5.2. Введение в теорию глобализации
Несмотря на то, что термин «глобализация» обычно используется в качестве простого синонима понятия «наше время», он в отличие от многих других популярных терминов все же имеет собственный и достаточно точно определенный научный смысл. В соответствии с доминирующими в настоящее время представлениями глобализация представляет собой стремительное формирование единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, в настоящее время преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее принципиальное отличие от интеграции, высшей (по современному состоянию) стадией которой она является. Ведь интеграция, насколько можно понять, полным ходом шла и в ледниковый период, и в эпоху Великих географических открытий, и в начале XX века, когда относительная интенсивность товарообмена между странами (но не обмена услугами, о чем обычно забывают) была сопоставима с нынешней. На сторонних наблюдателей наибольшее впечатление производят глобальное телевидение, «финансовое цунами» спекулятивных капиталов, сметающее и воздвигающее национальные экономики, все более изощренная виртуальная реальность, проникающая в самые неожиданные сферы даже повседневной жизни интерактивность. Однако внешние атрибуты глобализации ни в коей мере не должны заслонять главного ее содержания, которое, собственно говоря, и изменило облик мира, — влияния новых, информационных технологий на общественные отношения и, шире, на человечество. Именно влиянием на массовые, доминирующие общественные отношения паровая машина принципиально отличается от швейной, а компьютер — от мобильного телефона: паровая машина и компьютер стали явлениями общественной жизни, в то время как швейная машина и мобильный телефон остались исключительно техническими приспособлениями.
Современный мир объединен качественно новыми компьютерными технологиями, которые породили новые информационные технологии, а те, в свою очередь, качественно изменили природу бизнеса. Наиболее значимо в процессах глобализации, как представляется в настоящее время, принципиальное изменение предмета труда. Информационные технологии сделали наиболее прибыльным и потому массовым бизнесом преобразование уже не мертвого мира вещей, но живого человеческого сознания — как индивидуального, так и коллективного. Строго говоря, само по себе это далеко не новость. На некоммерческой основе технологии формирования сознания применяются в виде пропаганды большинством государств мира, в том числе и отнюдь не тоталитарными, а также подавляющим большинством религий (если вообще не всеми без исключения) практически на всем протяжении их существования. Однако современные информационные технологии в сочетании с достижениями человечества в других сферах (структурная лингвистика, психология, математика) впервые удешевили и упростили технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступными и начали окупаться в представляющем непосредственный коммерческий интерес кратко-, а не долгосрочном плане. В результате в условиях глобализации изменением нашего сознания занимается не национальное и даже не порожденное конспирологически воспаленным воображением зловещее «мировое» правительство, а каждый фабрикант собачьих консервов. Тот, кто не делает этого или делает это недостаточно эффективно, уже давно (самое позднее — десять лет назад) безвозвратно вытеснен из бизнеса, в котором нечего делать без PR-технологий: в отличие от традиционного маркетинга они приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а, напротив, людей — к уже имеющемуся товару. В результате человечество все больше напоминает хирурга, делающего самому себе операцию на открытом мозге.
Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес отнюдь не является, как может показаться, частным вопросом коммерции. Оно изменяет сам характер человеческого развития: если раньше человечество изменяло окружающий мир, то теперь, в том числе, вполне вероятно, и из-за того, что антропогенная нагрузка на биосферу приблизилась к некоему критическому уровню, оно перешло к изменению самого себя. Технологии этого изменения, по аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на изменение окружающей среды, — high-tech, получили название high-hume. Первоначально они использовались только для обозначения технологий формирования сознания, однако перспективы генной инженерии и некоторых других направлений современной науки позволяют включать в эту категорию все технологии непосредственного изменения человека. Превращение в наиболее эффективный и потому повсеместно распространенный бизнес формирования сознания представляет собой подлинную революцию. В частности, она, насколько можно понять в настоящее время, кардинально повышает эффективность производства, качественно меняет международные взаимоотношения и сам характер глобальной конкуренции. Однако целиком ее последствия еще далеко не осознаны, и, строго говоря, нет никакой уверенности в том, что они могут быть осознаны вообще, так как главным объектом преобразовательной деятельности человечества становится сам инструмент этого осознания, как коллективного, так и индивидуального. Естественно, даже начало столь грандиозного качественного перехода не могло обойтись без комплекса разноуровневых, но весьма жестко взаимоувязанных кризисов. В настоящее время наиболее острыми и наиболее близкими к взрывному разрешению, помимо названных в начале статьи кризисов неразвитого мира и глобальных монополий, являются кризисы управляющих систем и глубокий мировоззренческий кризис, связанный, как представляется, с устареванием традиционного западного понимания демократии, являющегося его идеологическим стержнем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|