Глава 2. Рынки земли и сельскохозяйственной продукции
Материал 1. WANTED 40 000 000 000 000 РУБЛЕЙ Первый плод с бюджетного дерева собрание руководства 18 областей центральной России в Орле уже стряхнуло: премьер Виктор Черномырдин пообещал, что из общей суммы погашения правительственных долгов в 4 трлн рублей агропромышленному комплексу достанется больше половины - 2,3 триллиона. Однако очень похоже, что этим дело не ограничится. Орловское совещание одобрило разработанную в регионе “концепцию возрождения Центральной России”. По словам г-на Черномырдина, на ее основе будет создана и утверждена президентским указом соответствующая программа. По нынешнему проекту, в 1994-1995 годах для ее реализации потребуется 30-32 млрд рублей в ценах 1991года, а на период до 2000 года – еще 73 млрд в тех же ценах. Если не обмануться арифметическим финтом с рублями разного веса, а оценить эти затраты в нынешних деньгах, то требуемые бюджетные инвестиции в регион за ближайшие два года составят около 25 триллионов. Центральная Россия – это около четверти сельхозугодий страны и несколько меньше трети ее аграрной продукции. В конце прошлой недели вице-премьер Александр Заверюха публично обещал, что бюджетные инъекции 1994 года в весь аграрный сектор страны не превысят 12-14 трлн рублей. Но вчера в Орле он гарантировал начальникам регионов поддержку их программы, признавшись, что до 2000 года на нее придется затратить не менее 40 трлн рублей. Премьеру Черномырдину после совещания пришлось даже сделать г-ну Заверюхе выговор за чрезмерную откровенность. Речь на самом деле идет о том, станет ли государство по-прежнему вливать пустые инфляционные деньги в колхозно-совхозную прорву или же признает ее банкротство. Председатель Центробанка Виктор Геращенко перед лицом собравшихся “крепких сельскохозяйственников” заявил, что категорически не согласен с оценкой Борисом Федоровым аграрного сектора как “черной дыры”.
По его мнению, “в ряде случаев можно субсидировать процентную ставку кредита для сельского хозяйства – снизить ее, скажем, процентов на десять”. После недовольного шума в собрании г-ну Геращенко пришлось продолжить: “Пока на десять, а там посмотрим”. Сами совхозные боссы требовали прекратить акционирование государственных сельхозпредприятий и выдавать им кредиты под 50% годовых. Все это с очевидностью приведет к тому, что себестоимость сельхозпродукции в этом году опять окажется выше ее свободно складывающейся рыночной цены. Тем не менее, как заявил г-н Геращенко, любая страна поддерживает свое сельское хозяйство, хотя “в ряде случаев и дешевле покупать продовольствие за рубежом”. Глава Центробанка призвал правительство найти “золотую середину” между выгодным импортом и поддержкой убыточного, но отечественного товаропроизводителя. Уже сейчас несложно предположить, у какого конца заданного отрезка эта середина будет найдена. “Обновленное правительство”, похоже, склонно отложить реформу в сельском хозяйстве на неопределенное потом – ради того, чтобы попытаться в очередной раз испытанными в восьмидесятые годы средствами “поднять Нечерноземье”. ВЛАДИМИР ТОДРЕС “Сегодня” 26.01.94 Материал 2. ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕНЫ НА ХЛЕБ Правительству России удалось выдержать ожесточенное давление представителей агропромышленного комплекса в вопросе о ценах на зерно нового урожая – в соответствии с решением прошедшего вчера президиума Совета Министров, в июле одна тонна пшеницы будет стоить 60 тыс. рублей, а затем ее цена будет увеличиваться в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка. В ходе беспрецедентно длительного заседания (оно началось, как обычно, в 10 часов утра, а завершилось только после шести часов вечера) были, кроме того, обсуждены проект закона “О прожиточном минимуме в России” и проблемы снабжения продовольствием Москвы.
Членам президиума российского правительства за девять часов (с небольшим перерывом) удалось согласовать цены на зерно и обсудить ситуацию в снабжении Москвы продовольствием. Кроме того, был рассмотрен проект закона “О прожиточном минимуме”, устанавливающего порядок определения минимального прожиточного уровня. В целом законопроект был одобрен, однако было отмечено, что напряженное состояние государственных финансов не позволит ввести в действие этот закон немедленно (его реализация потребует 550 млрд руб.). По этой причине, а также из-за недостаточной урегулированности в этом вопросе взаимотношений между центром и регионами проект решено доработать в течение месяца. Очевидно, что наибольший интерес представляет обсуждение новых закупочных цен на зерно – в южных районах страны уже начался сбор нового урожая. При рассмотрении этого вопроса линия раздела мнений обозначилась уже после самых первых выступлений. Предложенный Российским комитетом по политике цен вариант ценообразования – установления закупочной цены на уровне 50 тыс. рублей за тонну – совершенно не устроил представителей аграриев. Они настаивали на том, чтобы для закупок в федеральный фонд цена на мягкую пшеницу была не менее 80 тыс. рублей. Министром сельского хозяйства Виктором Хлыстуном был предложен компромиссный вариант – 60 тыс. рублей за тонну с последующей индексацией ее размера в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка (то есть ежемесячное увеличение цены примерно на 15%). Однако и этот вариант не устроил представителей Аграрного союза, и прения продолжались еще в течении трех часов. Делегаты от зернопроизводителей аргументировали свою позицию тем, что, по их мнению, только такой уровень цен позволит крестьянам собрать этот урожай и провести хотя бы минимальную подготовку к следующему сельскохозяйственному сезону. Правительство же ссылалось на бюджетный кризис, не позволяющий установить такие расценки. Кроме того, представители правительства вполне резонно отмечали, что вслед за столь значительным повышением цен на зерно придется выделять еще более значительные дотации животноводческому комплексу России, поскольку его эффективность напрямую зависит от стоимости кормов. Итог ожесточенной дискуссии подвел премьер-министр Виктор Черномырдин, заявивший, что “мы сейчас можем установить хоть 100 тысяч за тонну, но мы не сможем этого выполнить”.
Таким образом, несмотря на то, что формально цены вроде бы согласованы, совершенно неизбежно повторение ситуации прошлого года, когда крестьяне в ожидании повышения цен на зерно не торопились продавать его в “закрома родины”. В этом году усугубит ситуацию взятое на себя правительством обязательство индексировать расценки в соответствии с темпами инфляции. Кроме того, по мнению наблюдателей, окончание спора на заседании президиума Совмина совсем не означает, что он завершился раз и навсегда. Несомненно, что влиятельное сельскохозяйственное лобби не оставит попыток давления на правительство как относительно легальными способами – например, через парламент или общественные объединения аграриев, - так и угрозой забастовок и всякого рода “маршей протеста”, характерных для Западной Европы. НИКОЛАЙ ПОДЛИПСКИЙ “Коммерсантъ-DAILY” 23.07.93 Прогноз Министерства сельского хозяйства по урожаю этого года: · прогнозируемый сбор зерновых культур в России в 1993 году – 120-125 млн тонн · из них 12 млн тонн (что составляет 11% от общего урожая) должны быть закуплены в Федеральный продовольственный фонд, 23 млн тонн – в региональные продовольственные фонды Последствия повышения закупочных цен на зерно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|