3.3.4. Бюджетный беспредел-2007: недобор доходов и рост расходов в 2,3 раза
Государство реагирует на описанные вызовы ростом бюджетных расходов, нацеленным, однако, как можно понять, не только на решение реальных проблем (в первую очередь на восстановление ликвидности банковской системы и финансового положения российского бизнеса в целом), но и на новое, кардинальное повышение коррупционных доходов правящей бюрократии. Правительство подготовило, а Госдума радостно проштамповала изменения в федеральный бюджет 2007 года, по которым его доходы повышены на 6, 9 %, или на 478, 6 млрд. руб. — с плановых 6965, 3 до 7443, 9 млрд. руб. Весьма существенно, что по итогам января-сентября доходы бюджета превысили план лишь на 0, 2 % — и, таким образом, для выполнения намеченного доходы IV квартала должны были превысить плановый уровень на 24, 7 % (то есть вырасти с 1891, 7 до 2359, 1 млрд. руб. ). Объяснением столь феноменального роста является завершение процедуры банкротства ЮКОСа, которое дает 580 млрд. руб. дополнительных доходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на 2007 год. Однако, если мы сопоставим размеры дополнительных доходов бюджета и неожиданных поступлений от банкротства ЮКОСа, получится, что на 2007 год был намечен недобор доходов в размере 101, 4 млрд. руб. (1, 5 % первоначально запланированного дохода). Чтобы замаскировать это, осуществлен красивый статистический фокус: средства, направляемые из текущих доходов в Стабилизационный фонд, сокращены против плана на 140, 2 млрд. руб., благодаря чему доходы бюджета «без учета средств, направляемых в Стабилизационный фонд», увеличатся на 618, 8 млрд. руб. Однако фокус способен лишь скрыть реальное положение дел от посторонних глаз, но отнюдь не улучшить его. В целом изменения федерального бюджета на 2007 год изначально малореалистичны. Об этом свидетельствует прогнозировавшийся на 2007 год бюджетный профицит в 912, 5 млрд. руб., притом, что за январь-октябрь он уже составил 2, 1 трлн. руб., а практики сокращения однажды накопленного профицита Минфин попросту не имеет.
Остатки средств на счетах федерального бюджета было намечено сократить за 2007 год не на 136, 0 млрд. руб., предусмотренные бюджетом, а на 582, 3 млрд. руб. (из них на 300 млрд. руб. сократят остатки, учитываемые в составе Стабилизационного фонда), притом, что за первые десять месяцев года остатки средств на счетах бюджета выросли на 2, 1 трлн. руб. (из которых 1, 3 трлн. руб. включено в состав Стабилизационного фонда). В результате указанных мер расходы федерального бюджета на 2007 год выросли с 5463, 5 до 6531, 4 млрд. руб. — на 1067, 9 млрд. руб., иди на 19, 6 %. Еще сильнее выросли расходы IV квартала 2007 года, на который, собственно, и были намечены все эти драматические изменения: они должны были увеличиться с 1307, 8 до 3047, 7 млрд. руб. — в 2, 33 раза! О равномерности расходов можно забыть: в IV квартале потрачено 46, 7 % годовых расходов бюджета! Это чрезмерно даже с учетом неизбежного предвыборного дополнительного финансирования разнообразных расходов и, как указывалось выше, вызовет крайне негативные инфляционные последствия. Изменениями в федеральный бюджет на 2007 год было предусмотрено, что 640 млрд. руб. — 59, 9 % дополнительных расходов — пойдут на «капитализацию институтов развития»: 240 млрд. руб. пойдут в Фонд содействия реформированию ЖКХ (весьма характерное название — не «Фонд реформ», а «Фонд содействия»; придумано в явном расчете на полное снятие с себя всякой ответственности за сами реформы и их результат, а ответственность за «содействие» представляется практически невозможной просто по самому смыслу слов); 180 млрд. руб. — в Банк развития, а оттуда на пополнение ликвидности трех государственных банков;
