Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

30. Обнаруживается ли половой хроматин в ядрах клеток мальчиков с синдромом Дауна?




30. Обнаруживается ли половой хроматин в ядрах клеток мальчиков с синдромом Дауна?

- Да                                           + Нет

31. Обнаруживается ли половой хроматин в ядрах клеток девочек с синдромом Дауна?

+ Да                                           - Нет

32. Наследственные заболевания при которых проявляется феномен генопий:

-фенилкетонурия                                      -альбинизм                            

+гемофилия                                              -галактоземия

-дальтонизм                                              синдром Морфана

+ гликогенозы

33. С аномалией каких генов в 21 паре хромосом связывают развитие снижения иммунитета у больных синдромом Дауна:

+Ген Gart                                                  -Ген –cts2

-Ген СОД                                                  -Ген, кодир. синтез b-амилода

34. Обнаруживается ли половой хроматин в ядрах клеток мужчин с синдромом Клайнфельтера?

+ да                                                           -нет

35. При дефиците каких ферментов может развиться врожденный иммунодефицит

+аденозиндезаминаза                                            -альфа-1-антитрипсин

+пуриннуклеозидфосфорилаза                                -глюкозо-6-фосфотаза

36. Обнаруживается ли половой хроматин у больных с синдромом Шершевского-Тернера?

- Да                                                           + нет

37. Какие из перечисленных заболеваний относятся к врожденным

+сифилис новорожденных                       -гемофилия

-фенилкенурия                                                         +СПИД у новорожденных

-Ахондроплазия                                       -Полидактилия

38. Какие заболевания являются хромосомными?

-гемофилия                                               +синдром Клейнфелтера

+болезнь Дауна                                        -галактоземия

-алкаптонурия                                                          -дальтонизм

+синдром Шеревского-Тернера

39. Выберите из перечисленных ниже хромосомные наследственных заболеваний

-гемофилия                                               -алкаптонурия

+синдром Дауна                                       +синдром Паттау

-хорея Гантингтона                                  +синдром Клайнфельтера

-серповидноклеточная анемия                 -болезнь Альцгеймера

40. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для болезни Альцгеймера?

+ аномалия генов в 21 паре хромосом

+ наличие сенильных бляшек и нейрофибриллярных клубков в структурах головного мозга

+ прогрессирующая дегенерация коры, гиппокампа и ствола мозга

+ прогрессирующее слабоумие

- повышанная продукция в нервных окончаниях ацетилхолина

Рекомендуемая литература

П. Ф. Литвицкий Патологическая физиология. Учебник. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – С. 51-88.

Лекции «Введение в общую патофизиологию» / Под ред. В. И. Николаева. – СПб: СПбГМА 2004. – С. 45-52.

Патологическая физиология / Под ред. А. Д. Адо, – М.: Триада-Х, 2000. – С. 1-15.

Патологическая физиология / Под ред. Н. Н. Зайко. – Киев: Логос, 1996. – С. 61–83.

Бочков Н. П., Захаров А. Р., Иванов В. И. Медицинская генетика. – М., Медицина, 1984. – 287 с.

 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. СТРЕСС и ПАТОФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ

Теоретическая справка. Адаптация - приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования, выработанное в процессе эволюции, и направлена на поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаз). Регуляция гомеостаза находится под контролем нейро-эндокринной системы. Во многих случаях приспособительный эффект характеризуется изменениями не зависящими от природы действующего агента. Общие неспецифические реакции организма необходимы для эффективного осуществления конкретных гомеостатических реакций. Понятие о взаимодействии специфических и неспецифических компонентов приспособления в ответ на любое неблагоприятное воздействие (физическое, химическое, биологическое или психическое) основывается на работах Г. Селье (1936), создавшего учение о общем адаптационном синдроме (ОАС). Понятие " стресс", предложенное Г. Селье, включает основной компонент срочной неспецифической адаптивной реакции, составляющее суть ОАС и характеризуется активацией симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем. При этом наблюдается триада проявлений: гипертрофия коры надпочечников, инволюция тимико-лимфатической системы и временное появление язв желудка и двенадцатиперстной кишки. В развитии ОАС отмечается последовательное развитие стадий - тревоги, резистентности и истощения. Каждая стадия отражает соотношение между действием стресс-фактора и эффективностью приспособительных реакций организма.

Управление адаптивными процессами осуществляется ЦНС, прежде всего, за счет развития отрицательных эмоций, которые первично определяют степень неблагоприятного воздействия на организм и возможность достижения полезного приспособительного результата. Основную роль в этом играют структуры лимбической системы мозга - гипоталамус, ретикулярная формация, гиппокамп, миндалевидный комплекс.

Главными компонентами общей срочной адаптации являются:

1. Мобилизация энергетических ресурсов организма (с помощью адаптивных гормонов) для энергообеспечения функций.

2. Активация необходимых функциональных систем, прежде всего, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.

3. Мобилизация пластического резерва организма - перераспределение энергетических и пластических ресурсов в активно работающие структуры.

4. Обеспечение возможности синтеза энзимных и структурных белков на основе индукции генома клеток для создания " плацдарма" для долговременной адаптации и повышения функциональных возможностей организма.

Если стрессовое воздействие было чрезвычайно интенсивным или длительным, или повторяется через короткие промежутки времени, недостаточные для нормализации функций и метаболизма, то возникают нарушения, связанные с избытком адаптивных гормонов (АКТГ, глюкокортикоидов, катехоламинов и др. ). В этом случае гормоны оказывают " токсическое" действие и создают основу для функционально- биохимических нарушений в различных органах. Это может привести к развитию целого ряда соматических заболеваний (как правило, при соответствующей генетической предрасположенности) - гипертонической болезни, сахарному диабету, ишемической болезни сердца, язвенной болезни, неврозам и др., которые получали название " болезни дизадаптации".

Другой вариант патологии адаптации может быть связан с невозможностью формирования адаптивного поведения и стресс-реакции или развития истощения адаптивных механизмов, что вызывает прямое повреждающее действие стресс-факторов.

Но в организме высших животных существуют стресс-лимитирующие системы, которые могут ограничивать повреждающие эффекты длительного стресса и тормозить чрезмерный эффект адаптивных гормонов. На уровне головного мозга нейромедиаторы - ГАМК, дофамин, серотонин, энкефалины и эндорфины обладают способностью предупреждать выделение гормонов стресса. Аналогично на периферии действуют простагландины, антиоксиданты, продукты распада АТФ, системы, блокирующие транспорт ионов кальция. Они выступают в роли модуляторов и ограничивают эффекторные повреждающие механизмы гормонов на клеточно-молекулярном уровне.

Таким образом, неспецифическая резистентность организма и её нарушения связаны с функционированием эндокринной системы, прежде всего - гипофиза и надпочечников.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Роль коры головного мозга, аппарата эмоций, симпато-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем в адаптации.

2. Общий адаптационный синдром по Г. Селье. Стресс-реакция, как основная форма срочной неспецифической адаптации.

3. Механизмы развития срочной и долговременной адаптации.

4. Понятие о стресс-реализующих и стресс-лимитирующих системах.

 5. Болезни дизадаптации. Роль стресса в патогенезе некоторых соматических заболеваний.

6. Характеристика понятий коллапс, шок и кома. Виды, причины и механизмы их развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...