Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.И. Ведута 5 страница




 

 

Трудовая квитанция

 

Заработная плата — основной канал, по которому денежные знаки поступают к населению. Поэтому денежные знаки констатируют не только меру затрат труда каждым, но и право каждого на потребление общественного продукта.

Ф. Энгельс писал, что если обмен между коммуной и ее членами осуществляется посредством даже металлических денег, то «эти деньги отнюдь не являются деньгами, они отнюдь не функционируют в качестве денег. Они служат всего лишь рабочими квитанциями, или, говоря словами Маркса, они лишь констатируют индивидуальную долю участия производителя в общем труде и долю его индивидуальных притязаний на предназначенную для потребления часть общего продукта и в этой своей функции «имеют с деньгами так же мало общего, как, скажем, театральный билет». Они могут поэтому быть заменены каким угодно знаком... ». [32]

«Весь продукт труда союза свободных людей, — писал К. Маркс, представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними... Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством мы предположим, что доля каждого производителя в жизненных средствах определяется его рабочим временем. При этом условии рабочее время играло бы двоякую роль. Его общественно-планомерное распределение устанавливает надлежащее отношение между различными трудовыми функциями и различными потребностями. С другой стороны, рабочее время служит вместе с тем мерой индивидуального участия производителей в совокупном труде, а следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего продукта. Общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда остаются здесь прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении». [33]

Из приведенных прозрачно ясных разъяснений Маркса и Энгельса вытекает сущность бумажных денежных знаков типа советских, не существовавших при них и в помине. Они констатируют в рублях индивидуальное участие каждого рабочего и служащего государственного предприятия или учреждения в общем труде и долю его индивидуальных притязаний на предназначенную для личного потребления часть общественного продукта; т. е. советские денежные знаки — трудовые квитанции, выполняющие функции денег там, где сохранился товарообмен, т. е. на свободном рынке.

Советские ведущие экономисты так до конца существования социалистического государства и не поняли этой очевидной истины. В трехтомнике «Экономический строй социализма» Института экономики АН СССР, написанном авторским коллективом под руководством Е. И. Капустина и др., сказано: «... Было бы недооценкой реального значения денег считать, что при социализме остались лишь вечная внешняя их форма, за которой скрывается трудовая квитанция. Во-первых, потому что они не выражены и не могут быть выражены непосредственно в часах труда, а представляют собой денежный товар. Во-вторых, потому что они обращаются, при их движении происходит смена форм стоимости. В-третьих, деньги социалистического общества могут и накопляться, что противоречит природе трудовых талонов. В-четвертых, опыт свидетельствует о том, что в социалистическом обществе существует реальное различие между стоимостью товаров и их ценой, что также не соответствует природе трудовых квитанций». [34]

Во-первых, не только советские денежные знаки, но и бумажные деньги в рыночных условиях представляют собой не денежный товар, а являются лишь его представителем. Даже апологеты капиталистического способа производства пишут: «... в целом западная экономическая теория практически едина в отрицании товарной природы современных денег». [35]

Для выражения трудовой квитанции в часах достаточно знать общую сумму денежных знаков, выплаченных работникам, например, за год (в рублях) и отработанное в том же году ими время в часах. Разделив первое на второе и умножив результат на номинальную стоимость денежного знака, получим количество часов рабочего времени, выраженного им. Но какой-либо целесообразности и тем более необходимости заниматься этим нет.

Во-вторых, действительно в «Капитале» К. Маркса написано: «При общественном производстве денежный капитал отпадает. Общество распределяет рабочую силу и средства производства между различными отраслями производства. Производители могут, пожалуй, получать бумажные удостоверения, по которым они извлекают из общественных потребительных запасов то количество продуктов, которое соответствует их рабочему времени. Эти удостоверения не деньги. Они не обращаются». [36]

Денежные знаки при социализме производители получают от государства, возвращают их, получая продукты, тому же государству. В этом все их «обращение». Многократное использование одних и тех же бумажек для констатации затраченного труда и права на продукт порождается чисто техническими причинами, простой технико-экономической целесообразностью. Если все, что обращается в таком смысле — деньги, то к ним нужно отнести напильники, сверла, бутылки, номерки в прачечных и т. д.