130 млрд. руб. — Российской корпорации нанотехнологий; 90 млрд. руб. — в инвестиционный фонд, управляемый Минэкономразвития (напомним, что во многом именно из-за его бездеятельности в 2006 году Минэкономразвития потратило лишь менее 20 % средств, выделенных ему федеральным бюджетом). Уже из данного перечня становится с исчерпывающей ясностью видно, что заявления о том, что данные средства пойдут на модернизацию инфраструктуры, представляют собой не более чем никак не связанную с реальностью пропаганду. Данные средства будут использоваться государственными корпорациями, в уставные фонды которых они поступят, почти бесконтрольно, что чревато неэффективностью, вплоть до массового разворовывания денег. Представляется вполне вероятным, что такое финансирование представляет собой не более чем откровенную предвыборную «плату» наиболее влиятельным бюрократическим кланам. На увеличение текущих расходов федерального бюджета в 2007 году направлено 316, 6 млрд. руб. (29, 7 % общей величины дополнительных расходов), в том числе: 106, 8 млрд. руб. — на межбюджетные трансферты; 53, 7 млрд. руб. — на социальную политику (включая 40 млрд. на погашение долгов военным пенсионерам); 52, 6 млрд. руб. — на здравоохранение и спорт; 45, 5 млрд. руб. — на экономику; 40, 7 млрд. руб. — на общегосударственные расходы; 8, 6 млрд. руб. — на безопасность и правоохрану; 5, 6 млрд. руб. — на оборону; 2, 1 млрд. руб. — на ЖКХ; 1 млрд. руб. — на образование, что свидетельствует как о низком аппаратном весе Минобразования, так и о том, что, несмотря на все усилия официальной пропаганды, образование не обладает реальным приоритетом. 41, 3 млрд. руб. из федерального бюджета дополнительно получил Пенсионный фонд (из них 30, 3 млрд. руб. — на повышение базовой части трудовой пенсии), еще 16, 0 млрд. руб. — Фонд обязательного медицинского страхования на частичное покрытие накопленных долгов по дополнительному лекарственному обеспечению (ДАО). В начале ноября министр финансов Кудрин огорошил аналитиков указанием на якобы неинфляционный характер дополнительных расходов федерального бюджета на 2007 год, так как из предусмотренных законом 1067, 7 млрд. руб. непосредственно потрачено в 2007 году должно будет только 47 млрд. руб.
Ничего себе закон, исполнение которого предусмотрено на 4, 4 %! 470 млрд. руб. дополнительных расходов 2007 года, по словам Кудрина, будет перенесено на 2008 год. Эти средства будут профинансированы, то есть выданы бюджетополучателям (иначе сами расходы бюджета просто не возникнут), но будут задержаны на их счетах до 2008 года, когда и будут осуществлены. Так как счета бюджетополучателей находятся в Федеральном казначействе, вне банковской системы, это значит, что данные средства будут физически потрачены в начале 2008 года (дополнительно к средствам, запланированным на этот год) и приведут к росту инфляции (в силу прежде всего монополизации рынков, на которых их будут тратить) не в начале года, а в апреле-мае, уже после президентских выборов. Таким образом, январский всплеск инфляции, вызванный ростом регулируемых цен и тарифов естественных монополий, будет сглажен и частично перенесен на период после выборов. Загадочной остается фраза Кудрина, процитированная РИА «Новости» 7 ноября, о том, что остальные 550 млрд. руб. составят «имущественные взносы в уставные капиталы институтов развития», то есть госкорпораций. Понятно, что передача имущества в силу самого своего характера не будет способствовать инфляции. Однако остается загадкой, каким образом «имущественные взносы» трактуются законом в качестве «расходов» федерального бюджета, каковыми являются, как известно, только деньги. Обращает на себя внимание сумма, о которой говорил Кудрин. Всего в составе дополнительных расходов «на развитие» выделено 640 млрд. руб., из которых 90 млрд. руб. пополняет инвестиционный фонд (и учитываются Кудриным в составе 470 млрд. руб., переходящих на следующий год), а 550 млрд. — вероятно, названные Кудриным, — идут на увеличение уставных капиталов госкорпораций. Среди этих 550 млрд. руб. в уставной капитал Банка развития будет внесено 180 млрд. руб., выделенных, по словам самого Кудрина, из Стабфонда. Таким образом, по крайней мере почти треть этих 550 млрд. (а скорее всего, все они) будут внесены не некими «имущественными взносами», а все же обычными деньгами.
