Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме»
Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме» Многолетний анализ статистических данных по результатам оценивания сочинения по критерию 1 позволяет сделать вывод: выпускники редко получают незачет по критерию №1 «Соответствие теме» (их число около 1, 5 % участников по Российской Федерации). В 2019/20 учебном году около 1, 8 % выпускников получили незачет по критерию 1. 62 субъекта Российской Федерации показали наиболее характерный для страны процент участников, получивших незачет по Критерию 1: в пределах 0, 3% –3, 5%. В критериях сказано, что «незачет» по К1 «ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания; во всех остальных случаях выставляется «зачет». В перепроверенных сочинениях есть много положительно оцененных работ, в которых ракурс рассуждения не в полной мере соответствует теме и содержит прямого ответа на вопрос темы. Однако общий смысл сочинения, с учетом затекстовой информации, которая угадывается между строк, созвучен теме, что не позволяет экспертам оценить работу отрицательно. Высокие результаты по критерию 1 обусловлены несколькими причинами. Во-первых, участники итогового сочинения, осознавая значимость этого параметра оценивания, концентрируют внимание на выполнении соответствующих требований. Во-вторых, эксперты, также понимая важность оценки по критерию 1 и опираясь на его формулировку, часто трактуют содержательные недостатки сочинений как нарушение логики. За работы, в которых есть грубые отступления от темы, они выставляют «незачет» по критерию 3. Действительно, описание условий выставления «зачета» таково, что сочинения, в которых тема не раскрыта, но хотя бы затронута и в какой-то степени осмыслена, следует оценить по критерию 1 положительно. Эта формулировка критерия имеет важное положительное значение, поскольку обозначает нижний предел содержательных требований к итоговому сочинению и в определенной степени страхует участников с низкой мотивацией от получения общего «незачета» и недопуска к итоговой аттестации. В то же время именно эта охранительная функция критерия создает ситуацию избыточного комфорта для более сильных, но прагматичных выпускников, у которых зачастую не возникает стимула к полноценному раскрытию темы сочинения.
Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 1 Выпускники в большей своей части понимают тему сочинения, умеют логично выстраивать рассуждение. Многие темы, предлагаемые выпускникам, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным является сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращается в той или иной форме к заданному вопросу. Нередко сама формулировка темы упоминается во вступлении и других частях работы. Автор сочинения как бы сверяется с темой по мере развития своих мыслей, подтягивает к теме отдельные части сочинения, отталкивается от нее в итоговом выводе. Для этого могут использоваться специальные фразы: «Задумался над этим вопросом», «Этот вопрос привлек мое внимание», «Нередко люди размышляют над вопросом», «Возвращаясь к заданному мне вопросу, хочу сказать…». Хорошо чувствуя особенности вопросительной формулировки темы, выпускники рассматривают ее как подсказку направления рассуждения. Они предлагают свою точку зрения и одновременно допускают возможность существования иных позиций: Чем опасно для человека отчаяние? Отчаявшись, человек способен совершать самые невероятные поступки. Он может перестать общаться с человеком, которого любит, или больше никогда не будет заниматься любимым делом, или уйдет в глубокую депрессию. Отчаяние может привести к самым неприятным последствиям. Что же такое отчаяние? Отчаяние – это то чувство, при котором человек ощущает себя опустошенным, он не знает, что ему делать дальше, он чувствует себя рассеянным и иногда даже не может совладать с собой. Чем опасно для человека это чувство? Он может всячески стараться и пытаться вывести себя из этого состояния, но если оно слишком сильное, то у него могут просто опуститься руки и тогда это чувство возьмет верх над ним.
Заключение. Отчаяться может любой человек и, наверное, каждый из нас отчаивался хотя бы раз в своей жизни. Я думаю, что перебороть это состояние может только тот человек, который силен духом и который готов проходить через жизненные преграды и добиваться своих целей. Я считаю, что человек не должен дать такому чувству, как отчаяние овладеть собой, даже если это чувство очень велико. Несмотря на некоторую прямолинейность суждений и речевые ошибки, в сочинении есть замысел. Автор дает ответ на поставленный вопрос, уместно раскрывает феномен отчаяния (использует не заготовку из словаря, а приводит стилистически и содержательно адекватное собственное толкование), делает попытку рассуждать. Отметим, что автор не уходит от темы до конца сочинения, дает в заключении совет, как избежать опасности, которую несет человеку отчаяние.
В чем заключается сила доброты? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Мне кажется, что добрый человек ощущает свою правоту и силу, потому что его помыслы направлены на созидательные действия. Отзывчивость к людям, желание сделать для окружающих что-то хорошее помогают ему правильно выбирать свои действия и мысли. Однако можно дать и другое объяснение. Сила доброты заключается в том, что она объединяет людей. Если же человек стремится все делать только для себя, ведет себя эгоистично, он поступает недобро по отношению к другим, и они в конце концов захотят покинуть его. Он останется в одиночестве и станет слабее. Поэтому доброта соединяет и придает сил, а зло и эгоизм ослабляют.
Закономерно, что в заключении к этой работе выпускник не ставит перед собой задачи сформулировать четкий ответ на вопрос темы, а, напротив, расширяет поле своего рассуждения, подчеркивая, что «сила необходима для каждого доброго дела, потому что противостояние любому негативному явлению, любому проявлению зла требует настойчивости, последовательности, душевной энергии». Таким образом, в финальной части сочинения обозначено то, что может объединять разные точки зрения, рассмотренные участником.
