Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логическая характеристика вопроса




ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ
ВОПРОС КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ

Логическая характеристика вопроса

       В социальной сфере жизнедеятельности человека ведущая роль принадлежит общению, которое, в первую очередь, связано с вопросно-ответными отношениями. Вообще вопрос возникает в тех случаях, когда человек в процессе деятельности встречает какое-то затруднение, когда ему что-то не совсем ясно, и эту неясность требуется снять, устранить. Каждому на собственном опыте известно, что неопределенность в какой-либо ситуации не позволяет действовать свободно, поэтому, если необходимо получить ответ, мы облекаем свое требование во вполне определенную форму — вопросительное предложение.

Вопрос, являясь формой развития знания, одновременно является и формой познания, которая отражает и выражает вовне наше знание о неизвестном, а своей постановкой требует теоретического или практического устранения этой неизвестности.

Вопрос возникает там, где существует противоречие между знанием и незнанием, и формулируется в силу осознания этого противоречия с целью его разрешения.

Вопрос, таким образом, является одной из важнейших составных частей мыслительного процесса, без которого достижение необходимого результата как научной, так и практической деятельности оказывается практически невозможным.

       Вопросно-ответные отношения особое значение имеют в сфере действия права, главным образом — в сфере судопроизводства.

Поиск ответов на вопросы, которые интересуют следствие и суд, составляет основное содержание следственных действий, связанных с получением словесных показаний таких, как допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание и др.

       Вопрос — это логическая форма, которая включает в себя исходную информацию и одновременно указывает, во-первых, на ее недостаточность и, во-вторых, на потребность, в связи с этим в получении новой информации в виде ответа.

       Например, следователь, оценивая следственную ситуацию, должен ответить на целый ряд взаимосвязанных между собой вопросов:

— какие обстоятельства и в какой мере установлены по делу, насколько на настоящий момент ясна сущность расследуемого преступления?

— какая информация об источниках получения новых доказательств имеется в распоряжении следователя?

— насколько очевидны пути и способы дальнейшего производства по уголовному делу?

       В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, но не всякое вопросительное предложение является вопросом. Как уже отмечалось ранее, риторические вопросы не являются собственно вопросами и, обладая их признаками, тем не менее не содержат в своей формулировке побуждения к ответу, поэтому по сути своей являются суждениями.

           

       Например, риторический вопрос: «Какой он ученый? » содержит утверждение, что человек, о котором высказывают мнение, вовсе не ученый либо плохой ученый. Поэтому это не вопрос, а суждение. Кроме риторических, есть и другие высказывания, которые облекаются в форму вопроса, но собственно вопросами не являются. Они не только не требуют ответа, но и не содержат никакого сообщения. Такие высказывания могут выражать, например, просьбу или предложение — «Не желаете ли кофе? », или требование — «Может быть, уступите место старшему? », или запрет — «Что за шум в аудитории? » и т. п.

       Между тем и вопрос не обязательно может выражаться вопросительным предложением.
       Например, вопросы: «Расскажите, каким орудием были причинены телесные повреждения» или «Опишите, в какой одежде был преступник». В приведенных примерах побуждение к ответу выражено в повествовательных предложениях.
       В учебном процессе широко применяется формулировка вопросов в виде словосочетания. Такая форма характерна, в частности, для формулировок вопросов, выносимых на зачеты и экзамены.

Например, «Основные формы абстрактного мышления» или «Правила определения понятия и возможные ошибки при их нарушении».

При проведении социологических исследований также вопросы облекают в незаконченные повествовательные предложения или таблицы с незаполненными местами, которые предполагают несколько

вариантов ответов, и т. п.

В содержательном плане термин «вопрос» связан с такими понятиями, как «проблема» и «проблемная ситуация».

Проблема (от греч. «problema» — преграда, трудность, задача) — это вопрос или совокупность вопросов, возникающих в процессе познания.

Тем не менее не каждая проблема сразу же выражается в виде ясно сформулированного вопроса. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (наличного знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о том, что неизвестно, или осознанное незнание. Как говорили древние: знание того, что мы не знаем, уже есть знание об этом незнаемом. Поэтому вопрос, являясь формой выражения возникшей проблемы, имеет место там, где существует познавательная неопределенность.

Проблемная ситуация — это любая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего имеющим место обстоятельствам решения, осознание того, что ситуация пока не разрешима и заставляет человека задуматься.

Следует также отличать вопрос от задачи и упражнения, хотя строгую дифференциацию здесь провести затруднительно. В разных ситуациях вопрос может выступать как задача, а задача — как упражнение, а упражнение, в свою очередь, может быть сформулировано в виде требования ответа на вопросы. Тем не менее мы увидели, что эти понятия не являются тождественными.

Задача представляет собой определенную установку, выражающуюся в требовании совершить какое-либо теоретическое или практическое действие в условиях неполной информации о средствах ее решения. Решение задачи с необходимостью предполагает совершение поиска нужной информации, выбора вариантов, возможных средств и способов действий. При этом, как правило,

вопрос является структурным элементом задачи.

В структуру задачи обязательно входят:
1) условие — определенные исходные данные (что дано? );
2) установка на действие с тем, что дано, на получение требуемого результата, которая обычно выражается в форме одного или нескольких последовательных вопросов (что требуется установить, доказать? ).

Упражнение — это процесс формирования навыков путем многократного повторения каких-либо действий. В учебном процессе — это задачи или задания, направленные на формирование необходимых навыков.

В этом заключаются некоторые особенности соотношения содержания названных понятий и их непосредственного использования в процессе коммуникации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...