Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Смысл и содержание модернизационного проекта




 

Минимальной целью модернизационного проекта является обеспечение российскому обществу гарантированного, долгосрочного и коллективного выживания в среде существования современных обществ — все более жесткой глобальной конкуренции. Собственно, в настоящее время и в ближайшие два десятилетия эта среда есть и будет оставаться настолько суровой, что непосредственным выражением исторического успеха, победы, триумфа и будет являться вроде бы скромно и совершенно не вдохновляюще звучащее «гарантированное выживание».

Либеральный проект исходно, по своей самой природе, нацелен на обеспечение выживания в глобальной конкуренции ни в коем случае не всего относительно слабо развитого в экономическом смысле общества. Он предоставляет условия для выживания лишь отдельных фрагментов такого общества, не встречающих конкуренции в мировом хозяйстве и потому, с одной стороны, никому не мешающих и ни у кого не отнимающих прибыль, а с другой — вписываемых им в себя автоматически, без значимых усилий с их стороны. Для нашего случая это, безусловно, в первую очередь работающие на экспорт сырьевые отрасли и производители продукции первого передела (в первую очередь металлов).

Выживая, по сути дела, ценой уничтожения собственного общества, эти стремительно обособляющиеся от него, а зачастую и друг от друга фрагменты вынужденно переосмысливают себя как часть не этого общества, но часть обслуживаемой ими инициирующей либеральный проект наиболее развитой части мира — «мирового сообщества», «человеческой цивилизации», «Запада» и т. д.

Модернизационный проект, как представляется, должен стать ответом либеральному и «чекистскому» проектам со стороны всего остального российского общества, равно лишенного ими будущего и приговоренного ими к деградации, вымиранию и превращению в простое удобрение для наиболее сильных участников глобальной конкуренции.

Мировоззренческой основой модернизационного проекта представляется обязательный возврат к целостному рассмотрению России как единого субъекта глобальной конкуренции. Целостное рассмотрение подразумевает понимание страны как корпорации особого типа, развивающей не только производство, но и необходимый этому производству человеческий капитал[10] вместе с неразрывно связанной с последним социальной средой.

Все основные социальные слои и группы должны рассматриваться при этом если и не как равно-, то, во всяком случае, как существенно значимые. Идея общего развития путем подавления некоторых из них (либо «враждебных», какой для коммунистов была буржуазия, либо «ненужных», какими для либеральных фундаменталистов остаются две трети современного российского общества) должна отвергаться как заведомо порочная, контрпродуктивная, не реализуемая и разрушающая общество.

Основное настроение модернизационного проекта, его скрытое послание обществу — «возвращение к здравому смыслу», излечение России от смертельно опасной болезни либерального фундаментализма под лозунгом «От реформ — к нормальности».

Так как Советский Союз все более становится в массовом сознании идеалом общественного устройства, целью модернизации для этого сознания может быть «воссоздание Советского Союза на базе рыночных отношений с опорой на национальный капитал и современные технологии» — разумеется, «без недостатков, приведших его к историческому поражению».

Принципиально важно, что, по крайней мере, с середины 2004 года российское государство уже пытается (в том числе осознанно, что чувствует и на что особенно болезненно реагирует Запад) реализовать эту концепцию, но из-за эгоизма, безответственности и некомпетентности возрождение Советского Союза осуществляется формально, а не содержательно, что, в конечном счете, оборачивается обманом общественных ожиданий и вызывает чреватое системным кризисом отторжение.

Категорическим требованием к модернизационному проекту являются яркое определение и четкая фиксация сверхзадачи предусматриваемых им преобразований, определяющей не менее чем новую позитивную роль российского общества для развития человечества. Причина этого, при всей романтичности подобной постановки цели, сугубо утилитарна и заключается в том, что российское общество, как известно, органически не способно развиваться без сверхзадачи. В этом отношении наша страна действительно никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет догнать Португалию — только Америку.

Непосредственной целью работы по формированию модернизационного проекта является определение необходимой для России политики (от базовых принципов до конкретных мер) в наиболее значимых для нее сферах общественной жизни.

