Динамика сформированности рефлексивности у студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Таким образом, мы видим, что после опытно – экспериментальной работы у студентов уровень рефлексивности в учебной деятельности повысился, т. е. студенты стали в большой степени склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Им свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Анализируя данные всех проведенных методик и анкет мы с очевидностью можем утверждать, что процесс формирования социально – коммуникативной компетентности студентов экспериментальной группы оказался эффективным, следовательно, оказались эффективными и педагогические условия по формированию социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. Именно высокий уровень развития самоконтроля и саморефлексии студентов стал одной из движущих сил формирования социально – коммуникативной компетентности.
Выводы по главе 2 Проведенная опытно – экспериментальная работа позволила нам сделать следующие выводы: 1. Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были выделены критерии социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: мотивационно – ценностный, содержательно – результативный, рефлексивно – оценочный. 2. В соответствии с выделенными критериями определены и охарактеризованы уровни сформированности социально – коммуникативной компетентности студентов: высокий, средний и низкий уровень. 3. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность проводимого исследования, т.е. важность и необходимость организации формирования социально – коммуникативной компетентности студентов на этапе средней профессиональной подготовки специалиста в области образования.
4. В ходе формирующего этапа эксперимента мы проверили эффективность разработанных педагогических условий формирования социально – коммуникативной компетентности студентов через реализацию выделенных этапов организации формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. 5. Мы подтвердили гипотезу исследования, экспериментально – доказав, что к педагогическим условиям, способствующим формированию социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа как составляющей профессиональной компетентности, правомерно отнести: · обогащение содержания проф. подготовки социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства учебной и внеучебной деятельности; · включение студентов в социальное проектирование; · актуализация возможностей образовательной среды педагогического колледжа за счет развития студенческого самоуправления. · определение этапов формирования социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, и диагностику её сформированности. В целом экспериментальная работа показала, что ориентация студентов на формирование социально – коммуникативной компетентности способствует саморазвитии и саморефлексии индивидуальности, уникальности студента; улучшению качества знаний и умению их использовать в других видах деятельности; продуктивной самореализации; обогащает представление о сущности педагогической деятельности; овладению внутренним механизмом саморазвития; приводит к формированию готовности жить в современных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что перед профессиональными учебными заведениями системы среднего профессионального педагогического образования стоит задача - готовить студентов к работе в условиях изменяющейся образовательной парадигмы и реализации идеи личностно-ориентированного образования. Поэтому сегодня в педагогическом колледже актуализируются вопросы, связанные с формированием социальной компетентности студента педагогического колледжа, что отражено в новых требованиях, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. Сопоставляя результаты исследования с его задачами, мы можем констатировать следующие положения. Социально – коммуникативная компетентность - это способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия, межличностному общению, стремление к социальному взаимодействию. Структурными компонентами социально-коммуникативной компетентности являются: побудительно-мотивационный, операционально-действенный, рефлексивно-оценочный. Формирование социально – коммуникативной компетентности студентов мы рассматриваем как поэтапный процесс развития познавательной деятельности, результатом которой является саморазвитие, самоконтроль и рефлексия. Были выделены следующие педагогические условия формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: ¾ обогащение содержания профессиональной подготовки знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства учебной и внеучебной деятельности; ¾ включение студентов в социальное проектирование; ¾ актуализация возможностей образовательной среды педагогического колледжа за счет развития студенческого самоуправления. При проведении опытно – экспериментальной работы, были выделены критерии социально – коммуникативной компетентности студентов педколледжа: мотивационно – ценностный, содержательно – результативный, рефлексивно – оценочный.
В соответствии с выделенными критериями определены и охарактеризованы уровни сформированности социально – коммуникативной компетентности студентов: высокий, средний и низкий уровень. На констатирующем этапе эксперимента были подобраны и проведены методики для выявления уровня сформированности социально – коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения. На формирующем этапе мы выделили три этапа организации формирования социально – коммуникативной компетентности: 1. Подготовительный (определение целей, представление об образе педагогического мира в социальном контексте); 2. Теоретико – практический (знания и опыт участия в социальных проектах, самоуправлении); 3. Обобщающий (проявляются и анализируются социальные качества студентов). Результат формирующего этапа опытно – экспериментальной работы выражается в целенаправленном, сознательном изменении личностной сферы студента и продуктивной самореализации в учебно – познавательной деятельности (устойчивый интерес к заданиям, осознанность целей и способов деятельности, самостоятельность при организации деятельности; осознанность и необходимость субъект – субъектных отношений для собственного саморазвития; свобода выбора и ответственность за сделанный выбор; рефлексия; самовоспитание; признание саморазвития как личностной ценности; осмысление ценности педагогического взаимодействия, понимание смысла и значения педагогической коммуникации; овладение социально – коммуникативными навыками и умениями, способностью к коллективным действиям, социальному взаимодействию. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение. В процессе опытно – экспериментальной работы были выявлены препятствия, негативно влияющие на формирование социально – коммуникативной компетентности студентов: неуверенность в своих силах; узкий кругозор; недостаточная мотивация, побуждающая студентов к саморазвитию в ходе коммуникативной деятельности; слабое развитие рефлексии; низкий уровень активности и нерешительность; неадекватная самооценка; неуверенность в ценности и востребованности своей индивидуальности.
