Организация и проведение мероприятий волонтерами, способствующих формированию установок толерантного сознания у молодежи.
Основной задачей на данном этапе является организация и обучение студентами-добровольцами волонтерских групп из числа учащихся муниципальных образовательных учреждений (школ, училищ, техникумов) с целью формирования межэтнической компетентности, установок толерантного сознания среди молодежи, а также возможного последующего участия учащихся в волонтерской деятельности. Формы работы студентов-волонтеров: 1. Проведение лекций, бесед по проблемам межэтнического взаимодействия для учащихся в образовательных учреждениях города. 2. Проведение профилактической работы в школьных и детских дошкольных учреждениях, в летних профильных лагерях. Данное направление предполагает широкий круг деятельности студентов-волонтеров: организация и проведение антинационалистских акций, конкурсов плакатов и др. Особая роль отводится профилактике интолерантности в молодежной среде в период работы летних оздоровительных и профильных лагерей. Предполагается работа студентов-волонтеров с девиантными детьми, организация и подготовка на базе лагерей тематических полиэтнически ориентированных вечеров, студенческих театров и агитационных бригад. 3. Выявление эффективных направлений в рамках реализации проекта и недостатков и анализ способов их снижения. Методы реализации проекта: поисковый, диагностический, проектный, исследовательский. Результаты реализации социального проекта: проведение Круглого стола «Проблема толерантности в молодежной среде» с привлечением студентов и специалистов, общественных организаций, занимающихся проблемами межэтнического взаимодействия в регионе; публикация статей в газетах и журналах регионального и муниципального уровней.
Третий этап – обобщающий - проявляются и анализируютсясоциальные качества студентов. На этом этапе студенты активно включаются в процесс самоуправления, реализую полученные знания и умения. Это этап является заключительным, поэтому проводится диагностика сформированности СКК.
Анализ результатов эксперимента по формированию социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. Целью данного параграфа является анализ и оценка результатов проведенного формирующего эксперимента, с целью выявления эффективности разработанности педагогических условий, подтверждения или опровержения гипотезы исследования. Основная цель реализации педагогических условий студентов педагогического колледжа - формирования социально – коммуникативной компетентности студентов, качественные изменения личности будущего педагога, способствующие его самосовершенствованию. Формирование у студентов потребности в социально – коммуникативной компетентности, признание саморазвития как личностной ценности рассматривалось нами в течение всей экспериментальной работы. Критериями эффективности проведенного нами исследования выступали, с одной стороны, осмысление ценности педагогического взаимодействия, самоконтроля и саморефлексии студентов, а с другой стороны, становление и развитие социально - коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. Анализ уровней социально – коммуникативной компетентности проводился путем сравнения результатов до и после экспериментальной деятельности. Количество студентов по каждому уровню и позитивные изменения можно увидеть в таблице 3 и диаграмме 5. Таблица 3 Динамика уровней сформированности социально – коммуникативной компетентности
Диаграмма 5
Анализируя данные приведенной выше таблицы, можно сказать, что в результате проведенного экспериментального исследования число студентов экспериментальной группы, находящихся на низком уровне снизилось с 40% до 10%, в то время как в контрольной группе число студентов на этом уровне осталось почти прежним. Это те студенты, у которых отсутствует активность: в процессе обучения, в мотивации к учебно-профессиональной деятельности; к самообразованию, самоанализу и контролю своей деятельности, в разрешении возникающих проблем; способность к коллективным действиям, социальному взаимодействию и отсутствует рефлексия своей деятельности. На среднем уровне сформированности социально – коммуникативной компетентности количество студентов увеличилось с 35% до 50%, а в контрольной группе осталось прежним 40%. Студенты этого уровня характеризуются недостаточной активностью в процессе обучения, в мотивации к учебно-профессиональной деятельности, самоанализу и контролю своей деятельности, в разрешении возникающих проблем, способностью к коллективным действиям, социальному взаимодействию. У студентов недостаточно развита самоорганизация и рефлексия своей деятельности. Высокий уровень сформированности социально – коммуникативной компетентности студентов увеличился с 25% до 40% (в контрольной группе остался почти прежним), то есть у большинства студентов проявляется повышенная активность: в процессе обучения, в мотивации к учебно-профессиональной деятельности; к самоанализу и контролю своей деятельности, к разрешению возникающих проблем; к способности к коллективным действиям, социальному взаимодействию; достаточно высокоразвита самоорганизация и рефлексия своей деятельности. Достоверность результатов исследования подтверждена с помощью критерия x2. Выбор данного критерия объясняется тем, что он позволяет нам не рассматривать анализируемое статистическое распределение как функцию и не предполагает предварительного вычисления параметров распределения, поэтому его применение к выделенным нами порядковым показателям, каковыми являются уровни формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, позволяет с достаточной степенью достоверности судить о результатах экспериментального исследования.
Полученное нами значение X2 = 29.1 соответствует значению m – 2=1 степени свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0, 001. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли у студентов в результате опытно – экспериментальной работы подтвердилась: педагогические условия эффективны в плане формирования социально- коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,001%. Таким образом, эксперимент удался. Таким образом, рабочая гипотеза подтверждена экспериментально и дает положительные результаты. Учебно-познавательная деятельность студентов в процессе формирующего этапа экспериментальной работы носила системно – усложняющий характер и была направлена на формирование социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, а так же способствовала формированию субъектной позиции всех участников педагогического взаимодействия. Результаты самоанализа студентами собственной деятельности и оценка студентов (тестирование, анкетирование) показали явный прогресс, направленный на формирование таких показателей как саморефлексия деятельности и поступков, автономность личности, познавательная активность, понимание смысла и значения педагогической коммуникации, способность к коллективным действиям, социальному взаимодействию. 1. Для выявления способности к коллективным действиям, социальному взаимодействию, мы вновь использовали тест Т. Лири. Динамика развития студентов по уровням способностей к коллективным действиям, социальному взаимодействию в ходе формирующего этапа опытно – экспериментальной работы показала значительный прогресс. Произошло снижение количества студентов экспериментальной группы до 10%, находящейся на низком уровне, а в контрольной группе снижение до 30% (до эксперимента ЭГ – 45%, КГ – 40%). Этот результат достигнут благодаря повышению качества деятельности: формированию уверенности в себе, самопоследовательности в деятельности и поступках, развитию волевых способностей, познавательной активности, навыков самоорганизации и самоуправления, сотрудничеству.
Необходимо отметить количества студентов, находящихся на среднем уровне ЭГ – 50%, КГ – 50% (до эксперимента ЭГ – 40%, КГ – 40%). Студенты стремятся к осознанному выявлению своих способностей к коллективным действиям, социальному взаимодействию. Они пытались выбирать стратегию собственной учебно – познавательной деятельности, изменять ее под влиянием и учитывая при этом свои возможности. Это происходило в процессе наращивания сложности учебно – познавательных творческих задач и развития субъектной позиции участников образовательного процесса. Произошло значительное увеличение количества студентов поднявшихся на высокий уровень способностей к коллективным действиям, социальному взаимодействию ЭГ – 40%, КГ – 20% (до эксперимента ЭГ – 15%, КГ – 20%). Качественные изменения студентов экспериментальной группы выражались в осознании собственных способностей и возможностей, в формировании и умении планировать и проектировать деятельность, высокой познавательной активности, развитии творческих способностей. Степень сформированности межличностных отношений по указанным выше уровням показана в диаграмме 6. Диаграмма 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|