Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий эксперта. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления




Комментарий эксперта

Данное сочинение не лишено недостатков, главным из которых является многословность вступления к работе и его частичная ориентация на тематическое направление, отсутствие указание на принадлежность финальной цитаты Б. Л. Пастернаку, а также отдельные фактические, орфографические и пунктуационные ошибки и речевые недочеты. На первый взгляд кажется спорным и привлечение для аргументации пьесы М. Горького «На дне». Ведь в финале пьесы после ухода Луки жители ночлежки, казалось бы, должны совсем потерять надежду, потому что старик лгал. Однако автор сочинения предлагает удачную трактовку драмы, рассматривая ее как пьесу-предупреждение. По мысли выпускницы, это произведение показывает, что мало вернуть отчаявшемуся человеку надежду. Нужно, чтобы этот мотив сопровождался деятельными усилиями к изменению жизни, причем самым действенным механизмом в этом процессе является труд. Такая нравственная позиция обучающегося показывает зрелость ее рассуждений и ценностных ориентаций.

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления

Многие перепроверенные сочинения не являются по своей сути сочинением-рассуждением, в них отсутствуют тезисы, нуждающиеся в доказательстве. Часто эти сочинения строятся по схеме: вступление, содержащее определение ключевых понятий тематического направления, – краткое суждение, в той или иной мере касающееся темы сочинения, – два примера, соответствующие тематическому направлению, – заключение-призыв, заключение-афоризм и пр. В таких случаях сложно говорить о том, что текстовый материал является компонентом аргументации: иллюстрирует приведенные автором доводы. Неслучайно частотна ошибка обучающихся: «приведу в качестве доказательства примеры». Примеры приводятся в большинстве случаев в форме краткого пересказа произведения или его фрагмента. В отдельных сочинениях встречается формулировка: «Этот пример показывает…», которая представляет собой попытку связать пример с темой сочинения.

Во многих сочинениях с привлечением произведений из школьной программы не проявляется глубина понимания текста, несмотря на то, что привлеченные произведения были проанализированы на уроках. Прокомментируем сочинение на тему «Верно ли утверждение: «надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии»? » Автор этой работы правильно выбрал текстовый материал для иллюстрации своей позиции: на примере Раневской и Гаева он показал негативные последствия беспочвенных иллюзий и бездействия в критической ситуации, на примере Лопахина – необходимость активно добиваться своей цели, чтобы преодолеть трудности. Помимо беглого аспектного пересказа произведения, в этом примере присутствуют и элементы его анализа, хорошо заметные в тексте благодаря эмоционально окрашенным, стилистически сниженным фразам. Однако этот пример содержит определенные недостатки. Во-первых, продажа вишневого сада является трагедией только для Гаева и Раневской, но отнюдь не для Лопахина. Во-вторых, говоря об этом персонаже, обучающиеся не оперирует никакими конкретными фактами, что делает его аргумент легковесным и наводит на мысль о незнании содержания произведения.

Перепроверка сочинений 2019/20 учебного года подтвердила закономерность: во многих сочинениях второй аргумент оказывает менее удачным, чем первый: он слабее связан с конкретной темой и главной мыслью сочинения и свидетельствует о плохом знании обучающимися содержания произведений. Очевидно, что обучающиеся выполняют требование обязательно включать в работу два аргумента, но слабым обучающимся трудно подбирать второй пример, поскольку им не хватает знания литературных источников (даже если это вторичные тексты).

Другая типичная проблема аргументации заключается в том, что обучающиеся «подверстывает» литературный пример не к своей позиции, которую должен доказать и проиллюстрировать примером, а к отдельному понятию, использованному в теме, то есть аргумент перестает быть аргументом.

Приведем еще один пример из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которых в главных ролях присутствуют два противоположных по качеству человека. Самым добрым и хорошим из персонажей этого произведения является парень по имени Иешуа. Несмотря на то, что люди относились к нему плохо, он видел во всех людях только добро. А противоположным Иешуа является Понтий Пилат. Это можно сказать тот человек, из-за которого казнили Иешуа.

Подводя итог, мы можем сказать то, что иногда добро может выглядеть как зло, а зло как доброжелательный поступок. Но знаю одно, что, если сделать добрый поступок, оно возвратиться в многократном режиме.

Обратим внимание еще раз на очень большую долю заимствованных текстов, на добровольный отказ выпускников мыслить и рассуждать самостоятельно. Эксперт всегда видит заимствованный аргумент, что сразу снижает общее впечатление о работе. И если в школе за такие «аргументы» иногда все же можно получить «зачет», то при рассмотрении сочинения в вузе такие работы будут отвергнуты в первую очередь. Между тем самостоятельное изложение участником своего видения произведения может быть простым и безыскусным, оно не требует особых речевых умений. Приведем показательный пример, сопоставив два аргумента из сочинений участников, опирающихся на одно и то же произведение.

