Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нестандартность, самобытность, неординарность итогового сочинения на уровне содержания работы в целом и отдельных её тезисов




Нестандартность, самобытность, неординарность итогового сочинения на уровне содержания работы в целом и отдельных её тезисов

Как правило в большинстве сочинений примерно одинаково отвечают на вопрос темы. Например, на вопрос «Можно ли жить без надежды на лучшее? » в большинстве работ дается ответ «нельзя». Вся дальнейшая логика сочинения разворачивается в русле данного ответа. В подборке встретилось лишь одно сочинение с другим подходом к ответу. Интересно, что в этой работе литературный материал был тоже оригинален Дж. Лондон «Любовь к жизни» и М. Горький «Супруги Орловы». Ниже приведен фрагмент из этой работы.

Без надежды на лучшее можно жить, т. к. это не какое-то смертельное заболевание. Даже если вы потеряли все в своей жизни, у вас не осталось ни одной позитивной мысли о счастливом будущем, вы все равно будете жить. Но насчет того, как вы будете жить, конечно, зависит только от вас. Если вы не сдадитесь, не опустите руки, а продолжите стараться выйти из того, что Вам в вашей жизни не нравится, то вам захочется дальше жить и заниматься тем, что Вам нравится и что вас мотивирует к продолжению жизни.

Есть попытки выстроить размышления, задав провокационный вопрос:

Надежда… Каждый человек знает об этом слове уже с ранних лет. Мы также считаем, что вера человека носит только положительный характер. А к всему хорошему надо стремиться. Но когда мы слышим, что кто-то устал надеяться, у нас возникает вопрос: как можно устать от надежды?

Чтобы понять, почему это происходит, следует обратиться к знаменитой пьесе М. Горького «На дне»».

 

Некоторые участники проявляют способность к обобщениям, к созданию классификаций при ответе на вопрос темы.

Без сомнения, каждый из нас является личностью. У нас есть определенные взгляды и принципы. К тому же мы сами выбираем, как нам жить. Нет человека, который бы жил без надежды на лучшее. На подсознательном уровне каждый во что-то верит. Это может быть надежда на самого себя в сложной ситуации. Или надежда матери на своего ребенка. Кто-то надеется на Бога и в этом нет ничего страшного, это совершенно нормально. Главное, чтобы надежды не были пустыми.

Порой нестандартность проявляется в наивных, но ярких трактовках широко известных литературных произведений.

Теперь посмотрим на слово «достоин» с другой стороны. А если это отношение к человеку, например: взаимопонимание, взаимопомощь или внутренняя красота. За помощью обратимся к сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Старик любил её не за положение в социальной лестнице, а за то, какая она есть. Пусть алчная, эгоистичная и самовлюбленная, но его. Это и есть та самая любовь, о которой надо говорить и писать везде и всегда. Если она будет, то все будут достойны всех…

 

В работах встречаются искренние, нешаблонные высказывания, в которых чувствуется живая мысль обучающегося.

- «Каждым поступком, словом, добрым или злым, можно сделать такой удар по сердцу человека, что он запомнит его на всю жизнь»

- Ведь каждый человек имеет этот орган, который пропускает не только кровь, но и все наши чувства, эмоции

- «Ведь добро порождает добро, как считаю я, так и считал в свое время Платонов».

- …щелчка пальцев недостаточно для достижения цели

- Быть добрым намного труднее, чем быть злым, но эта доброта рано или поздно окупится.

- Я надеюсь, что в нашем мире гораздо больше людей с чистым сердцем.

- Ведь даже в самом злом и порочном сердце есть частичка доброты.

- Что же такое благородство? Из морфемного состава слова можно понять, что это рождение блага, добра.

- Теряя надежду, человек теряет себя.

- Люди, охваченные тщеславием и жаждой власти, не замечают красоты мира (показано на примере князя Андрея из романа «Война и мир»). Но человек может изменить себя в лучшую сторону, если будет замечать, как прекрасен мир.

-  С детства мы слышим слова «добро», «честь» и «благородство». Не может быть эгоистичный и жестокий человек добрым. Человек с добрым сердцем запрограммирован на совершение добрых поступков.

Один из участников считает, что помочь в трудной ситуации мужчинам и женщинам могут разные книги, «потому что мы разные». Он с юмором описывает отчаявшихся: «Это люди с опущенным носом, затемненным взглядом…» и завершает свою мысль призывом, к которому хочется присоединиться: «Мужчины, не будьте отчаявшимися, будьте отчаянными»!