Следует отметить усиление при подготовке к сочинению роли словарей и справочников (прежде всего – толковых словарей). Темы сочинения (а в период подготовки – открытые направления тем) нацеливают выпускника на освоение абстрактных отвлеченных понятий – таких, как мечта, великодушие, месть, доброта, жестокость и др. Взятые из справочной литературы определения выпускники охотно включают в сочинения в качестве элемента собственного рассуждения. В результате итоговое сочинение создает необходимую мотивацию для расширения словарного запаса обучающегося, причем за счет освоения такого важного его компонента, как комплекс отвлеченных понятий, формирующих картину бытия. Таким образом, набирает силу тенденция обращения к смыслу ключевых понятий, их этимологии. Участники нередко делают попытки дать свой этимологический анализ опорных слов: - Слово «великодушие» образовалось от слов «великая» «душа». Еще Л. Н. Толстой писал в «Войне и мире», что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Значит, человек, обладающий «великой душой», это тот, кто умеет бескорыстно, запросто творить добро, прощать обиды и следовать законам справедливости, правды. - Какую мечту можно назвать благородной? Конечно, благородная мечта направлена на благо людям, она принадлежит к «благому роду» человеческих стремлений, «рождает благо» в мире, а человек, который мечтает в таком направлении, не просто думающий человек, а великодушный, благородный мечтатель.
Чаще участники ограничиваются разъяснением смысла понятия: - Добро – это то, что люди делают бескорыстно, то есть не требуя ничего взамен. - Доброта – это качество человека, характеризующееся душевным расположением ко всему. - Любовь – это готовность пожертвовать всем ради другого человека, она вдохновляет, окрыляет, дает силы жить дальше и не отчаиваться. - Любовь – это когда ты чувствуешь, что человек тебе нужен и дорог. - Жестокость – это грубость, агрессия, насилие физическое и психологическое. - Жестокость – это желание причинить боль и страдание окружающим. - Жестокость – это качество человека, который со злостью, презрением относится к другим людям, глумится над ними и над их проблемами и бедами. - Суровость – это качество характера человека, заключающееся в серьезном отношении к окружающим его людям, требовательность к себе, строгость к другим. - Суровость – это умение сочетать любовь с необходимостью исполнения долга. - Суровость – это проявление строгости, которая используется во благо, а не с плохой целью. - Надежда – это вера человека в то, что все будет хорошо. Она помогает человеку пережить трудные времен, она способна спасти человека. - Надежда – это ожидание желаемого, положительное состояние человека, которое помогает надеяться на исполнение мечты, - Надежда – чувство, помогающее бороться с отчаянием, это наши желания, мечты и цели. - Надежда – это все, что остаётся у человека в час нужды и горя - Вся наша жизнь есть вечная надежда - Надежда – толчок к поставленной цели - Надежда даёт нам необходимый толчок в жизни - Благородство – это одно из проявлений искренней доброты. - В термин доброта входит понятие благородство, эти два понятия близки по значению друг другу. Совершать добро без благородных побуждений невозможно. Отметим, что большинство участников сочинений старались уйти от словарного представления ключевых понятий темы. Иногда формулировки содержат смысловые и речевые ошибки (Надежда – это чувство на что-то лучшее).
В содержательном отношении работы выпускников с хорошей образовательной подготовкой не сводятся к какому-либо единому шаблону и представляют собой развернутые высказывания-размышления, строящиеся в соответствии с индивидуальным замыслом пишущего. Среди работ выпускников 2019/20 учебного года встретились сочинения, отмеченные самостоятельностью суждений, интересным выбором аргументов, собственным стилем. Автор одного из сочинений, размышляя над вопросом «Может ли книга помочь человеку в минуту отчаяния? », усложняет себе задачу, при этом не отступает от темы. Он находит не просто примеры запомнившихся ему книг об отчаявшихся и обретших надежду людях, но вспоминает произведения, где этот путь героям помогла пройти именно книга. «Соня Мармеладова, обращаясь к Библии не только спасает себе жизнь, но и нравственно взрослеет. Помогая Родиону Раскольникову заставила его не только покаяться в своих грехах, но и встать на праведный путь. Библия сумела изменить жизнь людей, переменились взгляды и дается другая оценка происходящему». Пишущий называет Библию «книгой, которая даёт надежду всем».
Другой выпускник, рассуждая о борьбе добрых и злых начал в человеке, связывает нормы общества с выбором ума, а сердце, по его мнению, – последняя инстанция, определяющая выбор человеком темной или светлой стороны. На примере Гарри Поттера показывает, что зло может завладеть мозгом «при помощи магии», но сердце сильнее. Увлеченность романами Дж. Роулинг не мешает автору сочинения ощутить особую стилистическую окраску выражения «перейти на сторону зла» и взять его в кавычки. Автор другой работы высказывает интересные наблюдения о внутренней борьбе Пилата в романе Булгакова (казнив добро – Иешуа, он винит себя и пытается исправить это, казнив «злого» Иуду, но уравновесить таким образом добро и зло уже не может). Человеческая сущность такова, что чувствует он всегда больше, чем думает – заявляет автор одного из сочинений, единственный, обратившийся к повести Гоголя «Тарас Бульба» и связавший внутреннюю борьбу героя с противостоянием личной страсти и верности долгу, Отечеству. Мысль вполне самостоятельная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|