Визиты. Гости на долгий срок
Визиты
Официальных визитов, осуществляемых по всей форме, с визитными карточками, в наши дни уже не встретишь, кроме как в очень узких официальных кругах. Однако все же существуют определенные правила, которым надлежит следовать во время любого визита, даже самого случайного. Приход и уход. Хозяин и хозяйка всегда поднимаются для того, чтобы поприветствовать гостя или же с ним проститься. В обычных обстоятельствах сидящий рядом с хозяином более ранний визитер также поднимается для приветствия. Мужчина встает всегда, однако здравый смысл позволяет женщине не следовать этому правилу. К примеру, если в помещение, в котором хозяйка дома принимает группу гостей, входит ее муж, всем женщинам вовсе не обязательно подниматься, словно они услышали первые аккорды национального гимна. Поскольку именно гость делает первый шаг к завершению визита, хозяин и хозяйка оставляют вопрос о продолжительности посещения на его усмотрение. Однако, если визит явно затянулся, это правило может быть проигнорировано и гостю под удобным предлогом может быть указано на необходимость покинуть дом. Всегда – кроме особых случаев – хозяева провожают посетителя до входной двери, а в многоквартирном доме часто и до лифта. Если хозяин не имеет обязанностей перед другими гостями, он обычно провожает женщину до ее машины и помогает ей сесть в автомобиль. Если во время визита появляется другой гость, то, как правило, первый стремится побыстрее удалиться, если только обстоятельства не требуют, чтобы он остался. Случайные визиты. В городах даже самые близкие друзья обычно не приходят – даже на короткое время – без предварительного звонка, однако во многих сельских районах знакомые весьма часто заходят друг к другу на короткое время. Если неожиданный гость заходит в неурочный час, все, что требуется от хозяйки или хозяина дома, – это искреннее извинение: «Я хотел бы пригласить вас зайти, но мы сейчас садимся ужинать» или что‑ либо в этом роде. Гость, который знает правила хорошего тона, немедленно уходит и определенно не делает предложений типа «Я подожду, пока вы освободитесь».
Официальные визиты. Следующие правила относятся к мало сейчас встречающимся строго официальным визитам, которые имеют место только в весьма узких кругах или же могут быть полезны за границей тем, кто вращается в очень официальных сферах. Строго официальный визит наносится днем после четырех часов и обычно длится около пятнадцати минут. В связи с краткостью визита посетителю, как правило, не предлагается никакого угощения – хотя, конечно, чай или напиток вполне могут быть предложены. Но гость обычно от этого отказывается. Одеваться обычно требуется очень тщательно, даже если визит наносится только для того, чтобы оставить визитную карточку. Женщина надевает шляпу и перчатки, мужчина – дорожный костюм. Свои шляпу, верхнюю одежду и перчатки мужчина оставляет в прихожей, женщина же свою шляпу и перчатки не снимает. Муж и жена иногда наносят официальный визит вместе, но очень часто жена наносит визит хозяйке дома от имени всей семьи (если у нее нет собственных карточек, согласно правилам, она может оставить карточку мужа).
Гости
Ниже приведены общие правила поведения гостей. Гости обязаны: принять или отклонить приглашение, не откладывая; приходить вовремя – или известить по телефону об опоздании, если задержка неизбежна; если на большом приеме нет встречающих, как можно быстрее разыскать хозяйку и немного поговорить с почетным гостем;
сделать свой вклад в то, чтобы вечеринка удалась, но не превращаться в церемониймейстера. Там, где это возможно, помогать хозяйке и хозяину, но не забирать у них их прямые обязанности и не вести себя как работники дома; до ухода оплатить сделанный вами междугородный звонок; возместить произведенный как хозяину, так и гостям ущерб; как‑ либо ответьте на гостеприимство, хотя это не обязательное требование; и во всех случаях следуйте наставлению, которое часто дается перед вечеринкой детям: «Не заставляйте хозяев радоваться дважды – первый раз, когда приходите, а второй – когда ушли». Гостям не следует: не выполнять обещания прийти, кроме случаев крайней необходимости; опаздывать на начало обеда; занимать все внимание почетного гостя или любого другого гостя, а также хозяина и хозяйки; вести себя как хозяин или настойчиво предлагать гостям напитки; переключать телевизор, перестраивать радиоприемник, убавлять или увеличивать огонь, открывать или закрывать окна, если об этом не попросят хозяева дома; отдавать распоряжения или поучать слуг или детей; открывать шкафы, вынимать полки стола, бюро или шкафчика с медицинскими принадлежностями; предлагать хозяйке подавать блюда и менять их, если присутствуют члены ее семьи или близкие друзья; обсуждать болезни или диету за столом; кормить за столом домашних животных; снимать пиджак без приглашения к этому; расхаживать в верхней одежде, прощаясь при раннем уходе, или «привязывать» хозяина или хозяйку к дверям затянувшимся прощанием. Иностранцы. Развлечение иностранного гостя требует больше проницательности и такта, чем при приеме обычного гостя. Как хозяин, так и гость должны играть роль дипломатов – что является непростой задачей даже для тех, кто играет эту роль на официальном уровне. Следующие советы могут облегчить эту задачу. Лучше всего избегать чересчур простой или разукрашенной одежды (что может быть воспринято как проявление дурного вкуса или даже оскорбление), хлопанья по спине и прочих фамильярных прикосновений, вопросов личного характера, использования имен при первой встрече. В разговоре не критикуйте страну вашего гостя. Вопросы о стране гостя и ее обычаях помогают начать здоровый обмен мнениями, но хозяйка должна вести себя осторожно, чтобы не ввязаться в спор, который подразумевает, что страна гостя плохая и отсталая. Помните, не следует чересчур расхваливать технические достижения, а также уровень жизни в стране – это вряд ли звучит приятной музыкой для уха иностранного гостя. Отвечайте на вопросы гостя о своей стране так объективно, как это возможно. О цене товаров не следует говорить, если гость об этом не спрашивает.
