Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий эксперта. Сочинение 5. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?




Комментарий эксперта

Хотя в сочинении не выполнено требование №1, работа соответствует теме и показывает элементарное умение привлекать литературный материал для аргументации и примеров. Композиция сочинения удовлетворительная, логика рассуждений не нарушена. В работе допущено много речевых, орфографических и пунктуационных ошибок, но смысл высказывания понятен. Если участник преодолел минимальный порог по количеству слов, то по критериям К1, К2 и К3 он мог бы получить «зачет».

Ниже приведен пример работы, не соответствующей требованию 1, при этом все предъявленные требования (кроме объема) выполнены.

Сочинение 5         

Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

Уметь контролировать свои эмоции очень важно для людей. Эмоции – это главные составляющие человека. Иногда они могут привести к правельному решению. Руководствуясь только разумом или чувством, очень часто человек совершает ошибку. Поэтому только сбалансированные эмоции помогут принять правельное решение в любой ситуации.

Так, в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой Онегин разочаровался в любви и искренности после того, как убил в дуэли своего друга Ленского. Ранее Евгению пришло письмо от Татьяны с признанием в любви. Герой не дал ходу чувствам и отказал ей в отношениях, так как скептически к этому относился. Через пару лет Евгению посчастливилось с ней встретиться. Он по-настоящему влюбился в Татьяну, но было уже поздно. Татьяна уже вышла замуж и уважала своего мужа, поэтому они с Онегиным не могли быть вместе. Руководствуясь разумом, Евгений забыл о чувствах, лишив счастья себя и Татьяну.

В другом произведении «Анна Каренина» главный герой Левин был влюблен в Китти и даже сделал ей предложение, на что получил отказ. Китти была влюблена в блестящего офицера Вронского и хотела выйти за него замуж. Левин был добрым человеком и не стал строить козни за их спинами. Он собрался и уехал в свое имение. Спустя некоторое время, Китти влюбляется в Левина, и он берет ее в жены. Герой поступил разумно и не хотел мешать чувствам других, поэтому, не совершив ошибку, он обрел свое счастье.

Нужно уметь контролировать свои эмоции, ведь это очень важно для человека и окружающих. Только баланс чувств и разума не даст совершить ошибку и поможет заполучить свое счастье.

(246 слов)

Комментарий эксперта

Данная работа не соответствует требованию № 1 (содержит 246 слов) и не оценивается по пяти критериям. За сочинение выставляется «незачет», несмотря на то, что сочинение является самостоятельной работой на выбранную тему (из ссылок на текст видно, что обучающиеся в общих чертах ориентируется в содержании произведений, о которых он пишет). Следует отметить наличие орфографических, пунктуационных, речевых и фактических ошибок сочинение, отсутствие глубины рассуждений.

В период подготовки к сочинению следует предостеречь обучающихся от невыполнения требований по объему работы и научить их не стремиться к искусственному расширению текстового объема, используя неоправданные повторы тезисов из формулировки темы, недостаточно обоснованное включение заранее заготовленных объемных цитат и афоризмов, немотивированное обращение к нескольким литературным источникам в ущерб глубине рассуждений. Объем собственного высказывания следует наращивать только за счет более обоснованного размышления по избранной теме и более глубокого рассуждения, включающего комментированный пересказ и аспектный анализ необходимых для раскрытия темы фрагментов литературного произведения, литературных характеров, значимых деталей и т. п.

Выполнение требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др. ). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Анализ статистических данных итогового сочинения 2019/20 года показывает, что большинство сочинений соответствует требованию 2: 55 субъектов Российской Федерации показали наиболее характерный для страны процент участников, получивших незачет по требованию 2: от 0, 2% до 1% участников.

 

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2

Значительная часть работ выпускников была написана самостоятельно. Представленная для анализа выборка работ свидетельствовала о том, что в 2019/20 учебном году существенно уменьшилось количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений. Позитивную роль в этом сыграло привлечение внимания выпускников к проблеме самостоятельности создаваемых ими текстов и повышение ответственности экспертов за адекватность проверки работ в соответствии с требованием № 2.

Немало самостоятельных сочинений, демонстрирующих способность выпускников рассуждать на предложенную тему, формулируя собственное отношение к той или иной проблеме и опираясь на культурный опыт человечества. Нередки примеры, в которых обучающиеся глубоко работают с художественным текстом, с интересом пересказывают и цитируют прочитанные книги. В работах прослеживаются этико-нравственные установки выпускников, в некоторых сочинениях отчетливо звучит голос автора, чувствуется личная заинтересованность в раскрытии темы, присутствует пафос.

Ниже приведены несколько примеров из написанных самостоятельно сочинений на тему «Что мешает взаимопониманию между любящими? »

- Самое главное, что есть у любящего человека – это его вторая половинка и ничего больше. Помня об этом, можно легко и просто совершать ежедневную, ежечасную работу над собой. Ради любимого или любимой можно горы свернуть, не то что подавить в себе эгоизм или самовлюбленность.