Часто люди безразличны к судьбам других, поэтому человеку легко впасть в отчаяние. Люди усердно трудятся, надеятся на лучшее будущее для себя и своих близких. Но в один прекрасный момент все старания могут разрушиться. Так, произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор» до глубины души тронуло меня. В семье Мерцаловых заболевает отец. На его лечение уходят все небольшие сбережения. Никого не интересует, в каком положении оказалась семья. Кормилец теряет прежнее место работы, поэтому ищет другое, но ничего не получается, и он идёт просить милостыню. Мерцаловым приходится бороться с голодом, холодом и отчаянием. Герой устал надеяться, он хочет уснуть на лавочке и забыть, что дома голодные дети и больная дочь. Мерцалов хочет совершить самоубийство. Но «луч света» успевает проникнуть в мир этой семьи. Врач Пирогов выслушивает историю героя, помогает, оставляет денег. Писатель показывает нам, что есть люди, которые могут понять и помочь. Нельзя отчаиваться потому, что из любого положения есть выход. Также, хотела бы посоветовать книгу Александра Куприна «Чудесный доктор», тем кто уже потерян надежду и не видит смысла дальше верить во что-то хорошее. В этом произведении рассказывается о семье Мерцаловых, которая оказалась в очень тяжелом положении. Глава семьи впал в отчаяние из-за того, что не смог их обеспечить. Он хотел покончить жизнь самоубийством, потому что потерял веру в будущее. Но нашёлся такой человек, который смог поднять семью на ноги. Это доктор Пирогов, он оставил деньги на еду и выписал лекарства для больной девочки. В этом произведении нам автор показывает, как отчаяние этой семьи сменяется на надежду, веру в лучшее, и именно в этом им помог неравнодушный человек и прекрасный доктор. (заимствовано из источника https: //www. kritika24. ru/page. php? id=65557)

 

 

Случаи создания сочинения без привлечения литературного материала крайне редки.

Работы, выполненные без привлечения литературного материала, как было сказано выше, достаточно редки, однако в ходе анализа был выявлен ряд работ, в которых не было отсылки к литературным источникам (при этом работы были оценены положительно). Приведем примеры таких сочинений.

Всякая ли мечта достойна человека?

Мечта, что это такое? Рассмотрим поподробнее. Каждый человек в течение своей жизни о чем-нибудь мечтал. Кто-то из известных людей сказал: «Все, что существует в этом мире, когда-то было обычными мечтами». Каждый житель планеты рисует в своем воображении желаемую мечту. Человеческая мечта – это не богатство реальности, а необходимость, что-бы каждый понял свое предназначение в этом мире. Самая большая глупость – это тогда, когда человек отказывается от своей мечты, из-за того, что ему слишком сложно. Мечту нельзя просто так воплотить в реальность, к ней надо стремиться, добиваться того, о чем мечтаешь.

Бывают сложные моменты в жизни, когда не отчаяться поможет твоя мечта, мечта может быть достойной человека, а может и нет, у всех разные взгляды на этот вопрос. Приведу свой жизненный пример. Я активно занимаюсь спортом, выступаю на различных турнирах, у меня не всегда получается побеждать, у меня бывают и взлеты и падения, но каждый раз когда я падал, я мысленно говорил себе, если я сейчас не встану, то чего стоит моя мечта? И я вставал, мне помогала моя мечта стать чемпионом, и я упорно к ней иду. Конечно, у всех не получается все с первого раза, но это не повод останавливаться на достигнутом. Надо достигать своей мечты, с помощью родных и близких, друзей и подруг, поддержки того, о чем мечта.

У меня, как и всех людей, проживающих на нашей планете, есть свое субъективное мнение и об этой теме. Мир не такой уж и приветливый, это жестокое место, которое не терпит слабости, оно опрокинет с такой силой, что больше не встанешь, главное не то, какой у тебя удар, а кокой держишь удар, поставил себе мечту, или к ней! Люди, у которых не получается будут утверждать, что и у тебя не получится, не нужно никого слушать. Мое мнение если у человека была мечта и он сдался опустил руки, это не значит, что он слабый и беспомощный, этому человеку всего лишь надо помочь чтобы он не сдавался и шел к своей мечте. Я очень уважаю тех людей, которые не смеются над слабыми, а наоборот им помогают. Надо всем помогать – делать добро, помогать осуществлять чужие мечты. Быть добру!

По моему мнению человека достойна любая мечта, если она идет в правильном направлении. Я не признаю тех людей, которые разрушают чужие мечты, я могу приводить много таких примеров. Один из них сами экзамены, ведь учителя проводят только свою дисциплину, а учащиеся изучают очень много предметов, но есть люди, которые слабы в области математики, в области истории, но есть мечта, например, стать спасателем, и у них это получается, но на экзамене они провалились, это и есть разрушить чужую мечту, это сугубо мое мнение. Если есть мечта надо к ней идти, у мечты есть такая привычка сбываться, но надо приложить максимум усилий и все, о чем вы мечтали сбудется.

В заключении своего сочинения я бы хотел обратиться к проверяющим, ведь каждый раз, когда вы ставите незачет вы разрушаете чью-то мечту. Я тоже очень сильно переживал, когда сдавал экзамены, но я шел к своей мечте и благодаря упорству и труду сдал все экзамены. Итог: всякая мечта достойна человека, если человек достоин этой мечты. Спасибо, я старался! (506 слов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...