Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал 4. По законам Остапа бендера




Как сохранить доверие к российскому рынку ценных бумаг

Финансовые потрясения на Уолл-стрите 80-х годов, когда многие брокеры наживались за счет полулегальных транзакций (можно вспомнить, к примеру, Ивана Боески и Майкла Милкена – двух миллиардеров, отправившихся в тюрьму за незаконные операции с ценными бумагами), заставили американцев задуматься об этической стороне торговли акциями, заговорить о том, что изначально перемещение ценных бумаг должно защищать интересы инвесторов, а не посредников, ими торгующих.

“Однако даже по либеральным американским меркам тех времен то, что сейчас творится на рынке ценных бумаг в России, – одно сплошное нарушение”, – говорит российский экономист Ян Мелкумов, один из ведущих специалистов в этой сфере, консультирующий российское правительство.

Видавшие виды американские эксперты и их российские коллеги, с которыми беседовал корреспондеит “We/Мы”, предупреждают, что если правительство России не найдет пути для укрепления доверия у населения к своей программе приватизации, то она просто может провалиться.

“Приватизация через акционирование – последний шанс для нашей страны выйти из экономического хаоса, – считает Алексей Бинецкий, партнер в московской юридической фирме “Хейфец, Бинецкий и Хейфец”, участвовавший в разработке российского законодательства по ценным бумагам. – Однако власти пока не уделяют должного внимания созданию рынка ценных бумаг”.

В стране все еще действует постановление правительства РСФСР №78 от 28 декабря 1991 года “Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР”, а также правила выпуска и регистрации ценных бумаг, разработанные Минфином, от 3 марта 1992 года. Парламент, занятый политическими баталиями, все никак не доберется до одного из основополагающих законодательных актов рыночной экономики. Не облегчает ситуацию и наличие нескольких проектов закона о ценных бумагах. По данным американских экспертов, в российском парламенте циркулируют пять таких проектов.

“Должна наконец-то быть создана единая группа, которая предложит к рассмотрению один законопроект, но ведь каждый хочет стать “отцом” данного законодательства”, – говорит Ричард Беркард, партнер ведущей адвокатской конторы “Милбанк, Твид, Хадли энд МакКлой”, консультант Нью-Йоркской фондовой биржи, ныне возглавляющий представительство “Милбанк” в Москве.

Даже действующие положения, и те не соблюдаются, так как уголовное, административное и гражданское законодательство не приведено в соответствие с постановлением правительства о ценных бумагах. Занятый всем и вся Минфин (в его рамках один сравнительно небольшой отдел ведает и контролем за операциями с ценными бумагами, и финансированием государственного долга) просто физически не способен по каждому нарушению бежать в суд. Но если он и решит довести какое-нибудь дело до суда, то и это ровным счетом ничего не значит.

“Пока суд будет разбираться в крайне незнакомой для него материи, злоумышленники спокойно скроются”, – объясняет Я. Мелкумов. А. Бенецкий ратует за применение против нарушителей статей о “мошенничестве” или превышении власти или служебных полномочий”, но и такая практика пока не утвердилась.

Осчастливленный ваучером российский гражданин может очень быстро лишиться его, даже не продавая, а просто пытаясь вложить в ценные бумаги какого-нибудь предприятия, для чего вроде бы ваучер и предназначен. События в Санкт-Петербурге, где некие инвестиционные фонды собирали у населения ваучеры и деньги под высокие проценты (якобы для выгодного инвестирования в акции), а затем просто испарились, лишний раз подтверждают опасения экспертов.

Один крупный американский брокер, который следит за рынком ценных бумаг в России, считает, что скандал в Санкт-Петербурге “лишь цветочки”. “Подобные вещи будут повторяться, что еще больше подорвет доверие россиян к ваучерам и приватизации”.

По его словам, выход лежит в использовании в первую очередь европейского опыта, а не американского. Правительство России, считает этот брокер, должно активнее вмешиваться в деятельность рынка ценных бумаг и, может быть, на начальном этапе даже манипулировать им.

