Евстратова К.И. Физическая и коллоидная химия. М., ВШ. 1990, с.128-131.
2. Киреев В.А. Краткий курс физической химии. М., Химия, 1978, 396-397 3. Патсаев А.К., Шитыбаев С.А., Нарманов М.М. Руководство к лабораторно-практическим занятиям по физколлоидной химии 1-часть. Шымкент, 2002г., с.36-41. 4. Тесты по теме занятия. 7. Контроль: 1. К буферным системам относят: А) H3PO4 + NaH2PO4; В) физ-раствор; С) Na2HPO4 + NaH2PO4; D) HCl + CH3COONa 2. Буферным действием обладают системы, состоящие из: А) слабой кислоты и слабого основания; В) сильной кислоты и сильного основания; С) слабой кислоты и соли этой кислоты и сильного основания 3. Буферное действие - это: A) интервал значении рН, в котором сохраняется буферное действие; B) количество моль-экв. сильной кислоты или сильного основания, при добавлении которых рН изменяется на единицу C) способность сохранять рН при добавлении небольших количеств сильных кислот или основания и при разведении. 4. При разведении буферных систем их рН: А) не изменится, т.к. не изменяется природа компонента; В) не изменится, т.к. не изменяется рН системы; С) не изменится, т.к. не изменяется соотношение концентрации компонентов системы. 5. К буферным системам относятся: А) NH4Cl + NH4Cl; В) кровь; С) NaOH + HCl; D) физ.раствор 6. Установить соответствие для буферов: A) 6мл 0,1н CH3COOH; 1. максимальная В, 2мл 0,1н CH3COONa; 2. максимальный рН B) 5мл 0,1н CH3COOH; 5мл 0,1н CH3COOH; Ответ: 1В, 2С C) 2мл 0,1н CH3COOH; 8мл 0,1н CH3COOH; 7. рН буферного раствора зависит от: A) концентрации компонентов и природных компонентов; B) разведения компонентов; C) соотношения компонентов и их природы; D) от зоны буферного действия 8. Ацетатный буфер приготовлен из 0,1н СН3СООН и 0,1н СН3СООNa. Максимальная буферная емкость будет у буфера при соотношении компонентов: A) 10:1; B) 9:2; C) 5:6; D) 5,5:5,5.
9. Максимальная буферная емкость будет у фосфатной системы, состоящей из: A) 50мл 0,1н NaH2PO4; В) 25мл 0,1н NaH2PO4; 50мл 0,1н Na2HPO4; 25мл 0,1н Na2HPO4; С) 80мл 0,1н NaH2PO4; Д) 90мл 0,1н NaH2PO4; 20мл 0,1н Na2HPO4; 10мл 0,1н Na2HPO4; 10. рН аммиачного буфера (NH4OH = 1,8•10-5), приготовленного из аммиака и хлорида аммония одинаковой молярной концентрации в соотношении 1:9 равен: A) 1,2; B) 5,7; C) 9,4; D) 12,6; Е) 7,1 11. рН фосфатной системы, приготовленной из 50мл 0,2м NaH2PO4 и 20 мл 0,4 м Na2НРO4 (К (H2РО4- = 10-7) равен: A) 4,1; B) 12,4; C) 6,9; D) 3,54; Е) 2,8. 12. Интервал значений рН, в котором сохраняется буферное действие определяется: A) pH = pK ± 1; Д) а B) pH = -lg[H+]; B = -------- ΔpH C) Vк • Cн (к-та) Е) В B = --------------- B = -------- Vб • ΔpH ΔpH Занятие №7 Тема: Электрохимия. Лабораторная работа «Определение рН растворов потенциометрическим методом» 2.Цель: Научиться определять неизвестную концентрацию потенциометрическим методом. 3.Задачи обучения: Потенциометрическое титрование применяют, главным образом, для определения сравнительно больших количеств. Его преимущество по сравнению с обычным титрованием: 1. Можно титровать окрашенные растворы, когда цветные индикаторы неприменимы, можно определить рН раствора. 2. Легко определять, не прибегая к предварительному разделению не скольких веществ в смеси. 3. При помощи потенциометрического метода анализа можно определить рН биологических жидкостей, а в частности рН желудочного сока. 4. Потенциометрические методы анализа применяются при дальнейшем изучении программных дисциплин аналитической химии, фармацевтической химии. 4.Основные вопросы темы: 1. Что такое гальванический элемент? 2. Какие электроды называют электродами первого и второго рода? 3. По какому уравнению можно вычислить потенциал отдельного электрода? 4. Что представляет собой водородный, каломельный, хлорсеребряный и стеклянный электроды? 5. Измерение электродных потенциалов. 6. Какие электроды можно использовать в качестве электродов сравнения?
7. Какие электроды можно использовать в качестве индикаторных электродов при потенциометрическом титровании? 8. Устройство и механизм возникновения потенциала стеклянного, хингидронного, каломельного электродов. 9. В чем сущность потенциометрического титрования, его значение в фармацевтической практике. 5.Методы обучения и преподавания: семинар, лабораторная работа, тестирование по теме занятия. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Задание 1. Потенциометрическое определение концентрации кислоты или щелочи 1. Отобрать в стаканчик 10 мл анализируемого раствора. Опустить в стаканчик электроды. 2. Установить бюретку с титрантом NaOH (0,1н) над стаканчиком с анализируемым раствором. Включить собранный элемент в цепь 3. Из бюретки приливать к анализируемому раствору титрант по 2 мл при постоянном перемешивании. 4. Приливание титранта прекратить после того, как получат мало отличающиеся значения ЭДС (рН) после его резкого скачка. Отчет о работе 1. Записать уравнение протекающей реакции: 2. Заполнить таблицу:
3. По полученным данным построить кривую потенциометрического титрования: pH=f(VNaOH) 4. По кривой определить объем раствора NaOH, пошедший на титрование. 5. Рассчитать концентрацию кислоты по уравнению: NNaOH • VNaOH N к-ты = ---------------------- V к-ты Задание 2. Определение концентрации раствора иодида калия методом потенциометрического титрования, используя в качестве титранта KMnO4 вкислой среде. 1. Отобрать в стаканчик 20 мл анализируемого раствора и добавить цилиндром 10 мл раствора H2SO4 (осторожно), перемешать. 2. Опустить в стаканчик электроды. 3. Установить бюретку с титрантом KMnO4 (0,1н) над стаканчиком с анализируемым раствором. 4. Включить собранный элемент в цепь 5. Приливать к анализируемому раствору титрант при постоянном перемешивании по 1 мл. Приливание титранта прекратить после того, как получат три мало отличающихся значения ЭДС после его резкого скачка. Отчет о работе 1. Записать уравнение реакции: 2. Заполнить таблицу:
3.По полученным данным построить кривую потенциометрического титрования: а) Е=f(V KMnO4); б) ∆Е/∆V= f(V KMnO4);
4.По кривой определяют точку эквивалентности.
Рассчитать концентрацию по уравнению: C KMnO4 • V KMnO4 CKJ = ---------------------- V KJ ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|