I.2.3. Выделяем и формулируем результаты обучения
I. 2. 3. Выделяем и формулируем результаты обучения в рамках освоения конкретной компетенции
С определением результатов обучения в рамках формирования конкретной компетенции сложнее. Их устанавливает преподаватель, оценивая как возможности дисциплины, так и этапы формирования этой компетенции, заданные основной образовательной программой, прежде всего, такими ее компонентами, как учебный план и матрица компетенций. Осевидны два варианта проектирования результатов обучения. Первый вариант: максимально согласованный с исходной характеристикой компетенции. Подспорьем для преподавателя могут стать разработки ученых, позволяющие дифференцировать отдельные составляющие результатов. Приведем пример. Например, в курсе «Введение в педагогику» акцент сделан на формирование компетенции ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры. Детализация данной компетенции выглядит следующим образом (таблица 4). Таблица 4 ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры
В качестве результатов обучения в рамках формирования этой компетенции средствами учебной дисциплины «Введение в педагогику» определим следующие:
1. Знает различные средства коммуникации в профессиональной речевой культуре; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. 2. Умеет применять на практике знания о профессиональной речевой культуре; о средствах коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. 3. Владеет способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; навыками речевой коммуникации в профессиональной сфере с учетом требований культуры русской речи. Сохранив общие контекст, мы оставили лишь те ориентиры, которые реально могут быть обеспечены как содержанием курса, так и методикой ее преподавания, организацией коммуникации в ходе изучения дисциплины, использованием возможностей среды педагогического вуза. Второй вариант: максимально учитывающий особенности предмета, ориентированный на компетенции. В данном случае преподаватель «идет» от содержания учебной дисциплины, избранной методики преподавания и, согласуясь с описанием компетенции, достаточно вольно определяет результаты обучения: 1. Знает о различных стилях общения в рамках педагогического взаимодействия, требованиях к позиции педагога в педагогическом взаимодействии, его языковой культуре. 2. Умеет анализировать собственную речь с позиций соответствия требованиям к языковой культуре педагога, исправлять ошибки. 3. Владеет опытом обогащения профессионального словаря, реализации в учебных условиях требований к позиции субъекта педагогического общения. Этот подход, будучи более привычным и простым для преподавателя, значительно осложняет логистическое сопровождение формирования компетенций в рамках конкретной ООП. Велика вероятность, что механистическое суммирование результатов обучения по дисциплинам, обеспечивающим конкретную компетенцию, в итоге не обеспечит полного раскрытия содержания компетенции. Учитывая укорененность в современной образовательной практике высшего профессионального образования когнитивной модели обучения, можно предположить, что под угрозой несформированности окажутся критерии «умеет…» и «владеет…». Для формулировки результатов обучения преподаватель может использовать рекомендации, разработанные как отечественными, так и зарубежными специалистами. Так, в учебно-методическом пособии ученых Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики приводится тарификация результатов обучения по критериям «знание», «умение», «личностные качества» (таблицы, , ) [53, с. 17-18].
Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|