Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов




Социально-коммуникативная компетентность - способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия, навыкам межличностного общения, стремлению к социальному взаимодействию[43].

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков. Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся[50].

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам[50].

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии[50].

Ранняя юность – это первый период приобщения к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации [29].
Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально–значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально учащийся ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социально – коммуникативной компетентности значима мотивация успеха.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы учащийся овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социально – коммуникативной компетентности подросткового возраста.
В- третьих, учащийся овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для подросткового возраста потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки подростка на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социально - коммуникативной компетентности.
В-четвертых, на протяжении подросткового возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Они усваивают социальные нормы, утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет подростку вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, они познают возможность своего воздействия на собственное "Я" с целью его изменения. Он начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях [25].

Следовательно, социально-коммуникативная компетентность в юношеском возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Эти характеристики личности тоже входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в группе. Поэтому еще один путь развития СКК мы видим в создании особой, развивающей атмосферы.

Создание развивающей атмосферы требует от учителя коренного пересмотра собственной позиции и установок по отношению к учащимся.

В первом параграфе мы отмечали, в структуре социально-коммуникативной компетентности выделяют следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему педагогических способностей); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). что социально – коммуникативная компетентность, включая в себя вышеперечисленные элементы, представляет собой динамичную структуру, которая формируется в процессах социализации на протяжении всей жизни человека. Различные элементы структуры социально-коммуникативной компетентности формируются при этом не равномерно, развитие ряда элементов структуры может задерживаться, что в свою очередь тормозит формирование итогового интегративного образования компетентности. Например, при отсутствии социального статуса (гражданина, школьника) становится невозможным овладение социальными знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими включение в социальную среду, что порождает дефекты в социализации и ведёт к формированию девиантных и деликвентных личностей, которые наносят вред и себе и окружающим.

Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа. Рассмотрим более подробно структурные компоненты социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа.

Мотивационно-ценностный компонент. У студентов педагогического колледжа должна быть сформирована прежде всего положительная мотивация к педагогической профессии, которая является важной составляющей педагогической направленности. Педагогическая направленность, контексте господствующей в настоящий момент гуманистической парадигмы складывается из следующих параметров: положительное отношение к преподавательской профессии, интерес к работе; направленность на развитие личности студентов средствами своего предмета; желание постоянно совершенствоваться в преподавательской профессии.

Педагогическая направленность проявляется в центрированности на интересах студенчества, что очень важно для создания благоприятной атмосферы для максимального развития способностей, необходимых к дальнейшей профессиональной деятельности. Сформированная педагогическая направленность преподавателя, будучи фактором его нравственной и профессиональной зрелости, богатства и целостности внутреннего мира, может способствовать решению целей и задач, стоящих перед вузами на современном этапе их развития. Ценностное отношение к преподавательской деятельности проявляется через совокупность таких показателей, как понимание и оценка целей и задач преподавательской деятельности, осознание ценности профессионально-педагогических знаний, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом и др. [4].

Способности студента педагогического колледжа, обучающегося в СПО представлены системой собственно педагогических способностей и способностями, определяющими склонность к науке. Педагогические способности имеют следующую структуру: академические, дидактические, коммуникативные, организаторские, перцептивные, интеллектуальные, креативные, способность противостоять синдрому эмоционального выгорания.

Профессионально-важные качества (ПВК) студентов педагогического колледжа, обучающихся в СПО. Компетентность преподавателя во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению со студентами, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Важными для преподавателя можно считать следующие личностные качества (социально-нравственные способности): спонтанную любознательность (главный стимул для усвоения необходимых ему специальных знаний и важный стимул для собственной исследовательской работы); нарастающий интерес к научным успехам в других областях исследования; научную выносливость; требовательность к себе; дисциплинированность, стремление к точности результатов; энтузиазм и прилежание в работе; критичность и самокритичность; умение ладить с людьми [2]. Преобладающими чертами СПО являются целеустремленность, настойчивость, терпеливость, толерантность, способность к фасилитации (повышению продуктивности и скорости деятельности под влиянием окружающих людей или представляемого образа другого человека), инициативность, творческий подход к решению каждой задачи воспитания, флексибельность (готовность к саморазвитию и самоизменению) и др.

Для систематизации профессионально-значимых качеств в модели мы ориентировались на классификацию А. В. Морозова, согласно которой все качества преподавателя можно разделить на четыре большие группы:

1) морально-этические - гуманность, интеллигентность, честность, порядочность, обязательность и др.;

2) коммуникативные - авторитетность, тактичность, толерантность и др.;

3) волевые - целенаправленность, упорство, выдержка;

4) организационно-административные -требовательность, склонность брать на себя ответственность и др. [3].

Когнитивный (знаниевый) компонент. Выделяют следующие группы профессиональных знаний, наиболее адекватно отражающих потребность формирования основ преподавательской культуры преподавателя, которые мы можем отнести и к преподавателю высшей школы: методологические (знания общих подходов, принципов, закономерностей развития, обучения и воспитания студенческой молодежи); психолого-педагогические (знания основ обучения и воспитания); специальные (знания преподаваемого предмета); методические (знания особенностей методики организации учебного процесса по преподаваемой дисциплине); знания в области информационных технологий и др.

Аффективный компонент затрагивает прежде всего эмоционально-волевую сферу личности. В этом компоненте мы выделяем, с одной стороны, положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, а с другой -способность к эмоционально-волевой регуляции поведения преподавателя.

Конативный компонент социально - коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа представлен системой профессиональных умений.

Среди профессиональных умений студентов педагогического колледжа выделяют: проектировочные, конструктивные, информационные, организаторские, коммуникативные,, исследовательские, воспитательные[32].

