самоподготовки к выполнению работы заполнить пп. 1 и 2. 2. 1 – 2. 2. 7 протокола лабораторной работы; · на занятии, перед выполнением работы ответить на вопросы билета предварительного контроля; · получить у преподавателя варианты задания, расшифровать марки материала, указать вероятные области его применения, заполнить табл. 3; · закончить оформление отчета и представить его преподавателю для защиты и окончательной оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|