В ходе этой работы не следует слишком сильно вдаваться в прогнозирование стихийного развития событий (которое в обозримом будущем, безусловно, будет в целом негативным) и в критику текущих действий государства: по мере приближения к системному кризису эти занятия будут все более популярными и все менее полезными.

Ими можно заниматься только в той степени, в которой их нельзя избежать для решения главной задачи — выработки нормативного подхода, категорического императива, четкого и возможно более подробного ответа на классический вопрос: что такое «хорошо»? Какая именно государственная политика во всех значимых сферах общественной жизни соответствует нуждам России?

Этот норматив должен стать объективным и в идеале общепринятым «критерием истины» по отношению к государственной политике, своего рода камертоном: приближение к нему — безусловное благо, даже если осуществляется политическими или личными противниками, отдаление от него — столь же безусловное зло, даже если является результатом действий политических союзников или просто глубоко симпатичных людей.

Среди дополнительных целей работы по формированию модернизационного проекта следует особо выделить формирование, возможно, более широкого круга экспертов, специалистов и перспективной молодежи, обеспечивающих проявление, вербализацию и углубленную многостороннюю проработку (в том числе самостоятельную) модернизационного проекта. Этот проект должен во многом стать саморазрабатывающимся, самостоятельно развивающимся процессом, а в той степени, в которой подготовку специалистов для его разработки удастся превратить в подготовку кадров для будущего государственного аппарата, видящих своей сверхзадачей модернизацию России, — и самореализующимся.

Принципиально важными представляются максимально широкое распространение, внедрение в общество и государство модернизационных ценностей и идей, обеспечение идеологического перелома и вытеснение ими как либеральных представлений и стереотипов, так и закономерно порождаемых ими настроений отчаяния и безысходности. Одним из важных инструментов идеологического перелома служит формирование модернизационных настроений в среде преподавателей вузов, в значительной степени определяющих системы ценностей и настроения выпускников, то есть доминирующие идеологию и настроения завтрашнего дня.

Для успеха модернизационного проекта он должен опираться (по крайней мере на первом своем этапе, пока является преимущественно не самостоятельной силой и процессом, а всего лишь альтернативой либеральному проекту) на часть общества, которая, с одной стороны, ущемляется и лишается перспектив либеральным проектом, а с другой — обладает наибольшими и наиболее разнообразными ресурсами.

Сегодня это бизнес, достигший лидирующих позиций на региональных рынках и условно называемый «средним» (хотя в результате роста последних лет он попадает скорее в категорию «крупного»). Этот бизнес обладает следующими особенностями, сочетание которых делает его потенциальным двигателем нового этапа развития российского общества:

наличие значительных и разнообразных (материальных, финансовых, организационных, интеллектуальных, волевых, административных) ресурсов;

очевидная невозможность реализации этих ресурсов для дальнейшего развития бизнеса в силу объективных хозяйственных (доминирование крупного бизнеса федерального уровня, невозможность развития без административной «крыши», границы которой обычно соответствуют границам региона) и политических (нарастающая централизация процессов принятия решений и в целом политической жизни) ограничений;

масштаб деятельности, еще не достаточный для использования возможностей либерального проекта (влияние на государство, выход на международные финансовые и товарные рынки), но уже не позволяющий избежать значительных потерь от его реализации (в том числе из-за открытия национальных рынков для внешней конкуренции);

отраслевая и, что особенно важно, региональная раздробленность, что создает объективную потребность в гибкой координации его общественных и политических усилий в национальном масштабе.

Представляется принципиально важным, что средний бизнес в целом уже аккумулировал ресурсы, необходимые для прорыва с регионального уровня на общенациональный и — далее — на международный. Именно этот прорыв, как представляется, высвобождает колоссальную накопленную и подспудно пережигаемую энергию нашего общества и сможет, как представляется, стать источником и содержанием не просто ускорения общественного прогресса, но комплексной и качественной модернизации всей России.

Масштабы этой задачи и, соответственно, требуемую для ее решения энергию трудно переоценить. В частности, обеспечение долгосрочной конкурентоспособности нашего общества возможно лишь путем восстановления и наращивания на качественно новой технологической базе всех без исключения компонент национального капитала, в первую очередь человеческого, технологического, материального (производственного и природного), финансового.