В-третьих, накопление трудовых талонов для приобретения дорогостоящих предметов вовсе не противоречит их природе.

В-четвертых, цена при определенных правилах ее построения, о чем будет речь в разделе 2. 4, выражает овеществленный труд и ее отклонение от «стоимости» товара вполне естественно.

Трудовая квитанция, имея форму денег, в сфере государственного производства не обладает функцией меры стоимости и функцией средства обращения, то есть лишена всех, кроме внешних, признаков денег и не является деньгами. Здесь, с одной стороны, заработная плата не является денежным выражением цены рабочей силы, а лишь констатирует долю индивидуального участия рабочего или служащего в общем труде; с другой стороны, цена каждого отдельного потребительского продукта представляет собой не денежное выражение его стоимости, а долю этого продукта в совокупном продукте, подлежащем распределению среди рабочих и служащих. Поэтому здесь деньги не являются деньгами и могут быть заменены любыми бумажными знаками.

 

 

Превращение трудовой квитанции в деньги

 

На социалистических предприятиях рабочим и служащим выплачиваются не деньги, а выдаются трудовые квитанции, имеющие форму денег. Эти трудовые квитанции не имеют никакой связи с золотом, кроме той, что производство золота требует затрат труда, а за затраченный на производство золота труд государство выдает трудовые квитанции. В каких единицах выражена трудовая квитанция, в таких же единицах выражается и цена продукции, в том числе и продукции, предназначенной для личного потребления, поскольку трудовая квитанция одновременно констатирует долю производителя и в общем труде и в потреблении.

Поскольку трудовая квитанция носит денежную форму, постольку в денежной форме осуществляется учет, планирование и контроль производства и распределения продукции в сфере государственного производства. Процесс производства и распределения имеет дело с самой разнообразной номенклатурой средств производства и продуктов; в нем участвует самый разнообразный по сложности и тяжести труд, он охватывает целый ряд участков производства: отраслей, предприятий, цехов и т. д. Единым охватывающим производство во всем его разнообразии показателем является количественная сторона труда. Поэтому общей единицей учета, планирования и контроля производства и распределения материалов и труда между участками производства в таких условиях может быть только единица труда. Такой единицей в СССР был рубль — единица, в которой и представлена трудовая квитанция. Поскольку трудовая квитанция носила денежную форму, постольку учет, планирование и контроль производства и распределение материальных благ во всем народном хозяйстве производились в денежной форме.

Достаточно было придать трудовой квитанции форму, констатирующую в часах, а не в рублях участие каждого в общем труде, как от денежной формы «товарно-денежных отношений при социализме» не осталось бы и следа.

В сфере государственной формы социалистического производства деньги не существуют, поскольку в ней нет товаров, нет стоимости, а, следовательно, и никакой товар не может быть мерой стоимости и средством обращения.

В результате определенных затрат труда рабочий или служащий получает в свое распоряжение определенный продукт, что опосредствуется трудовой квитанцией. Но это не продукт его труда ни по натуральной форме, ни по количеству овеществленного в нем труда. Если рабочий приобретал продукт колхозного производства на колхозном рынке для удовлетворения своих личных потребностей, передавая при этом колхознику в виде денежных знаков свое право на получение продукта государственной промышленности, то в этом случае трудовая квитанция выполняла все функции денег, но обеспеченных не золотом и не всем достоянием государства, а продуктами государственного производства, становящихся товаром без всяких оговорок.

Исторически не деньги возникли из трудовой квитанции, а трудовая квитанция возникла внутри денежного обращения. Поэтому она носит денежную форму. Маркс, изучая законы товарного производства, писал: «Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще не преодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т. д. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого класса у низших видов животных могут быть понятны только в том случае, если это высшее уже известно». [37]

При изучении сущности советских денежных знаков, для ее понимания нужно исходить не из форм отживших товарных отношений, а из развитых форм новых общественных отношений. Новыми общественными отношениями в СССР были не товарные отношения, а социалистические отношения, и не между обособленными частными производителями, а между объединенными производителями. Основными формами были государственная форма и групповая (колхозная). Высшей формой из них — государственная. Поэтому и советские денежные знаки, функционировавшие как внутри каждой формы производства, так и между ними, могли быть поняты лишь на основе определения сущности их внутри государственной формы производства. А внутри государственной формы социалистического производства совершенно ясно, что товарного обращения нет, нет товаров, нет стоимости, а стало быть нет и денег, но были советские денежные знаки, являвшиеся не деньгами, а трудовыми квитанциями. Что же касается денежной формы планирования, учета и контроля производства и распределения в денежной форме, то она вытекала не из функций денег, а из денежной формы трудовой квитанции.