Выделим более подробно содержание умений:

- устанавливать с обучаемыми социально-психологический коммуникативный контакт, обеспечивающий творческий характер процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого материала;

- нахождение наиболее сильных сторон личности студента и внушение ему уверенности в себе;

-умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе;

- формировать доверительные и доброжелательные взаимоотношения со студентами в межличностном общении;

- создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Рассмотренные выше компоненты социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе освоения педагогической деятельности проявляются в виде компетенций, т. е. способности реализовывать совокупность знаний, умений и навыков на практике.

Формирование -процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности[17].

Формирование социально-коммуникативной компетентности буду­щих педагогов профессионального обучения - это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять социально- коммуникативную деятельность, которая состоит в проведении анализа педагоги­ ческой ситуации, определении оптимальных способов ее разрешения и достиже­нии цели посредством управления процессами социальной коммуникации[21].

Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения СПО раскрывает суть, содержа­ние и особенности рассматриваемого процесса и представляет собой сложную, це­ленаправленную, динамическую систему теоретико-методологических знаний, ба­зирующихся на идеях системного, деятельностного и компетентностного подходов. Ее ключевыми компонентами являются: общие положения, поясняющие назначение концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессио­нального обучения, ее нормативно-правовое обеспечение, источники создания, место в педагогической теории, границы применимости; теоретико-методологические основания, представленные единством тео­ретико-методологических подходов к исследованию социально-коммуникативной компетентности, где общенаучной основой выступает системный подход, деятельностный подход, компетентностный подход; ядро, состоящее из совокупности трех групп закономерностей, отражаю­щих организационный, педагогический и профессионально обусловленный аспек­ты социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессио­нального обучения, а также из соответствующих им общих и специфических прин­ципов; содержательно-смысловое наполнение, представленное совокупностью моделей: а) структурной, в которой социально-коммуникативная компетентность показана как система ключевых (составляющих инвариантную часть про­фессиональных компетенций специалиста и опирающихся на систему умений, необходимых для практической деятельности), базовых (необ­ходимых для осуществления основных видов профессиональной деятельности и являющихся макропрофессиональными), специальных (составляющих вариатив­ную часть профессиональных компетенций и позволяющих осуществлять кон­кретные виды профессиональной деятельности) и частно-профессиональных компетенций (обусловленных спецификой деятельности педагога СПО, актуальных для преподавания в учреждениях системы НПО - СПО); а также профессиональ­но значимых личностных качеств специалиста (эмпатичность, рефлексивность, общительность, психологическая гибкость, способность к сотрудничеству, эмо­циональная привлекательность); б) моделью процесса формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях СПО, реализация которой предпола­гает непрерывное пополнение и использование мониторинговой информации; в) моделью выпускника, раскрывающей состав профессиональной компетентности педагога профессионального обучения, углубляющей и конкретизирующей ее со­держание структурными компонентами социально-коммуникативной компетент­ности[17].

Процесс формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога - это деятельность, направленная на овладение студентами знаниями, умениями, способами деятельности, на выработку личностного отношения будущего педагога к ним и предмету деятельности, а также развитие способностей к самореализации и саморефлексии. Новые стандарты определяют, что способность к самореализации может быть сформирована в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности будущего учителя, т.е. формирования способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовности использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовности самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки и т.д. [10].

При этом результат подготовки учителя будет определяться соотношением в его деятельности профессиональных компетенций, личностных качеств, творческой самореализации и саморефлексии, которая в условиях бурного развития информационных и коммуникационных технологий и информационных процессов, стремительно растущего потока информации практически невозможна без использования опережающего подхода в образовании. Он направлен на развитие у студентов навыков и способностей прогнозирования, анализа, предвидения развития событий и умения широко использовать их в профессиональной деятельности.

Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Работа по формированию социально – коммуникативной компетентности должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению коллектива, привлекать учащихся к выработке правил взаимодействия, обсуждать с ними различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них.

Для формирования социально-коммуникативной компетентности студента принципиально важно соблюдать принципы педагогического сотрудничества в профессиональном и личностном становлении в процессе его подготовки: общность цели и задач, понимание проблемы, обмен ценностями и опытом.

Социально-коммуникативные умения и навыки формируются в непосредственном опыте учащихся, в специально организованной деятельности. Для развития социально-коммуникативной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, в качестве следующего пути развития социальной компетентности мы считаем важным выделить специально организованное взаимодействие между учащимися, с целью формирования социальных умений и навыков. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Для эффективного формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение[36].

Формирование социально-коммуникативной компетентности студента - будущего специалиста - это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности в профессиональной деятельности. Это - самоутверждение в жизни и профессиональной деятельности, поиск своего пути в этом мире, во взаимодействии с другими людьми.

Процесс формирования социально-коммуникативной компетентности представляет собой этапное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала. Ценностная сфера личности является направляющим ориентиром и центральным фактором, регулирующим деятельность человека в обществе, определяющим направление и особенности поведения личности. Ценностная сфера является смыслообразующей основой, определяющей значение социально – коммуникативной компетентности как для отдельной личности, так и для общества в целом[48].

Таким образом, формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа - это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять социально- коммуникативную деятельность, которая состоит в проведении анализа педагоги­ ческой ситуации, определении оптимальных способов ее разрешения и достиже­нии цели посредством управления процессами социальной коммуникации.

Для успешного формирования социально-коммуникативной компетентности на личностном уровне необходимо разработать модель по формированию социально – коммуникативной компетентности будущих педагогов.

Модель по формированию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов будет рассмотрена в следующем параграфе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...