Ряд финансовых экспертов склоняется к тому, что торговля ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации (в России такие операции, по некоторым оценкам, составляют 50 процентов от их общего числа), хоть и зло (в США подобные транзакции караются достаточно длительным сроком за решеткой), запрещенное постановлением №78 правительства РСФСР (пункт 52), но на сегодняшний день – зло терпимое. Гораздо опаснее ничем материально не подкрепленный выпуск ценных бумаг. Никому не известная фирма вдруг громко начинает рекламировать продажу акций, собрав же деньги, пропадает. И таких примеров – хоть отбавляй.

Постановление правительства требует: прежде чем какая-либо компания начнет акционирование, она должна выпустить проспект эмиссии – достаточно подробный документ о ее материальном и финансовом положении. В США такие проспекты занимают страниц 70 и содержат все данные, которые могут потребоваться будущему инвестору. В России же далеко не каждая компания берет за правило выпускать проспект и регистрировать его в Минфине, хотя этого и требует закон.

“Пока на рынке ценных бумаг доходы получает только небольшая группа людей, остальные просто теряют к нему доверие”, – отмечает А. Бинецкий.

Есть ли выход из этой ситуации или лучше пустить дело на самотек и надеяться на лучшее?

“Наверное, для начала надо централизовать фондовые биржи до предела, может быть, сведя их число к одной-двум для того, чтобы одновременно свести к минимуму возможности для мошенничества. Стоило бы принять также одну из признанных в мире систем бухучета. Правительство должно активно регулировать развитие рынка ценных бумаг”, – считает американский брокер.

С централизацией бирж не согласен Р. Бернард. По его мнению, со временем этот вопрос решит конкуренция, и надо дать возможность рынку определить, сколько фондовых бирж необходимо России – две или два десятка.

Вопрос о регулировании тоже неоднозначен, особенно если его решать в американской плоскости, где наряду с государством, контролем занимается общественная Национальная ассоциация брокеров. 80 процентов всех расследований, проводимых Коммиссией по акциям (правительственный орган), основаны на информации, предоставленной Ассоциацией, которая в свою очередь придерживается гораздо более жесткого кодекса поведения, чем того требует действующее законодательство.

По мнению Мелкумова, в России на нынешнем этапе только государственные органы способны регулировать транзакции с ценными бумагами.

Я. Мелкумов уверен в появлении в России инвестиционных фондов, которые будут обслуживать как и инвесторов, любящих рисковать, так и тех, кто стремится к стабильности. 0блуживать законно, а не по “правилам” Остапа Бендера.

Эксперты также отмечают, то в условиях России скорее имеет смысл развивать внебиржевой рынок акций, где брокер непосредственно выходит на брокера, в отличие от биржевого, когда акции циркулируют на бирже. По мнению Р. Бернарда, внебиржевой рынок в будущем будет преобладать в России. Достоинство такой схемы связано с наличием сразу нескольких человек, которые продают и покупают акции одной компании, таким образом выступая в качестве законодателя мод по данной ценной бумаге, определяя ее курс. В США же, где превалирует биржевой рынок, акции одной фирмы закреплены за так называемым специалистом – и он действует как главный покупатель и продавец по конкретной ценной бумаге. В России такой порядок создаст дополнительные возможности для махинаций.

В основе решения всех тех нескончаемых вопросов, которое на Западе отлаживалось столетиями, в России в первую очередь лежит приватизация. Ее темпы и ее охват могут или усилить, или ослабить проблемы, сковывающие развитие рынка ценных бумаг. “Любое выведение отраслей из программы приватизации – это в конечном итоге вычитание некой суммы из вашего ваучера. Такая практика порочна в своей основе”, – отмечает Я. Мелкумов.

Единого мнения по тому, как нужно наладить торговлю акциями, найти, наверное, среди многочисленных экспертов невозможно. Они лишь дают наметки, показывают направление движения, говорят о тех традициях и практике, которую надо брать на вооружение. За тем, что происходит в России, внимательно следят многие, но ответы на все возникшие там вопросы никто не даст. Нет таких ясновидцев.

АЛЕКСАНДР ИВАНЬКО, Вашингтонское бюро “We/Мы”

“Мы” март 1995

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...