Понимание сущности трудовой квитанции — ключ к пониманию ее функций как денег при социализме.

Итак:

1. Советские денежные знаки представляли собой не деньги, а исторически сложившуюся форму трудовой квитанции, констатирующей долю индивидуального производителя в общем труде и долю индивидуальных притязаний на потребление общего продукта.

2. Товарное обращение в СССР имело место лишь на внутреннем и внешнем рынках, где товары, произведенные в коллективных и подсобных хозяйствах, оценивались относительно товаров государственного производства. В этих оценках выражались отношения независимых друг от друга покупателей и продавцов. В государственной сфере производства продавцы и покупатели, вместе образуя общество и находясь в одинаковых отношениях с ним, получали квитанции, удостоверяющие их трудовой вклад в выполнение разнообразных функций в обществе, определяющих их долю в потреблении материальных и духовных благ, созданных обществом.

3. В сфере товарного обращения на внутренних и внешних рынках трудовая квитанция приобретает функции кредитных денег, представляя собой товары, являющиеся мерой стоимости товаров коллективного и подсобного хозяйства в государстве.

4. Трудовая квитанция носит денежную форму постольку, поскольку она возникла в условиях развитого товарного обращения, опосредованного денежным обращением, и поскольку в сфере товарного обращения она выполняет все функции денег.

5. Учет, планирование и контроль производства и распределения материальных благ осуществляется в денежной форме лишь постольку, поскольку трудовая квитанция носит денежную форму.

6. Непонимание сущности советских денежных знаков как трудовой квитанции и объяснение категорий социализма на основе сохранившегося товарообращения в СССР в корне ошибочно и нанесло огромный вред развитию теории и практике социалистического строительства.

 

 

2. 3. Налоги

 

Высшая цель общественного производства — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей общества и его членов. Движение к ней связано с развитием социальной сферы и ростом непроизводственного потребления, ускорением производственного потребления ресурсов, а значит и форсированием воспроизводства последних. Многое из того, что люди отнимают у природы, само не восстанавливается, и они вынуждены оказывать природе все большую помощь, затрачивая свой труд на воспроизводство природных ресурсов либо в той же натуральной форме, либо в виде различных заменителей. «Бесплатный дар» природы все в большей мере превращается в продукт труда. Окружающий атмосферный воздух, вода, лес, солнечное тепло и т. д. не идут в счет затрат на производство продуктов лишь до тех пор, пока в общественном производстве не появятся затраты труда на их воспроизводство.

Наряду со сферой материального производства в обществе функционируют школы, больницы, научные учреждения, театры, милиция и т. д. В них также трудятся люди и потребляется продукт, произведенный в сфере материального производства. Независимо от того, имеются здесь излишества или нет, это совершенно необходимо для нормального функционирования и развития общества. Этим обеспечивается должная стабильность организации и функционирования общества, расширенное воспроизводство на новой научно-технической базе средств производства и развитие человека.

По грубой прикидке человек в среднем работает половину своей жизни, а потребляет всю жизнь. Да и работая, он производит в огромной мере не то, что потребляет. Это значит, что независимо от формы собственности большая часть населения потребляет то, что производит меньшая. Но эта большая часть тоже трудится: одни учатся или учат, другие лечатся или лечат, третьи охраняют мирный труд и жизнь членов общества и т. д. Значительную часть населения составляют пенсионеры. Примерно одна пятая часть трудовых ресурсов общества расходуется на простое и расширенное воспроизводство элементов основных и оборотных производственных и непроизводственных фондов, оказывающих влияние на производство материальных и духовных благ иногда в довольно далеком будущем. В этих сферах, как и во всем обществе, вполне уместен тот же принцип оплаты по труду.

