Тема: Термодинамика фазовых равновесий
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Кафедра фармакогнозии и химии Специальность: 5В110300 «Фармация»
Дисциплина: Физическая и коллоидная химия
Курс II
Методические рекомендации Для лабораторно-практических занятий Учебный год Методический комплекс обсужден на заседании кафедры (протокол № от 2016г.)
Зав.кафедрой д.х.н., проф.______________А.К.Патсаев
І кредит Занятие №1 Тема: Правила работы в химической лаборатории. Элементы химической термодинамики. Лабораторная работа «Определение интегральной теплоты растворения соли». 2.Цель: Научить студентов экспериментально определять тепловые эффекты химических реакций. Студент должен знать основные понятия и закономерности химических процессов, правило работы в лаборатории. 3.Задачи обучения: 1. Определение понятии: химическая термодинамика, система, открытые, закрытые, изолированные. 2. Определение понятий: теплота образования, сгорания, нейтрализации, гидратации, растворения. 3. Оценка калорийности пищевых продуктов. 4.Основные вопросы темы: 1. Сформулируйте закон Гесса и следствие из него. 2. Дайте определение понятию тепловой эффект химической реакции. 3. Стандартные теплоты образования и сгорания соединений и их использования для расчетов теплоты химических реакций. 4. Дайте определение интегральной теплоты растворения соли. 5. Уравнение Кирхгоффа, его анализ и применение. 6. Дать характеристику обратимых и необратимых процессов в термодинамике. 5. Методы обучения и преподавания: инструктаж по технике безопасности, тестирование исходного уровня,семинар, лабораторная работа.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Определение интегральной теплоты растворения соли»
Приборы: калориметр, магнитная мешалка, термометр. Тепловой эффект процесса в калориметрическом опыте выражается уравнением: ΔНm = Cк • Δt Cк –теплоемкость калориметрической системы, которая равна сумме теплоемкостей всех ее частей. Cк остается постоянной при опытах в данном калориметре с различными солями. Δt – изменение температуры в процессе растворения, которое определяется графически.
Задание 1. Определение теплоемкости калориметрической системы методом водяного эквивалента – путем проведения реакции с известным тепловым эффектом. Теплота растворения (ΔНm) 10,35г KCl в 0,5л воды составляет 2436,68 Дж. 1. Залить в калориметр 0,5 кг (0,5л) воды комнатной температуры и установить его на магнитную мешалку. 2. Отвесить на весах 10,35г тщательно измельченный (в ступке) KCl и перенести в пробирку, которую укрепить в крышке калориметра. 3. В отверстие крышки установить термометр на такой высоте, чтобы ртутный резервуар был покрыт водой, опустить стержень и включить мешалку. 4. Записать изменение температуры, через каждые 30 сек. (0,5 мин.) 5. После установления равномерного изменения температуры (примерно 10 отсчетов температуры предварительного периода) ввести в калориметр KCl, быстро высыпав его из пробирки в воду и поставив пустую пробирку на прежнее место, продолжая отмечать температуру. В результате растворения соли температура в калориметре резко изменится. Это «главный период». 6. Когда начнется выравнивание температуры воды и окружающей среды, кончается «главный период» и начинается «заключительный период». После 8-10 замеров в этом периоде опыт закончить. Полученные данные занести в таблицу:
На основании экспериментальных данных начертить график изменения температуры от временив ходе калориметрического опыта на миллиметровой бумаге. Из графика найти изменение температуры KCl. Примерный график изображен на рис.1, где АВ – предварительный период; ДЕ – заключительный период, когда система возвращается в первоначальное состояние; ВД – главный период растворения соли.
tоС A B
Δt E
Д
В' Д' τ, мин.
Из точек Д и В опускаются перпендикуляры на ось времени, отрезок ВД делится пополам и из его середины восстанавливается перпендикуляр до пересечения продолжения ДЕ и АВ, что и есть искомая величина.
Теплоемкость калориметрической системы равна: ΔНKCl Дж Cк = ------------; --------- (ΔНKCl = 2436,8 Дж) ΔtKCl град.
Задание 2. Определение интегральной теплоты растворения соли Для определения теплоты растворения соли (ΔНC) провести второй опыт в той же последовательности с заданной преподавателем солью и определить ΔtC. Расчет ΔНC провести одним из указанных способов: А) Если навеска соли и воды во втором опыте взяты равными навеске KCl и воды в первом, то интегральную теплоту растворения соли рассчитать по формуле: ΔНC = Cк • Δtс • Мс/gc Дж/моль
Б) Если они различны, то интегральную теплоту растворения соли определить по формуле: ΔНC = [(G + gc) Cк + K] Δtс • Мс/gc; Где G – навеска воды во втором опыте с заданной солью, вес которой gc
ЛИТЕРАТУРА 1.Евстратова К.И. Физическая и коллоидная химия. М., ВШ. 1990. 2.Киреев В.А. Краткий курс физической химии. М., Химия, 1978. 3.Патсаев А.К., Шитыбаев С.А., Нарманов М.М. Руководство к лабораторно-практическим занятиям по физколлоидной химии 1-часть. Шымкент, 2002г. 4. Тесты по теме занятия. 7. Контроль: 1. Химические реакции, идущие с выделением энергии называются: А) эндотермической; В) экзотермической; С) термической; D) эндоэргонической 2. Стандартная энтальпия образования простых веществ равна: А) ΔН = ΔU; В) ΔН = H2 + H1; С) ΔН = 0; D) ΔН = H + pV 3. Если внутренняя энергия системы уменьшается, то реакция протекает: A) с выделением энергии; B) без изменения энергии; C) с поглощением энергии; D) с поглощение и выделением энергии; 4. По уменьшению энергии Гиббса можно судить: A) о тепловом эффекте реакции;
B) о самопроизвольном протекании реакций; C) о сдвиге химического равновесия; D) о работе, совершаемой системой 5. Процесс находится в состоянии равновесия, если: A) ΔGo<0; B) ΔGo=0; C) ΔGo>0; D) ΔGo = ΔH-TΔS 6. Мерой неупорядоченности системы является: A) энтальпия; B) энтропия; C) энергия Гиббса; 7. Энтальпия реакции можно определить по закону: A) действующих масс; B) Гесса; C) Вант-Гоффа; D) Генри 8. Стандартная энергия Гиббса (ΔGoреакции) для СаО, ZnO, NiO соответственно равны: -635,5; -350,6; -239,7 кДж/моль. Из этих оксидов может быть восстановлен водородом до свободного металла: A) СаО; B) ZnO; C) NiO; D) ни один из них Занятие №2 Тема: Термодинамика фазовых равновесий 2. Цель: Научить студентов экспериментально определять температуру гомогенизации и гетерогенизации смесей различного состава с ограниченной растворимостью. 3. Задачи обучения: Диаграмма взаимной растворимости жидкостей и более сложных смесей лежит в основе теории и практики, разложения смесей жидкостей различными способами, поэтому знание этой темы студентам пригодится при изучении органической химии, технологии лекарств. 4. Основные вопросы темы: 1. Какие случаи взаимной растворимости жидкостей вы знаете? 2. Что называют верхней и нижней критической температурой растворения? 3. Дать формулировку и объяснить правило Алексеева. 4. Какие растворы жидкостей в жидкостях называют идеальными? 5. Сформулировать закон Рауля и объяснить, для каких растворов он применяется. 6. Объяснить причину положительных и отрицательных отклонений от закона Рауля? 7. Сформулировать и объяснить 1 и 2 законы Коновалова. 5. Методы обучения и преподавания: семинар, работа в малых группах, обучающие тесты, тестирование по теме занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|