Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Выбор веры на Руси. Причины и последствия принятия христианства




5. Выбор веры на Руси. Причины и последствия принятия христианства

Крещение Руси произошло в 988 при князе Владимире Святославовиче. До официального крещения на Руси христиане были, но немного, преобладали языческие верования. Владимир осознавал, что необходима единая религия, которая сплотила бы государство, ввело новую мораль и способствовало дальнейшему развитию общества во всех отношениях. Прежде чем выбрать христианство Владимир рассматривал многие религии, но в итоге остановился на византийском христианстве. Одним из его преимуществ в отличие от римской церкви, было то, что оно разрешало вести службы на землях новообращенных народов на родном языке, в то время как римская церковь не признавала никакого языка кроме латыни. Начались переговоры с Византией, закончились они в 988 крещением Владимира и части его дружины, также ему в жены отдали византийскую принцессу Анну, вместе с Владимиром на Русь отправился священник Атанас.

Между крещением Владимира и крещением Руси прошло немало времени. Лишь в 990 Владимир предпринял первые шаги по введения христианства на Руси. Первым был крещен Киев, затем началось обращение в христианство других городов и земель. Народ протестовал против насильной христианизации, по стране прокатились восстания и волнения. На Русь из Византии привозились книги, церковная утварь, строились церкви. Вместе с христианством на Русь пришли грамотность, стали создаваться первые школы. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в языческом мире, но постепенно при поддержке власти церковь укоренилась повсеместно. Тем не менее, на Руси появилось двоеверие – новая вера сочеталась со старыми языческими верованиями, праздник Коляды слился с Рождеством, сохранилась и Масленица, таким образом, на Руси появился свой собственный вариант христианства, причудливо сплетенный с язычеством.

Христианство оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Руси в политическом, экономическом, духовном и культурном плане. В основном это происходило благодаря влиянию церкви. укрепившись экономически, церковь стала оказывать влияние на государственные дела, участвуя порой в политических интригах, но одновременно призывая к единению русских земель. При церквях создавались школы, тут же появились и первые художники. Позже церкви были поручены судебные дела по религиозным и семейным делам. Церковь укрепляла институт семьи и брака, выступала за уважение родителей и женщин, старалась защитить обиженных. Помогая сближению Руси с православными государствами, церковь способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов протекающих на Западе.

 

6. Политическая раздробленности Руси в 12-13 веках: причины и последствия. Оценка раздробленности в отечественной историографии

Дореволюционные историки причиной раздробленности видели изменение порядка наследования княжеской власти. И точкой отчета считали 1097 г., когда в г. Любиче состоялся съезд князей, на котором провозгласили принцип: «каждый да держит отчину свою».

Однако современные историки называют несколько основных причин вызвавших раздробленность Киевской Руси:

1. Экономические. К тому времени уже сложилась система натурального хозяйства в экономике. Это способствовало изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, княжество) друг от друга. Каждая из этих единиц сама себя обеспечивала и потребляла весь продукт, который она производила. Товарный обмен фактически отсутствовал.

2. Социально- политические. Представители верховной власти (боярство) из военной элиты превратились в удельных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности.

В данный период изменилась система государственного управления. Сформировались два центра управления: дворец и вотчина.

3. Внешне - политические. В процессе распада единого Киевского государства важную роль сыграло вторжение монголо-татар, и разрыв древнего торгового пути «из варяг в греки», который объединял вокруг себя славянские племена.

Последствия раздробленности были порой ужасающими – неспособность князей договориться по самым простым вопросам привела к поражению от монголо-татар и от крестоносцев. Отсутствовали любые связи между княжествами, каждое было само по себе, отдельным государством со своими законами. Историки оценивают распад Руси как закономерный этап на пути к будущей централизации страны и новому взлету на другом более высоком этапе.

 

7. Монгольское нашествие на Русь и его последствия. Освещение проблемы в отечественной историографии

В начале 13 в. в степях Центральной Азии образовалось сильно Монгольское государство. В 1206 г. на съезде монгольской знати был избран великий хан (Чингисхан), положивший начало военной политике продвижения на запад.

31 мая 1223г. – состоялось первое сражение русских и половцев с монголами на р. Калке. В силу феодальной раздробленности русские войска не смогли договориться о совместном выступлении против монгол и понесли жестокое поражение.