Кудрин заявил, что эти средства не будут израсходованы в 2007 году и потому не окажут инфляционного воздействия. Вторая часть заявления правдива, только если все эти средства будут размещены в Федеральном казначействе. Действительно, туманные обещания Кудрина разработать порядок использования «временно свободных средств институтов развития» «на внутреннем и внешнем рынках» создают такое ощущение. Однако поступление этих средств на внутренние рынки, что теоретически допускается, увеличит денежную массу в обороте и в сегодняшней ситуации, скорее всего, будет иметь инфляционные последствия. Кроме того, совершенно точно не на счетах Федерального казначейства, а в банковской системе будут размещены 180 млрд. руб., передаваемые в уставной капитал Банка развития (не говоря о том, что их предполагается направить на пополнение ликвидности трех крупнейших госбанков). Эти средства не надо тратить — они по факту своего попадания в Банк развития уже будут находиться в банковской системе, в обороте и, соответственно, окажут инфляционное воздействие (хотя само по себе и небольшое). Благодаря административной и политической независимости большинства госкорпораций от Минфина остальные средства, направляемые в их уставные капиталы, также, скорее всего, попадут не в Федеральное казначейство, а в банковскую систему. Однако, поступив в банковскую систему, они не только поддержат ее ликвидность (в чем, вероятно, заключается одна из причин их выделения), но и будут способствовать ускорению инфляции, причем не после выборов президента, а сразу после их выделения, то есть уже в первые месяцы 2008 года. Весьма интересно, что среди переносимых на 2008 год дополнительных расходов, выделенных в 2007 году, Кудрин назвал практически все дополнительные социальные расходы. Формально выданные в 2007 году, то есть вроде бы в связи с выборами в Госдуму, до населения они дойдут только накануне президентских выборов. Это свидетельствует об уверенности государства в ненужности подкупать население перед думскими выборами, относительно незначительными и практически предрешенными, и о неуверенности в отношении президентских выборов, перед которыми все же надо хотя бы и в ритуальных целях раздать некоторые дополнительные средства. Характерно, что в документах к заседанию правительства объясняется рост доходов бюджета в 2007 году на 242, 8 млрд. руб., что, вероятно, замаскированно отражает часть дополнительных доходов от банкротства ЮКОСа (при этом данный источник получения дополнительных доходов никак не называется):
поступление единого социального налога (ЕСН) составит 389, 1 млрд. руб. — на 20, 3 млрд. (на 5, 5 %) больше плана; поступление налога на прибыль — 635, 6 млрд. руб., что на 55, 2 млрд. (на 9, 5 %) больше плана; поступление НДС на товары и услуги, реализуемые в России, составит 1381, 9 млрд. руб. — на 3, 2 млрд. руб. (на 0, 2 %) больше плана; возмещение НДС на товары и услуги, реализуемые в России, составит не менее 304, 3 млрд. руб., что уменьшит его поступление по сравнению с планом на 164, 3 млрд.; увеличение налоговых вычетов сократит поступление НДС на 72, 1 млрд. руб.; поступление НДС от импорта — 848, 8 млрд. руб. — на 155, 8 млрд. (22, 5 %) больше плана; поступление акцизов от производимой в России продукции составит 132, 9 млрд. руб. — на 6, 2 млрд. (4, 9 %) больше плана; поступление акцизов от импорта — 25, 5 млрд. руб. — на 5, 1 млрд. руб. (на 25, 1 %) больше плана; поступление налога на добычу полезных ископаемых составит 1081, 5 млрд. руб. — на 43, 8 млрд. руб. (4, 2 %) больше плана; поступления таможенных пошлин составят 2280, 9 млрд. руб., что на 113, 3 млрд. руб. (на 4, 7 %) меньше бюджета: ввозные пошлины составят 482, 9 млрд. руб. — на 87, 6 млрд. руб. (22, 2 %) больше плана, вывозные — 1797, 9 млрд. руб., на 10, 1 % ниже плана; прочие неналоговые доходы составят 397, 9 млрд. руб. — на 70, 2 млрд. (21, 4 %) больше плана; безвозмездные поступления в федеральный бюджет составят 232, 7 млрд. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|