Средний бизнес остро нуждается в политическом, интеллектуальном и, главное, идеологическом обеспечении своего прорыва на общенациональный уровень, который является для него первоочередной и полностью осознанной потребностью. Именно средством осуществления этой потребности и должен стать для него модернизационный проект — по крайней мере на первом этапе своей реализации.

В силу олигархического характера сопротивления среднему бизнесу его прорыв неминуемо будет носить характер антиолигархической революции (при этом направленной против не только коммерческой, но и силовой олигархии).

Принципиальное политическое значение приобретает в свете этого вопрос об отношении модернизационного проекта к либеральным силам, потерпевшим безусловное историческое поражение, но опирающимся на совокупную мощь Запада и, несмотря на свое откровенное интеллектуальное и организационное убожество, при благоприятных обстоятельствах все еще, безусловно, способных на политический реванш.

В настоящее время они (вплоть до бывших коммерческих олигархов) жестоко страдают от агрессии силовой олигархии и потому, за редчайшими исключениями, объективно являются потенциальными союзниками модернизационного проекта.

Однако при сотрудничестве с ними ни в коем случае, ни на мгновение нельзя забывать о том, что они борются против силовой олигархии не столько как против олигархии — путь даже конкурировавшей с ними и в итоге победившей их, — сколько как против части государства. Принципиально важно, что поддержка правозащитной компоненты этой борьбы (против силовой олигархии как олигархии) должна сопровождаться жестким неприятием ее олигархической и псевдолиберальной компоненты (борьбы против силовой олигархии как части государства).

Как это ни печально, по мере приближения к победе, то есть к оздоровлению силовых структур и превращению силовой олигархии в нормальную добросовестную часть государства, олигархическая компонента в деятельности либеральных сил будет неизбежно вытеснять правозащитную. Справедливая и повышающая эффективность общества борьба против силовой олигархии за бесспорные либеральные ценности будет неуклонно вырождаться в абсолютно разрушительную для общества борьбу против государства (примерно так же, как в конце 80-х борьба против коммунистов выродилась в борьбу против Советского Союза) за эгоистичные интересы крупнейшего российского и иностранного капитала.

Соответственно, либеральные силы, какими бы цивилизованными и симпатичными людьми они ни были представлены, из временных попутчиков неизбежно вернутся в состояние смертельных, непримиримых врагов как модернизационного проекта, так и российского общества в целом.

Чтобы их естественное и закономерное отторжение не привело к неприемлемому обеднению и, соответственно, дестабилизации общества (ибо по-настоящему устойчивой может быть лишь достаточно сложная система), модернизационный проект с самого начала своей разработки должен включать позитивную, конструктивную, общественно полезную компоненту либерализма — подлинные либеральные ценности. К этим ценностям относятся, в частности, право собственности, справедливая конкуренция, честный суд, свобода слова.

Только в случае полномасштабной интеграции этих ценностей в общенациональный модернизационный проект необходимое уничтожение либерального фундаментализма как враждебной России политической силы не приведет к утрате этих ценностей, необходимых для успешного общественного развития.

Соответственно, только в этом случае проект модернизации России сможет выполнить и свою краткосрочную, но при этом все равно исключительно значимую политическую задачу — аккумулировать и свести воедино весь накопившийся в обществе разумный протест, переведя его энергию из отрицания в созидание, из негатива в позитив. Оседлав растущее массовое недовольство и направив его в созидательное русло, модернизационный проект тем самым превратит его из фактора дестабилизации и, возможно, самоуничтожения российского общества в инструмент его возрождения.

Такая трансформация нарастающего в результате неадекватных либеральных реформ общественного протеста создаст возможность оздоровления и повышения эффективности государства (то есть его модернизации) при обособлении и маргинализации деструктивной части протеста. Пока же благодаря титаническим усилиям захвативших экономическую власть либеральных фундаменталистов деструктивный протест, наоборот, не просто расширяется, но и становится все более респектабельным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...