1237-1241 – происходит постепенное завоевание Руси монголами. Первой пала Рязань, затем были взяты и другие города (Коломна, Москва, Суздаль Ростов, Ярославль, Тверь).

4 марта 1238 г. в битве на р. Сити потерпело поражение владимирско-суздальское войско.

Декабрь 1240 г. - разгром монголами Киева, Чернигова. Великий Новгород и Псков попали под владычество Золотой Орды. Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. Была проведена первая перепись населения, чтобы точнее взимать дань, от налогов была освобождена лишь церковь.

В 14 веке Москва и другие княжества переходят к противостоянию Орде, этому способствовали междоусобицы ханов. Решающей оказалась битва на Куликовом поле в 1380 г., когда под предводительством Дмитрия Донского было разгромлено войско Мамая, эта победа положила начало освобождению Руси от власти Золотой Орды.

Монголо-татарское нашествие на Русь оказало значительное влияние на все стороны жизни. Последствия его были как положительные, так и отрицательные.

Отрицательные последствия: Резко сократилось население страны, были забыты многие ремесла (например, стеклоделие, возродили его только в конце XVII вв. с помощью итальянских и немецких мастеров), прервалось каменное строительство. Были нарушены дипломатические, торговые связи Руси, что привело Русь к внешнеполитической изоляции, пострадали культурные ценности. По подсчетам археологов из 74 городов Руси. XII-XIII вв. 49 были разорены.

Положительные последствия: - монгольское нашествие на Русь ускорило процесс ее распада, но вместе с тем сложная политическая ситуация выдвинула на первый план Московское княжество, сумевшее стать центром последующего объединения русских княжеств.

Монголо-татарское нашествие повлияло не только на выбор пути дальнейшего развития, но и на темпы его развития. Оно на 240 лет законсервировало удельную раздробленность страны, и определило ее отставание от развитых стран Европы, которые Русь спасала от ужасов варварского нашествия ценой собственных бед и потерь.

Таким образом, ордынское иго задержало социально- экономическое, политическое и культурное развитие русского государства.

Первыми представителями русской историографии были летописцы. Советские исследователи обычно отмечают единодушное отношение русских летописцев к нашествию, которые говорят о татарском нашествии как об ужасной катастрофе.

По Карамзину с одной стороны, татарщина вызвала отставание Руси в XIV-XV вв. Борьба с Ордой была вопросом самого существования России. С другой стороны, если бы не нашествие, то Русь погибла бы в междоусобицах. Карамзин подчеркивает также развитие торговли в монгольский период, расширение связей с Востоком и роли Руси как посредника в международной торговли.

Взгляды Н. М. Карамзина получили развитие у Н. И. Костомарова и В. О. Ключевского. Ключевский подчеркивает, что ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший.

Такое последствие нашествия, как прекращение контактов с Западом, было положительно оценено в трудах первых русских славянофилов.

В 20-х года возникла евразийская школа, которая своеобразно интерпретировала взгляды славянофилов, смешав их с " туранской" концепцией русской истории Н. С. Трубецкого. Основные положения евразийцев сводились к признанию " внутреннего разложения" Руси к середине XIII века и " нейтральности" монгольской культурной среды, позволившей православию сохранить свою идейную чистоту. При этом одновременно признавалось значительное влияние " азиатского элемента" на быт, социальную и политическую организацию, образ жизни и психологию Руси. Насонов в книге " Монголы и Русь" заложил мнение о катастрофических последствиях нашествия, призванное объяснить причины отставания России, а после и СССР, от западных стран. Мнение, сформулированное ещё А. С. Пушкиным, становится господствующим как в специальной литературе, так и в школьных и в вузовских учебниках, а постепенно, в том числе и через талантливые произведения В. Г. Яна, в широких кругах населения.

Новое поколение историков, начиная с К. Д. Кавелина, волновал в первую очередь вопрос о политическом устройстве до- и послемонгольской Руси.

К наиболее позитивным воздействиям нашествия и последующего ига К. Д. Кавелин относил разрушение удельной системы, но в целом внешнее воздействие Орды он оставлял без внимания, делая акцент на " непрерывное" воздействие факторов внутреннего развития Руси. С. М. Соловьёв уделял нашествию и игу ещё меньше внимания, считая его влияние незначительным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...