Приглашая к себе иностранного гостя, удостоверьтесь, что у него есть ваш телефонный номер, подробное описание дороги до места встречи, а также что он точно понял назначенное время и для чего именно его пригласили; следует подробно описать гостю, какой одежды от него ожидают. Манеры поведения и обычаи в разных странах различны. Считайте, что иностранцы показывают манеры по стандартам своей страны – даже если эти манеры сильно отличаются от ваших. Перед прибытием иностранного гостя детей следует кратко проинструктировать, чтобы они по своей наивности не делали каких‑ либо обескураживающих комментариев. Почетные гости. Почетных гостей обычно извещают об их роли в приглашениях сообщением: «Я хотел бы устроить обед в вашу честь (с чаем или чем‑ либо еще)». Принятие приглашения накладывает определенные обязанности. Почетные гости должны явиться в точно назначенное для них время, чтобы вместе с хозяевами встретить всех прочих гостей. На неофициальном банкете почетный гость имеет привилегию появляться прямо перед началом приема пищи. Почетный гость обычно становится справа от хозяйки в очереди встречающих. Если этой очереди нет, он становится около двери так, чтобы хозяйке было удобно представлять его гостям по их прибытии. За едой почетный гость‑ мужчина сидит с правой стороны от хозяйки, женщина‑ гость – справа от хозяина. Однако в официальных кругах все гости рассаживаются в соответствии с их рангом. Почетный гость не должен присутствовать на обеде долго, поскольку по правилам другие гости не имеют права уходить раньше его. На полуденном чае, вечеринке с коктейлем и официальном приеме все прочие гости, если они желают этого, могут удалиться через полчаса после начала. Однако это правило соблюдается не всегда. Когда почетный гость вечеринки с коктейлем не покидает дом в указанное в приглашении время, это служит прочим гостям указанием на то, что хозяйка запланировала небольшой званый ужин. В этом случае со стороны тех гостей, которых особо не попросили остаться, разумно не задерживаться.
На небольшом собрании гости должны попрощаться не только с хозяином и хозяйкой, но и с почетным гостем. На очень больших вечеринках можно ограничиться прощанием только с хозяином или хозяйкой. Не обязательна, но обычно ожидается посылка цветов от почетного гостя хозяйке либо перед вечеринкой (за время, достаточное, чтобы хозяйка могла использовать эти цветы как часть украшения дома) или же днем позже, с запиской и благодарностями.
Гости на долгий срок
Говоря о правилах поведения хозяина и гостя кратко, можно сказать, что хозяин и хозяйка должны сделать так, чтобы гость чувствовал себя как дома, а гость не должен вести себя так, словно он находится дома. Ниже приводятся основные правила, которые позволяют достичь этих целей. Прибытие. В обычных обстоятельствах ожидается, что хозяйка будет дома, чтобы поприветствовать гостя (если только она не встречает его на станции). Первое, что следует сделать, – это показать гостю комнату и ванную, которыми он будет пользоваться, – и оставить его на несколько минут, чтобы он мог привести себя в порядок после путешествия и распаковать вещи. Гостя, посетившего вас первый раз, следует провести по дому, чтобы он мог освоиться. Без особой задержки следует сообщить о времени обедов, завтраков и ужинов и о планируемых развлечениях во время пребывания гостя, чтобы он знал, что ему следует ожидать и что ожидается от него. Время сна. Правило простое: хозяин, а не гость первым высказывает желание отправиться ко сну. Гость может сделать намек, что он устал и желал бы лечь пораньше, однако обычно он ждет от хозяев предложения завершить день. От гостя ожидается, что он сразу примет предложение хозяев. В отдельных случаях хозяйка может извиниться и оставить мужа и его гостей продолжать игру или развлекаться каким‑ либо другим образом, но женщины не задерживаются после ухода хозяйки, а гости обоих хозяев не остаются, если хозяин и хозяйка отправляются спать. Обычно проблем в этом вопросе не возникает, поскольку в надлежащее время жены начинают прогуливаться взад и вперед, и проницательные хозяева и гости быстро понимают, что наступило время пожелать друг другу «Спокойной ночи».