- В наше время мы довольно часто слышим огромное количество историй о неудачных любовных отношениях. Между ними есть много общего, их объединяют одни и те же причины, причем они не особо изменились за последние столетия. Но какие это причины? Давайте разберемся.

- Если хотите построить отношения на взаимопонимании, то старайтесь избежать ошибок, которые я описал для вас.

Не менее волнующим вопросом для выпускников стало обсуждение истинности утверждения о борьбе добра и зла в сердце человека, их рассуждения носят ярко выраженный личностный характер.

- Таким образом, добро и зло постоянно существуют внутри нас. Каждый раз, когда мы принимаем какие-либо важные решения, сердце становится полем битвы. Да, этот конфликт невидим, но мы ощущаем его внутри себя и испытываем различные эмоции. Я с уверенностью могу сказать, что это один из самых важных конфликтов в нашей жизни.

- Что побеждает? Это зависит только от самого человека. Сильный человек сможет усмирить зло в своей душе, слабый даст волю ему. Но без этой борьбы наша жизнь неполноценна. Вот и наши знаменитые писатели во все времена через своих героев показывают эту борьбу. А мы, читатели, учимся расставлять приоритеты в своей жизни, опираясь на вечные образы великой русской литературы.

- Люди привыкли делить все в нашей жизни на черное и белое, на добро и зло, но я с ними не согласен. Наша жизнь серого цвета с множеством его оттенков, ведь те же люди не бывают абсолютно злыми или абсолютно добрыми. Их сердце – главное поле битвы добра и зла….

Сочинения на тему «Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться? » показывают, что тема надежды и отчаяния близка выпускникам, задевает их за живое. Сочинения многих участников самостоятельны и искренни.

- Люди, уставшие надеяться, стоят на пороге отчаяния. Конечно, у каждого свои проблемы, свои причины, но все же, чего бы ужасного не происходило в жизни, не стоит опускать руки и переставать надеяться.

- Даже если дела идут совсем плохо, нужно не отчаиваться, а продолжать верить, и эта вера обязательно поможет выбраться из трудной жизненной ситуации.

- Безысходность – тяжелое чувство, однако человек всегда способен изменить свою судьбу. Как бы тяжело не было, найдутся люди, которые смогут вселить веру в ваше сердце, поддержать вас. Хочется верить в то, что вы прочитаете эти замечательные произведения и будете дарить людям свет. Именно тогда вас не поглотит отчаяние.

Выпускники увлекательно рассказывают о книгах, которые советуют прочитать отчаявшемуся человеку, погружают читателя в художественный мир произведения:

- После операции Мересьев замкнулся. Он был в отчаянии. Что делать? Ведь в авиации заключался смысл его жизни.

- Итак, ночлежка… Странное место, сборище уставших от жизни людей.

- Но и здесь судьба распорядилась иначе: во время побега влюбленные попадают под обстрел, и Аксинья, получив ранение, погибает. Что остается после этого у Григория? Столько лет он жил надеждой на счастливую жизнь, столько всего пришлось ему пережить, и неужели все зря?...

О самостоятельности работ свидетельствуют как положительные качества сочинений (оригинальный выбор литературного материала, стремление высказать собственную позицию, проявить свое отношение к проблеме, обратиться к личному жизненному опыту), так и недочеты: неумелое построение работы, слабость доказательной базы, недостатки речевого оформления. Многие работы имеют следы правки, в том числе содержательной, показывающей, как в процессе создания работы автор уточнял и корректировал свою мысль.

Отметим одну нарастающую тенденцию. В представленной выборке сочинений 2019/20 учебного года не было обнаружено списанных сочинений, получивших зачет по требованию 2, что свидетельствует о возросшем умении региональных экспертов более точно определять несамостоятельные работы. Хотя случаи прямого заимствования и редки, но очевидно, что выпускники при подготовке к сочинению используют одни и те же информационные ресурсы (образцы, пособия, комментарии в официальных и неофициальных источниках). Оттуда они заимствуют не столько готовый текст (кроме отдельных «подходящих» цитат или словесных оборотов), сколько общий план рассуждения, смысловые и композиционные клише, отдельные риторические приемы и способы оформления мысли.

Благополучная ситуация сложилась применительно к вопросу о доле цитируемого текста в сочинениях: как и в прошлом учебном году, работ, где бы цитирование превысило объем собственных рассуждений, не было.

Совершенно очевидно, что большинство ребят в процессе работы над сочинением опирались на те или иные учебные заготовки, на свою работу по подготовке к итоговому сочинению. Это ярче всего проявляется в использовании цитат, более или менее подходящих к теме сочинения (как сказал И. Гете: «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться»).