Разработанные в диссертационном исследовании теоретические положения и полученные практические результаты могут быть основой для преобразования образовательного процесса в педагогическом колледже.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акбашев, Т. Ф. Методологические проблемы педагогической технологии / Т. Ф. Акбашев // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: сб.науч.тр. Волгоград, 1986.-С. 5. 2. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. – 2002. №2. С. 85-103. 3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1997. 566 с. 4. Антонов, Н. С. Слагаемые знаний: о межпредметных связях в учебном процессе / Н. С. Антонов. Архангельск, 1969. - 120 с. 5. Асмолов, А. Г.Личность как предмет психологического исследования / А.Г.Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 100 - 104. 6. Атутов, П. К. Политехническое образование школьников. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. К. Атутов. — М.: Педагогика, 1986.- 120 с. 7. Афанасьев, В. Г. Функции социальных систем / В. Г. Афанасьев // Социологические исследования. 1980. - № 2. - С.40-44. 8. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. 2004, № 11.-С. 45-56. 9. Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. Кострома: Авантитул, 2004. 188 с. 10. Батурина, Г. И. Цели и критерии эффективности обучения / Г. И. Батурина, У. Байер // Советская педагогика. 1975. - № 1. - С.45-46. 11. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С. Я. Батышев. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высш. шк., 1975. - 448 с. 12. Батышев, С. Я. Профессионально политехническая подготовка учащихся - ключевая проблема педагогической науки / С. Я. Батышев // Советская педагогика. - 1984. - № 4. - С. 11. 13. Беленький, Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г. И. Беленький // Советская педагогика. 1977. -№ 5. - С. 60. 14. Беляева, А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профессионально-технических училищах / А. П. Беляева. М.: Высш. шк., 1974.- 11 с. 15. Беляева, А. П. Проблемы методики профессионального обучения в средних профессионально-технических училищах / А. П. Беляева. М.: Высш. шк., 1985.-С. 128. 16. Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалиста / В. П. Беспалько // Вестник высшей школы. 1988. - № 1. - С.6-14.
17. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192 с. 18. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / 19. B.И.Боголюбов // Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 10 - 14. 20. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А.Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998. - 168 с. 21. Бойко, Е. И. Еще раз об умениях и навыках / Е. И. Бойко // Вопросы психологии. 1957. - № 1. - С. 24-36. 22. Болотов, В.А., Ефремова, Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика, 2003, №1. С. 22-31. 23. Бондарева, Е.В. Формирование профессиональной компетенции в условиях модернизации профессионального образования. Челябинск, 2002.-243с. 24. Борисенко, Н. Ф. Об основах межпредметных связей / Н. Ф. Борисен-ко // Советская педагогика. 1971. - № 1. - С. 24-31. 25. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - Т. 20. - М., 1988. - 680 с. 26. Бубнова, С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств / С. С. Бубнова // Проблемы сис-темогенеза деятельности. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1980.1. C.67-83. 27. Буданов, А. В. К вопросу о развитии межгруппового общения в коллективе в процессе деятельности / А. В. Буданов // Общение как педагогическая проблема: сб.науч.тр. / под ред. А. В. Мудрика. М., 1974. - 95 с.23 28. Гайсина, И.С. О соотношении профессиональной культуры и профессиональной компетентности педагога // http://j oumal.webparta.ru/culture/profcult/. 29. Гранатов, Г.Г. Условия активизации рефлексии в процессе развития студентов научных понятий [Текст] / Г.Г. Гранатов //Образование и наука. 2002. - № 5.-С. 52-66. 30. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с. 31. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005. – 216 с. 32. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5. - С.12-19. 33. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. N 5. 34. Иванова, Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя// Инновации в образовании, 2002, №5. С.26-39. 35. Ивашов, А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1994.№5. С.32-41. 36. Калинин И. В. Осмысленность жизни как результат процесса образования и показатель социальной компетентности // Психология инновационного управления социальным группами и организациями. М., Кострома, 2001. С. 144 - 146. 37. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Пед. словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 38. Косило, Е.Е. Структурный анализ формирования коммуникативной компетентности у студентов у студентов высших учебных заведений // Инновации в образовании, 2003, №3. С. 75-85. 39. Кузнецова, С. В. Модель процесса воспитания исследовательской культуры студентов вуза [Текст] / С.В. Кузнецова// Высшее образование сегодня. – 2010.- №5. – С. 77-80. 40. Куницына, В. Н. Межличностное общение/ В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб., 2002. 544 с. 41. Куницина, В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. докл. научно-практической конференции. СПб., 1995. 42. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пос. М.,2003.-304с. 43. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Л.И. Скворцовой. -24-е изд., испр. – М.:ООО «Издательство Оникс», 2007. – 640 с. 44. Саранцев, Г.И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях // Педагогика, 2006, №7. С.61-67. 45. Современные образовательные технологии [Текст] / (отв. ред. С. А. Вдовина): учебно-методическое пособие. //изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова. – 2009. - С.96. 46. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. N 3. 47. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы// Педагогика, 2003, №1. С. 74-81. 48. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с. 49. Торхова, А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Педагогика, 2003, №6. С. 59-66. 50. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование // URL: http://umd.udsu.ru/FGOS_VPO/050100.htm. 51. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. С. 58-64. 52. Шарикова, Ф.В. Компетентностный подход к образовательному процессу [Текст] / Ф.В. Шарикова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2008. - № 12. – С. 8-16. 53. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|