В первую ночь хозяйка обычно лично провожает гостя, чтобы показать, как следует регулировать воздушный кондиционер и прочее оборудование, показать расположение выключателей света, найти дополнительные простыни и так далее – и удостовериться, что ничего не пропущено. Также она информирует о времени завтрака и обычаях дома, если это уже не было сделано. Дети. Юные гости дома заслуживают такого же к себе отношения, как и их родители, – и если такое внимание оказывается, жизнь становится гораздо легче для всех. Опытная хозяйка совсем не питает иллюзий, что маленький ребенок будет сидеть тихо и внимательно слушать, что говорят старшие, – эту ошибку часто совершают бездетные хозяева, за что им вместе с родителями приходится расплачиваться вконец испорченным настроением. Хозяйка дает какие‑ нибудь игрушки. Это особенно разумно сделать, если ребенок вынужден находиться в маленьком помещении или сидеть дома из‑ за плохой погоды. Хозяйке следует заранее продумать какие‑ либо мероприятия, в которых может участвовать и ребенок. Другие гости должны относиться к гостящему ребенку как к равному, а не как к человеку второго сорта, которого все видят, но никто не слышит. От гостей ожидается, что они проявят какое‑ то внимание к детям хозяев дома. Однако родители должны следить, чтобы дети не переключали все внимание на себя. Если гостящим детям требуется особая пища, их мать берет с собой необходимые продукты и берет на себя ответственность за их приготовление. Многие родители очень волнуются, когда их дети уезжают погостить без их присмотра. Обычно их мрачные предположения не имеют никаких оснований. Перед поездкой будет полезно, если родители: 1. Дадут ребенку понять, что его хозяева на время визита заменяют его родителей, что подразумевает, что их надлежит слушаться. 2. Напоминают ребенку, что, если блюда, время сна и распорядок в доме принимающего иные, не следует указывать на эти различия – и особенно жаловаться на них («Моя мама считает, что восемь часов – это в моем возрасте слишком рано, чтобы идти спать» и так далее). 3. Объясняют, что от ребенка ожидается, что он будет участвовать в каких‑ либо работах по дому и обязан следовать правилам, которым подчиняются дети данного дома. Однако ребенок должен жить и своим умом, поскольку дети хозяев могут выказывать неповиновение, нежелание выполнять какую‑ то работу и даже предпринимать какие‑ либо опасные действия. Однако изобилие наставлений часто хуже, чем их отсутствие, – ребенка может запутать множество указаний, и он не сможет усвоить их все. Постарайтесь, чтобы он хотя бы запомнил, что необходимо слушаться хозяев дома. Если он будет это делать, то ничего особенно страшного не случится. Хозяйке следует помнить, что она несет ответственность за своего юного гостя. Она может быть заслуживающим доверия, справедливым и находчивым человеком в отношении своих собственных детей, может уверенно оставлять их одних (к примеру, когда отправляется за покупками), но она возьмет на себя большой риск, если решит, что гостящие у нее дети ничем не отличаются от ее собственных. Хозяйке дома следует приглашать гостя‑ ребенка только в том случае, если она действительно готова взять на себя эту ответственность или же если в доме есть достаточно компетентный в вопросах воспитания взрослый, который может присмотреть за ребенком в ее отсутствие. Отъезд. В некоторых случаях в доме с большим числом обслуживающего персонала хозяин и хозяйка не встают на рассвете, чтобы попрощаться с рано уезжающим гостем. Вместо этого «До свидания» говорится в предыдущий вечер; в этом случае кто‑ нибудь из домашних работников получает указание приготовить завтрак и оказать необходимую помощь. Однако все же обычно хозяйка провожает гостей. Первой обязанностью гостя является не задерживаться сверх определенного времени – за исключением крайней необходимости. «Я хотел бы, чтобы ты остался! » – не более чем приятный комплимент, настоящее приглашение делают, если предлагают новую дату отъезда. Важнейшая обязанность гостя – собрать и упаковать все свои вещи, чтобы хозяевам не пришлось утруждать себя отправкой забытых предметов по почте. К отъезду весь багаж должен быть собран, чтобы не пришлось тратить на него лишнее время, а затем рисковать жизнью или конечностями в попытке успеть на поезд, автобус или самолет. Развлечения. Хорошие хозяева заранее планируют развлечения для своих гостей – званый вечер, поездка по окрестностям, вечер в театре и так далее, – но оставляют определенное время свободным для тех развлечений, которые могут быть включены в последний