 

Отражение в сочинении отношения участника к этико-нравственным, философским, социальным вопросам и общепринятым нормам (представления о себе, семье и социуме, об истинных и ложных ценностях, обозначение целевых установок, оценочных мировоззренческих позиций и др. )

В отобранных для анализа сочинениях проявляется сформированность ценностных установок и нравственно-этических представлений выпускников. Обучающиеся дают правильную с точки зрения принятых норм оценку поступков героев, верно определяют ориентиры в ситуации нравственного выбора, высоко оценивают важность взаимопомощи и поддержки, настоящей любви, дружбы, бескорыстия. В сочинениях неоднократно встречаются высказывания о необходимости иметь настоящую цель в жизни, «держать удар» в сложных жизненных ситуациях, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Особенно репрезентативными были сочинения на тему: «Чем опасно для человека отчаяние? », «Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? », «Кто никогда не отчаивался, тот не знает цену надежды».

- Совесть помогает человеку стать добрее, милосерднее, контролировать свои мысли и поступки, принимать правильное решение. Совесть нужно воспитывать с самого раннего возраста. Каждый человек должен понимать: что такое добро, а что такое зло. И чем больше мы будем уделять внимания этому, тем больше будет в нашей жизни любви.

- Не следует опускать руки и позволять отчаянию поглощать душу. Всегда существует шанс на решение всех проблем. Именно он дает людям надежду на будущее.

- Отчаяние окутывает душу липким мраком и погружает человека в безрассудство. Надежда греет душу и указывает путь в светлое будущее. Пока в душе человека теплится надежда, он может достичь многого.

- Отчаяние может вогнать в депрессию, лишить смысла жизни и самое страшное – довести до смерти. Но так же отчаяние может побудить на смелые решения и поступки. И с помощью этих решений человек спасает жизнь другим, поднимается со временем на ноги и живет дальше счастливо.

- Отчаяться может любой человек и, наверное, каждый из нас отчаивался хотя бы раз в своей жизни. Я думаю, что побороть это состояние может только тот человек, который силен духом и который готов проходить через жизненные преграды и добиваться своих целей. Я считаю, что человек не должен дать такому чувству, как отчаяние овладеть собой, даже если это чувство велико.

- Я думаю, что добро всегда будет побеждать над злом. Даже если человек будет злым. Светлая сторона победит. Если в фильмах, книгах добро всегда побеждает зло.

- Да, черная полоса жизни наступает у всех, но разве это повод смиряться с ней? Нужно верить и пытаться найти выход из своих проблем.

- Я считаю, отсутствие надежды порождает в человеке пустоту, которую можно заполнить только верой в себя и в свои силы.

- Любовь – это огромный труд. И в первую очередь это труд над самим собой. Любовь открывает новые качества в человеке, меняет его образ жизни и мысли.

- Зло всегда вернется обратно. Лучше всегда быть на доброй стороне. Добро спасет наш мир.

- Добро украшает, делает человека счастливее, а зло разрушает. Злой человек порой не осознает, насколько скудной и безрадостной становится жизнь.

- Хочется посоветовать людям быть внимательнее друг к другу, ведь если вовремя не вывести человека из состояния отчаяния, оно может стать опасным и привести к такому печальному последствию, как самоубийство.

 

Безусловный интерес вызывают сочинения, в которых раскрываются мировоззренческие представления участников, присутствуют личностно окрашенное осмысление окружающей действительности, содержатся элементы читательской рефлексии. При этом не следует ожидать, что выпускники в рамках контрольной работы будут стремиться к максимальному личностному самораскрытию (хотя и такие сочинения тоже встречаются). Вместе с тем, в работах нередко можно встретить оригинальные, самобытные суждения, искренние оценки. Даже если сформулированные тезисы вторичны по отношению к известной мудрости, их наличие в собственном тексте является плодом усвоения ими готового знания и свидетельствует о наличии у итогового сочинения развивающей функции. Многие работы содержат интересные подходы к нравственно-этическим, психологическим, мировоззренческим вопросам, заданным темой. В подавляющем большинстве сочинения ориентированы на общепринятые ценностные категории. При этом в работах очень редко уделяется внимание социальным конфликтам и противоречиям (эта проблематика, видимо, далека от современных одиннадцатиклассников). Причину несчастий и бед, с которыми сталкиваются люди, выпускники склонны видеть в самом устройстве жизни, где добра и зла всегда поровну. А надеяться в трудностях они предлагают на самих себя и близких людей. Общий настрой можно назвать оптимистичным. Вера в способность человека преодолеть любые препятствия объединяет практически всех выпускников.

Участники демонстрируют приверженность общепринятым нормам и традиционным ценностям нашего общества, выражают сочувствие положительным героям и осуждают отрицательных, стремятся поддержать несчастных и восхищаются героическими личностями.

Участники не проявляют единомыслия, дают разные ответы на вопрос темы. Например, на вопрос темы «Можно ли жить без надежды на будущее? » чаще отвечают «нет», реже – «да», распространенный вариант ответа: «с одной стороны – да, с другой –нет».

Во многих работах проявляется способность размышлять над важными проблемами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...