Однако в процессе производства жизненных благ непосредственно фиксируются затраты труда только сферы материального производства. Отражение всех остальных затрат опосредствуется налогами.

Таким образом, налог — это денежное измерение общественных потребностей в продуктах и услугах производственного (накопление, техническое развитие, экология и т. д. ) и непроизводственного (просвещение, культура, охрана и т. д. ) назначения, оплачиваемых государством. Это по производственной терминологии — общественные накладные расходы.

 

 

Развитие производства

 

Развитие производства осуществляется главным образом за счет капитальных (единовременных) затрат. Продукт этих затрат нужен обычно не тем объектам, где он создается, эффект от его реализации не является сиюминутным, мероприятия по созданию новых объектов бывают настолько грандиозны, что их реализация посильна только обществу в целом в лице его государства, общегосударственное значение имеет защита окружающей среды. Поэтому независимо от форм собственности государству принадлежит огромная роль в распределении общественных ресурсов единовременных затрат. Та часть ресурсов, которой распоряжается государство, образуется за счет налогов. Остальная часть в условиях частной собственности распределяется в обществе через кредитно-финансовую банковскую систему с ориентацией на «стоимость» капитала (проценты на кредит), отражающей эффективность его затрат. В условиях централизованного управления экономикой всем ресурсом единовременных затрат должно распоряжаться государство, распределяя его по критерию максимума эффективности использования (об этом в разделе 4. 2).

Базой для налогообложения может быть стоимость действующих производственных фондов (плата за фонды). Однако учитывая, что стоимость основных фондов за период их жизни существенно изменяется, в связи с чем теряется ее определенность, а конечный результат всех единовременных затрат — рост уровня благосостояния всех, базой налогообложения может быть живой труд, т. е. заработная плата всех членов общества. В этом случае налог представляет собой денежное выражение меры простого и расширенного воспроизводства производственных фондов, а продукт единовременных затрат передается по назначению безвозмездно (за счет государственного бюджета).

 

 

Социальные нужды

 

В социальной сфере общественной деятельности предметом труда занятых в ней лиц является сам человек. Его здесь учат, лечат, развлекают, охраняют. Поэтому, естественно, что использование человека в сфере производства стоит обществу не только получаемой им заработной платы, а всех приходящихся на его долю затрат непроизводственной сферы. Этим определяется сущность и количественная мера налога на заработную плату, изымаемого государством у предприятий для удовлетворения указанных выше общественных нужд большого социального значения.

Таким образом, здесь налог на заработную плату представляет собой по существу денежное выражение меры общественных затрат живого и прошлого труда вне производственной сферы на обеспечение устойчивого функционирования общества, расширенное воспроизводство рабочей силы.

2. 4. Цена производства

 

Место в системе управления

 

До последних дней существования СССР советские экономисты утверждали, что и при социализме «В основе цен лежит стоимость товара, величина которой, как известно, определяется общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ). Последние отличаются от индивидуальных затрат на отдельном предприятии тем, что индивидуальные затраты в том или ином звене могут быть просто нерациональными, расточительными. В этом случае общество не признает их и не принимает во внимание. Главное же отличие общественно-необходимых затрат от индивидуальных связано с различиями в производительности труда, которые обусловлены качеством материально-вещественных и личных факторов производства». [38]

Здесь упущен такой признак общественно-необходи-мых затрат, пожалуй самый весомый независимо от формы общественного производства, как оптимальное распределение общественных ресурсов рабочего времени между всеми производителями продуктов и услуг, т. е. такое распределение, при котором оценка потребителями каждого рубля, затраченного на производство продуктов или услуг, одинакова. Именно в этом смысле общество частично или полностью не признает и не принимает во внимание затраты ресурсов на избыточно предложенные продукты или услуги. Но это безразличие относится лишь к потребителям, а не к обществу. Общество — это и производители, которые по существу только и руководствуются в своей деятельности оценками ее результатов потребителями. Тем более при общественной собственности на средства производства, когда потребитель затрачивает собственные ресурсы на производство продуктов и услуг, нерациональные затраты не могут не приниматься обществом во внимание и не устраняться целенаправленным перераспределением ресурсов.