После прочтения ряда сочинений с использованием заготовок нельзя сказать, что наличие заготовленных примеров и приемов полностью лишает работы выпускников самостоятельности и индивидуальности. Об одном и том же выпускники пишут по-разному, в зависимости от глубины понимания привлеченного произведения, от богатства читательского опыта, от собственных предпочтений, взглядов на жизнь:

- В рассказе «Алые паруса» написанными «Грином». Была маленькая девочка она мечтала прокатиться на корабле с алыми парусами, её мечта осуществилась принц Грей проплыл с ней»

- Героиня Ассоль, будучи ребенком, играет игрушечным кораблем пуская по течению ручья.

- Ассоль – мечтательница, живущая в неизведанном мире среди игрушек, которые были созданы её отцом. … Грею …тесно и душно в фамильном замке.

Даже в такой относительно стандартизованной работе, как итоговое сочинение, пишущему не удается спрятать себя, свою личность. В сочинениях проявляется ум, и наивность, начитанность и поверхностность, чувство языка и неграмотность их авторов.

Значительная часть выпускников использует заранее обдуманные определения (не обязательно заученные) для оформления вводной части сочинения. В наиболее удачных вариантах эти определения естественно вписываются в текст сочинения, помогая автору построить высказывание, но нередко заготовки выглядят инородными фрагментами, они неумело и формально привязаны к рассуждениям по конкретной теме.

Готовность выпускников использовать «домашние заготовки», уверенность в том, что они придадут рассуждениям весомость, убедительность, можно считать закономерностью. Возможно, она свидетельствует о недостаточной уверенности выпускников в своей способности построить высказывание по заданной теме экспромтом, о боязни ошибиться и доверии к старшим, ранее одобрившим их пробные работы. Едва ли обучающиеся заслуживают упрека за использование предсказуемых примеров, за сам факт очевидной подготовки к сочинению. Их задача продемонстрировать то, что они умеют и знают, а обращение к наработкам вполне закономерно. Умение качественно использовать эти наработки, демонстрируя свой читательский опыт и речевые навыки, проявляется в сочинениях в разной степени и очень точно характеризует выпускника, позволяя оценить сформированность его метапредметных умений.

Анализ сочинений 2019/20 учебного года позволяет подтвердить вывод прошлых лет: готовясь к сочинению, многие выпускники обращались к различным материалам, размещенным в Интернете, где предлагались многочисленные методические разработки, содержащие инструкции по написанию сочинения, а также подробные пошаговые алгоритмы работы над текстом, например:

- памятка «Как написать итоговое сочинение» (план итогового сочинения) (http: //referatwork. ru/literature/kak_pisat_itogovoe_sochinenie. html),

- авторская разработка учителя, где есть, помимо детального описания последовательности работы над сочинением, комментарии к направлениям, списки подходящих к ним литературных произведений, определения ключевых понятий, выписанные из серьезных словарей, и т. п. (http: //vopvet. ru/Chat/vypusknoe_itogovoe_sochinenie435uk. pdf).

Подобные разработки представляют своего рода самоучитель для обучающихся, готовящихся к итоговому сочинению, и имеют определенную методическую ценность. Освоение профессионально сделанных методических материалов – серьезная учебная работа, в результате которой может быть написано добротное и вполне самостоятельное сочинение-рассуждение.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, с одной стороны, выстраивая определенным образом образовательный процесс, приучая детей соблюдать принцип академической честности. Следует формировать умения составления библиографических ссылок, распространяющихся на оформление цитирования интернет-источников. Проводить аудиторные сочинения без создания условий для списывания. При написании итогового сочинения не требуется соблюдения правил составления библиографических ссылок (как в научных работах). Достаточно брать в кавычки чужой текст или использовать приемы косвенного цитирования. Если в тексте приведена прямая цитата, то необходимо выделить её кавычками и дать ссылку на источник цитаты. Если участник пересказывает чужую мысль своими словами, то выделять кавычками фразу не надо, но необходимо указать автора высказывания, утверждения, тезиса и т. п. (необходимые условия сформулированы в требовании 2).

С другой стороны, уровень самостоятельности сочинений можно повысить, правильно организуя саму процедуру итогового сочинения. В Методических рекомендациях Рособрнадзора по подготовке к итоговому сочинению (для ОИВ, образовательных учреждений, участников) сделаны необходимые акценты. В дополнении к Требованию 2 даны разъяснения по процедуре, связанной с установкой на самостоятельность написания сочинения (списывающих удаляют), и по проверке работы на самостоятельность: «Руководителю образовательной организации рекомендуется возложить на технического специалиста обязанность по осуществлению проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» в соответствии с порядком, определенным ОИВ. В таком случае к экспертам поступают итоговые сочинения (изложения), прошедшие проверку на наличие (отсутствие) заимствований в целях выполнения требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

Несмотря на развитую индустрию разного рода заготовок и полуфабрикатов, лучшим вариантом итогового сочинения, заслуживающим оценки «зачет» по требованию 2, остается свободное самостоятельное рассуждения с опорой на собственный читательский опыт. Такие работы составляют примерно 10%-12% от числа перепроверенных сочинений. При этом важно заметить, что любые пути и средства, способствующие подмене сочинений такого типа клишированными псевдотекстами, противоречат самой идее данной формы контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...