Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.




3. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

Так, в ходе судебного заседания эксперту был задан такой вопрос: «Может ли пуля, выпущенная из ружья 12-го калибра с расстояния 50–60 сантиметров, не причинить серьезных повреждений встретившейся на ее пути ушной раковине потерпевшего? ».

4. Вопрос должен быть простым для восприятия. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Если этого не сделать, то смысл вопроса бывает трудно понять.

Например, «Если обнаруженный след оставлен обувью, изъятой с трупа потерпевшего, то не мог ли он образоваться в результате падения, перемещения трупа с одного бока на другой, на спине при условии, что обувь труп снял и он мог случайно лечь на свой же снятый с ноги ботинок? ».

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив.

Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или апелляционной инстанции? ».

Здесь не указаны альтернативы — производство в суде кассационной или надзорной инстанции.

6. Недопустима риторическая формулировка вопроса. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, содержащими утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.

       Следует помнить: именно тот, кто задает вопросы, управляет разговором. Посредством хорошо продуманных и целенаправленных вопросов можно установить скрываемую собеседником истину, фиксировать его внимание на важных деталях разговора, понять суть возражений, вернуть утраченную инициативу в общении, доходчиво донести до собеседника собственную мысль и т. д.

 

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ
ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТОВ Логическая сущность и структура ответа Ответ — это суждение, которое вызвано вопросом.
К основным функциям ответа относятся:
1) уменьшение заключенной в вопросе неопределенности или
2) указание на неправильную постановку вопроса.
При этом один и тот же вопрос может иметь несколько ответов, которые не будут равнозначными по своим логико-информационным характеристикам. Отсюда различают следующие виды ответов.
1. По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные.
Прямым является ответ
, который берется непосредственно из области поиска ответов, без обращения к дополнительным сведениям или рассуждениям.

Косвенный ответ, напротив, берется из более широкой области, нежели необходимая область поиска ответов. Например, на вопрос: «Можете ли вы рассказать о содержании разговора потерпевшего и подозреваемого, при котором присутствовали? » получен ответ: «Я не имею привычки прислушиваться к чужим разговорам. И вообще у меня в ушах были наушники».        Этот ответ является косвенным, но из него логически следует прямой ответ:
«Я не могу передать содержание разговора». По сравнению с прямым ответом косвенный достаточно часто содержит дополнительную информацию, поэтому он может использоваться для всестороннего анализа содержащихся в нем сведений. 2. По объему информации, содержащейся в ответе, различают полные и частичные (неполные) ответы.
Полный ответ способен полностью снять содержащуюся в вопросе неопределенность — сделать неизвестное известным. Полный ответ, содержащий истинную информацию, устраняющую неопределенность, называют исчерпывающим.
Частичный (неполный) ответ только в некоторой степени устраняет содержащуюся в вопросе неопределенность, но приближает превращение неизвестного знания в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот.        Например, на вопрос: «Вы ознакомились с заданием, готовы ли вы приступить к его выполнению? » был получен ответ: «Да, с заданием я ознакомился».
       Ответ был частичным, поскольку на последнюю часть вопроса ответа так и не прозвучало.
3. По отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса (релевантные) и ответы не по существу вопроса (нерелевантные).
В последнем случае ответ на поставленный вопрос подменяется посторонними рассуждениями, которые логически с вопросом не связаны.

4. По степени определенности ответы могут быть определенными и неопределенными.

5. По отношению к действительности — истинными и ложными. Правила формулирования ответа Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяет сформулировать определенные правила формулирования ответа.
1. Ответ должен быть по возможности ясным, кратким и однозначным.

Выполнение этого правила зависит, во-первых, от того, как понял вопрос отвечающий и, во-вторых, желает ли он на него отвечать. При нарушении этого правила бывает весьма затруднительно уловить смысл ответа, как например, в следующем случае:
«Старик перед этим после того, как его напарник ранил парня, тоже выстрелил вверх, кажется, два раза. Парень, которого ранил второй сторож в то время, когда в него выстрелил второй сторож, бежал по соседнему огороду прямо на второго сторожа наперерез ему».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...