В том же учебнике цене приписаны такие функции: учет и измерение затрат общественного труда, поддержание пропорциональности и равновесия в хозяйстве, стимулирование роста экономической эффективности общественного производства, перераспределение денежных доходов и накоплений. Отвергая однозначность критерия качества цен (а значит, и одно из фундаментальных положений теории оптимального управления), наука оставляет как практику ценообразования, так и политику цен по существу без критерия.

Теория не должна вводить в ранг законов неразбериху, наблюдаемую на практике, а находить в этой неразберихе закономерные явления, чтобы путем обобщения с необходимой и достаточной степенью абстракции от реальной действительности ставить перед практическими работниками четкую цель, однозначно определяющую качество принимаемых решений. Без этого практика блуждает в потемках и лишена перспектив когда-нибудь выбраться из них.

При централизованно управляемой экономике от цен можно требовать выполнения трех функций: информация о затратах общественного труда на производство продуктов, оценка потребительной стоимости продуктов, оплачиваемых населением; информация об отклонении структуры продуктов, оплачиваемых населением, от оптимальной. Эти функции выполняются двумя независимыми одна от другой ценами одного и того же продукта с двумя совершенно различными критериями качества. Первая именуется далее ценой производства, вторая — розничной ценой. Исходным пунктом выполнения третьей функции является соотношение между ценами производства и розничными ценами.

Цены производства действуют внутри системы общественного производства на стыках (отраслевых) промышленных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, совместно производящих в растущем объеме продукт производственного и непроизводственного назначения. По мере движения продукта из исходного состояния вещества природы в конечное — орудие труда или предмет непроизводственного потребления, цена производства возрастает и получает окончательное значение при завершении процесса производства. Цена производства на каждой технологической операции получила название «себестои-мость», в составе которой некоторые затраты, которые рациональнее учитывать на уровне объектов в целом, могут отсутствовать.

Розничные цены действуют на стыке систем общественного производства и непроизводственного потребления. На этом уровне при достаточно точном соблюдении правил построения цен производства и розничных цен, выраженные в тех и других ценах объемы производства и потребления продуктов и услуг, оплачиваемых населением, между собой равны, а при оптимальном распределении ресурсов между собой равны и сами цены по всей номенклатуре продуктов и услуг.

Цены в системе централизованного управления, как и весь хозяйственный механизм, являются результатом сознательной, целенаправленной деятельности людей. В связи с подчиненностью цен задачам управления проблема ценообразования переходит из области политической экономии в область науки об управлении. Это обязывает сосредоточить усилия людей на разработке средств и методов формирования показателей затрат труда на производство продуктов, сопоставления друг с другом полезных действий различных предметов потребления и построения оптимальных балансов производства и потребления. При этом нужно помнить, что закон стоимости, как закон цен, противостоит планомерности в качестве стихийного начала. Он немедленно порождает отрицательные явления при наличии промахов в целеустремленной созидательной деятельности людей, объединенных системой централизованного управления экономикой.

Сущность и критерий эффективности

 

Эффективность производства тем выше, чем больше производится нужных обществу продуктов при потреблении одних и тех же ресурсов. Тезис «Достижение наивысших результатов при наименьших затратах» является весьма простым и доходчивым выражением критерия эффективности общественного производства и, в общем, правильно нацеливает деятельность каждого трудящегося. Машиностроитель, например, великолепно понимает, что от него требуется больше машин при сокращении затрат металла на каждую из них. Но как только сокращение расхода металла становится возможным за счет роста потребления синтетических материалов, так сразу же вся ясность теряется, если неизвестно, сколько на каждый из сравниваемых продуктов затрачивается ресурса, ограничивающего общий объем производства.

Из всего разнообразия натуральных форм различных ресурсов, используемых во всей системе общественного производства, общественное рабочее время является в конечном счете единственным ресурсом, ограничивающим объем производства материальных благ. Его планомерное распределение в системе позволяет преодолеть ограничения по всем прочим ресурсам, а также предупреждать их возникновение. Поэтому трудовая основа цены является единственной, позволяющей оптимизировать использование и всех прочих ресурсов, а управление производством, прежде всего и в решающей мере, представляет собой распределение в пространстве и времени общественных ресурсов живого труда.