момент, – прогулка, теннис, карты. У гостя создается впечатление, что его развлечения не расписаны по графику, – и он получает возможность выбора того, что ему подходит больше. Однако, если гостя не спрашивают о выборе развлечений, сам он инициативу проявлять не должен. К примеру, ему не следует уходить на встречи с друзьями или приглашать друзей на запланированные хозяйкой мероприятия, разве что после деликатного разговора с ней. В этом случае он должен уведомить ее, что поблизости проживают его друзья, но если хозяйка не проявляет желания познакомиться с ними, этот вопрос следует отложить. Вежливые гости благосклонно принимают все предложения, сделанные хозяйкой. Конечно, если гость желает отдохнуть, когда ему предлагают продолжительное путешествие с рюкзаком, он вправе отказаться, предоставив отправиться в путешествие тому из гостей, кто более физически крепок, но он должен участвовать во всех мероприятиях, которые ему по силам, если его отказ создаст трудности хозяевам дома и может испортить удовольствие всей группе. Помощь по дому. Даже самый желанный гость может много потерять в глазах хозяев, если не будет соблюдать два правила: 1. Любой физически здоровый гость должен быть готов выполнить некоторые легкие работы – приготовить пищу, выполнить поручение, вымыть тарелки и сделать что‑ либо еще в этом роде. 2. Если на предложение о помощи хозяйка выдвигает встречное предложение гостю – вздремнуть, почитать, прогуляться или развлечь себя каким‑ либо другим способом, – следует принимать это предложение немедленно. Каждой хозяйке требуется несколько часов в день для того, чтобы справиться с рутинными обязанностями, которые ей гораздо легче осуществить в одиночестве. Гость, который постоянно увязывается следом, постоянно стремясь привлечь внимание, и сам устает, и утомляет хозяйку. Однако перегруженная работой хозяйка часто благожелательно принимает предложение о помощи от своих гостей, особенно если она хочет, чтобы они почувствовали себя друзьями дома, а не посетителями небольшой гостиницы. Подарки. Обычно – хотя это и не обязательно – гость приезжает с каким‑ нибудь небольшим подарком. Если гость приезжает без подарка, он после отъезда присылает какой‑ то ощутимый знак благодарности за гостеприимство. Ценность подарка зависит от состоятельности гостя и продолжительности визита, но ни при каких обстоятельствах подарок не должен быть столь дорогим, чтобы возникло впечатление, что подарок – плата за гостеприимство по расценкам гостиницы. Обычно подарками являются обычные предметы потребления – бутылка вина или другого спиртного напитка, сладости, консервированные деликатесы или продукты домашнего изготовления, цветы, игра, книги, ароматное мыло и так далее. Хозяйке можно дарить что‑ либо вроде одеколона или духов. Если в доме есть дети, то гость не поступит неправильно, привезя с собой несколько небольших безделушек. Если точный возраст детей неизвестен, печенье и сладости всегда являются надежным выбором. Приглашения и согласие. Сделано ли приглашение по телефону или в письменном виде, надолго или же на одну ночь, оно всегда должно содержать точное время прибытия и отъезда, а также указывать гостю, какую приблизительно одежду от него ожидают. К примеру:
«Дорогая Бетти! Мы скучаем без тебя! Ты можешь провести с нами уик‑ энд 5 июня? Я вкладываю расписание поездов; 4. 10 в пятницу – самое удобное время для отъезда, оно позволит тебе успеть сюда, чтобы поплавать перед обедом. Я встречу тебя на станции. В субботу вечером в клубе прекрасные танцы (ничего замысловатого – короткие юбки), а для разнообразия мы планируем пикник на берегу в воскресенье вечером. Джо уезжает в 8: 15 в понедельник утром, он был бы рад подвезти тебя, так что он может помочь тебе с сумками. Привет, Джейн».
Это письмо говорит Бетти, что ей понадобится купальный костюм, платье для обеда и пляжные сандалии для песка, – и дает возможность предположить, что требуется некоторая смена одежды на прибытие и отъезд. В согласии требуется – так же ясно – указать час прибытия и, если гость того хочет, отъезда. Если предложенное хозяйкой время не подходит для гостя, можно предложить более поздний час прибытия и ранний отъезд, а не наоборот, если только к этому нет серьезных причин. Гость, который может приехать лишь позднее предложенного часа, должен добавить в своем согласии: «Но не затрудняйте себя встречей на вокзале – я просто возьму такси», если только хозяйка не даст достаточно ясно понять, что она может изменить свои планы, если гостю удобнее другое время приезда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|