2. По структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.
2. По структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Например, «Кто из присутствующих знает ответ на заданный вопрос и желает на него ответить? ». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Таким образом, смысл союзов, образующих сложные вопросы, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. В отличие от суждений вопросы не могут быть истинными или ложными. Они могут характеризоваться как правильные или неправильные. 3. По познавательной функции различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Уточняющий вопрос направлен на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например, «Знакомы ли Вы с обвиняемым? ». Такие вопросы содержат помимо знания о предмете («обвиняемый») и знание о возможном признаке этого предмета («быть с ним знакомым») и имеют целью установление принадлежности предмету указанного признака.
Восполняющий вопрос направлен на выяснение новых свойств у исследуемых явлений. Дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект, мы получаем, используя вопросительные слова: кто? что? когда? как? и др. Например, «О чем был разговор между вами? ». В таком вопросе содержится информация о том, что разговор был, нуждающаяся в дополнительной информации. Следует отметить, что вопросительные местоимения и наречия не всегда могут адекватно отражать исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области поиска ответа. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимании вопроса. Возьмем такой пример: «Какие аудитории расположены в шестом корпусе? ». Такая постановка вопроса может предполагать совершенно различные области неизвестного: большие аудитории; светлые аудитории; аудитории с наличием интерактивного оборудования и без него; учебные аудитории или офисы и т. д. 4. Как было сказано выше, по количеству возможных ответов вопросы бывают открытыми и закрытыми. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытый вопрос — это вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель? » — открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)? », где в скобках предложено ограниченное число вариантов ответов.
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть разделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него способствует непосредственно достижению поставленной цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ на него каким-либо образом готовит или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Следует отметить, что уголовно-процессуальный закон, не предусматривая ограничений в выборе тактики допроса, в качестве единственного запрета, согласно ч. 2 ст. 189 УПК РФ, называет наводящий вопрос. С рассматриваемой позиции наводящий вопрос — вид некорректного вопроса, который содержит в качестве предпосылки (базиса) либо спорную, не до конца установленную информацию, либо информацию, подсказывающую ответ. В формулировке наводящего вопроса чаще всего кроется заинтересованность допрашивающего в определенном ответе, направленном на желаемый результат. В большинстве случаев такие вопросы являются недопустимыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|