Это распределение опосредствуется распределением продуктов труда, в связи с чем совершенно необходима информация о затратах общественного труда на производство каждого продукта. Единственным источником такой информации является цена. Поэтому оптимизация управления возможна только в меру достоверности этой информации. Подчеркнем, что речь идет не об общественно необходимых затратах, под которыми следует понимать затраты ограниченных ресурсов общественного рабочего времени, приходящиеся на долю каждого продукта при структуре всей совокупности продуктов, наилучшим образом удовлетворяющей растущие потребности общества, а об общественных затратах на производство продуктов, которые совпадают с общественно необходимыми лишь при оптимальном распределении в обществе общих ресурсов затрат.

Затраты труда, вещественных элементов и различных видов энергии, выраженные как в натуральных единицах измерения, так и в рублях, известны на всех производственных участках и предприятиях за любые отрезки времени. Известны и налоги на затраты живого труда, выражающие затраты общественного труда вне сферы материального производства.

Но как только живой труд угасает в продукте, так его следы в продукте не могут быть обнаружены ни под каким микроскопом. Только учет, учет и учет затрат труда живого и прошлого на каждом рабочем месте, на каждой технологической операции и фиксация информации о затратах на продукте труда или на носителях, отличных от него, позволяют иметь данные о затратах труда, овеществленного в продукте.

Очевидно, если движению продуктов в производстве будет сопутствовать движение информации о затратах в виде «клейма» или «ярлыка», подобного цене, каждый потребитель вместе с продуктом получит точную информацию о всех предшествующих затратах. Прибавляя к ним данные учета собственных затрат, потребитель будет иметь представление о затратах общественного труда (рабочего времени, выраженного в заработной плате) на продукт своего производства. Снабдив этот продукт соответствующей информацией, потребитель, теперь уже — поставщик, передает его следующему потребителю. Если же какой-либо из потребителей получит продукт без «ярлыка» или с «ярлыком», не отражающим предшествовавшие затраты труда на производство продукта, то цепь неизбежно оборвется и уже не сможет быть восстановлена никогда.

Следовательно, поскольку экономия рабочего времени и планомерное его распределение по различным отраслям производства остается первым экономическим законом на основе коллективного производства, как считал Маркс, постольку в цене производства должна быть зафиксирована в денежной форме мера затрат общественного труда на производство продукта. Тогда цена производства продукта представляет собой фиксированную в денежной форме информацию о количестве труда, овеществленного в продукте, а критерием ее качества является максимум достоверности информации.

Без цены, как выражения затрат и результатов производственной деятельности в управлении производством, не обойтись. Цена производства, как видим, объективно является мерой затрат и результатов. Но назначается она людьми. Следовательно управление общественным производством начинается не с распределения ресурсов общественного рабочего времени по отраслям и видам продукции, а с установления цен, без чего ни о каком распределении ресурсов не может быть речи. Этим определяется огромная роль ценообразующих органов в системе управления.

Общественное производство представляет собой огромную систему, экзогенными параметрами которой является вещество природы и энергия, преобразуемые трудом из исходного состояния в требуемое. Только солнечная энергия да атмосферный воздух достаются человеку без труда и расход их нигде в расчет не принимается до тех пор, пока не появятся затраты по их воспроизводству. Даже грибы и ягоды в лесу становятся пригодными к употреблению только после приложения человеком определенных усилий. Как масса присуща любой вещи, так овеществленный труд любому продукту. Как грамм служит физической единицей измерения массы — общего свойства каждой вещи и любой их совокупности, так и рубль служит денежной единицей оценки количества живого труда, овеществленного в каждом отдельном продукте и любом их множестве.

Целеустремленное распределение ресурсов по отраслям общественного производства определяет объем и структуру продукта в последующем за распределением отрезке времени, а не в предшествовавшем ему. Поэтому цены, используемые для распределения ресурсов как исходные данные, должны нести информацию не о прошлых затратах на единицу продукта, а о тех затратах, которые будут иметь место в предстоящем процессе простого и расширенного воспроизводства общественного продукта. Для прогнозирования таких цен также нужна точная информация о фактических затратах и их динамике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...